ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Дударева Наталия Викторовна

ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)


В последнее время растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания и т.д.

Тревожность следует отличать от тревоги: тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения (например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике), а тревожность является устойчивым состоянием, когда состояние тревоги повторяется в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.). Анализируя проблему детской тревожности, Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван разными причинами. В их числе:

1.Противоречивые требования, предъявляемые родителями, либо родителями и детским садом.

2.Неадекватные требования взрослых (чаще всего завышенные).

3.Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение [4].

Важно, чтобы взрослые осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в разных ситуациях. Для достижения положительных результатов в детских садах педагогами и психологами совместно с родителями проводится огромная работа с тревожными детьми.

Основные направления этой работы таковы:

-повышение самооценки и уверенности ребенка в себе;

-обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

-развитие навыка владения собой в трудных ситуациях.

Важное место здесь отводится играм и упражнениям. Например, для повышения самооценки и уверенности в себе широко применяются игры: «Комплементы», «Волшебные очки», «Похвалилки» и др., упражнения: «Я умею, я могу», «Расскажи о приятном и хорошем в твоей жизни» и др. Цель этих игр и упражнений – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства свои и сверстников [3, 102 -103].

Для снятия тревожности можно применять игры с марионетками. В таких играх ребенок легко отождествляет себя с животными и людьми, их характерами и проблемами и тем самым может реализовать разнообразные поведенческие стратегии и способы решения проблем. Игра с марионетками часто предполагает сочинение истории. Ребенок действует посредством персонажей и может использовать разные стили поведения. Такая игра позволяет ребенку понять причины страха, переживаемого разными персонажами. С помощью куклы ребенок может выразить и отрегулировать свои собственные переживания.

Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности. Анна Фрейд одной из первых стала применять в работе с детьми игровую терапию. Цель игровой терапии такова: развить более позитивную Я – концепцию, внутренний источник оценки, обрести веру в самого себя, стать более ответственным в своих действиях и поступках, более самоуправляемым, выработать способность к самостоятельному приятию решений, овладеть чувством контроля, развивать сензитивность к процессу преодоления трудностей. Игровая терапия ребенка – нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослый мир снизу вверх, но в детском мире фантазий и образов является повелителем.

При помощи игры можно решить самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормаживающий тонизирующий эффект, а для третьего стать школой коллективных отношений (А.С. Спиваковская).

Богаты коррекционные возможности сюжетных игр и игр драматизаций. Разыгрывая ранее встречавшиеся трудные ситуации в играх-драматизациях типа «Какая Я», «Какая наша группа», «Какая у меня мама», «Какой у меня папа», дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях.

Коррекционным целям способствует и перенос негативных качеств собственной личности ребенка на игровой образ. «Отстраняясь», таким образом, от них, дошкольник получает возможность как бы избавится на время от своих собственных недостатков, со стороны оценить их, проиграть свое отношение к ним [2].

Особую ценность представляют игры-драматизации по специально подобранным в коррекционных целях произведениям, прежде всего сказкам. Воплощая взятую на себя роль, ребенок нередко проявляет воображение, переживает радость от самого процесса творческого самовыражения, от успешности выполненной роли, одобрения, положительной оценки со стороны взрослого и сверстников. Складывающееся при этом «эмоциональное предвосхищение» ведет к возникновению желания ребенка еще и еще раз заняться этой деятельностью, чтобы пережить особое состояние – радость творчества. Успех в этой деятельности дает основание ребенку с низкой самооценкой для изменения его «Я-концепции». Многие дошкольники именно в этой деятельности получают возможность успешно удовлетворить ранее депривированную потребность в признании окружающими.

В исследовании, проведенном Е.А. Панько, С.Н. Жданович, Л.С. Ходонович, выявлено, что наиболее успешна коррекционная работа тогда, когда она осуществляется комплексно, как с помощью игры, так и посредством разных видов искусств, когда в нее включены оба воспитателя, работающие с детьми, музыкальный руководитель. При таких условиях коррекционной работы она положительно влияет на самооценку, на эмоциональное состояние, на снижение выраженности таких симптомокомплексов как «трудности в общении», «депрессивность», «конфликтность», «чувство неполноценности», «тревожность» и др.

Вмешательство взрослого в детскую игру оказывает свое позитивное воздействие, если он пользуется авторитетом, доверием и уважением у детей, если он обладает необходимыми специальными знаниями и умениями. [1].

Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.

А.С. Макаренко говорил, что ребенок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать.

Таким образом, игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста, затрагивает все стороны личности ребенка, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения. В игре формируется самооценка, самоконтроль, организованность. Игра укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы. Она является для ребенка средством самовыражения, удовлетворения потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а так же развивает определенные навыки и умения.


Игры, способствующие формированию адекватной самооценки.

1.Игра «Имя».

Цель: формирование адекватной самооценки.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравится или нравится свое имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.

Эта игра дает дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ведь часто отказ от собственного имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше (в своем сознании), чем он есть сейчас.

2.Проигрывание ситуаций.

Цель: уметь реально оценивать как свои успехи и неудачи, так и других

детей.

Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители и воспитатели могут придумать их сами, а могут взять реальные ситуации из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании ситуации выполняет один из родителей или другие дети. Иногда после разыгрывания бывает полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнером и «оказаться на месте» того, с кем он общался.

Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

- Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.

3. «Я горжусь тем, что я…»

Цель: осознание ребенком своих положительных качеств.

Сначала воспитатель обсуждает с ребенком то, какими качествами и поступками человек может гордиться. Затем воспитатель говорит слова: «Я горжусь тем, что я…», а ребенок продолжает эту фразу (называет то, чем он может гордиться). Взрослый помогает ребенку увидеть в себе как можно больше таких качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)


В последнее время растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания и т.д.

Тревожность следует отличать от тревоги: тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения (например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике), а тревожность является устойчивым состоянием, когда состояние тревоги повторяется в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.). Анализируя проблему детской тревожности, Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван разными причинами. В их числе:

1.Противоречивые требования, предъявляемые родителями, либо родителями и детским садом.

2.Неадекватные требования взрослых (чаще всего завышенные).

3.Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение [4].

Важно, чтобы взрослые осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в разных ситуациях. Для достижения положительных результатов в детских садах педагогами и психологами совместно с родителями проводится огромная работа с тревожными детьми.

Основные направления этой работы таковы:

-повышение самооценки и уверенности ребенка в себе;

-обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

-развитие навыка владения собой в трудных ситуациях.

Важное место здесь отводится играм и упражнениям. Например, для повышения самооценки и уверенности в себе широко применяются игры: «Комплементы», «Волшебные очки», «Похвалилки» и др., упражнения: «Я умею, я могу», «Расскажи о приятном и хорошем в твоей жизни» и др. Цель этих игр и упражнений – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства свои и сверстников [3, 102 -103].

Для снятия тревожности можно применять игры с марионетками. В таких играх ребенок легко отождествляет себя с животными и людьми, их характерами и проблемами и тем самым может реализовать разнообразные поведенческие стратегии и способы решения проблем. Игра с марионетками часто предполагает сочинение истории. Ребенок действует посредством персонажей и может использовать разные стили поведения. Такая игра позволяет ребенку понять причины страха, переживаемого разными персонажами. С помощью куклы ребенок может выразить и отрегулировать свои собственные переживания.

Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности. Анна Фрейд одной из первых стала применять в работе с детьми игровую терапию. Цель игровой терапии такова: развить более позитивную Я – концепцию, внутренний источник оценки, обрести веру в самого себя, стать более ответственным в своих действиях и поступках, более самоуправляемым, выработать способность к самостоятельному приятию решений, овладеть чувством контроля, развивать сензитивность к процессу преодоления трудностей. Игровая терапия ребенка – нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослый мир снизу вверх, но в детском мире фантазий и образов является повелителем.

При помощи игры можно решить самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормаживающий тонизирующий эффект, а для третьего стать школой коллективных отношений (А.С. Спиваковская).

Богаты коррекционные возможности сюжетных игр и игр драматизаций. Разыгрывая ранее встречавшиеся трудные ситуации в играх-драматизациях типа «Какая Я», «Какая наша группа», «Какая у меня мама», «Какой у меня папа», дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях.

Коррекционным целям способствует и перенос негативных качеств собственной личности ребенка на игровой образ. «Отстраняясь», таким образом, от них, дошкольник получает возможность как бы избавится на время от своих собственных недостатков, со стороны оценить их, проиграть свое отношение к ним [2].

Особую ценность представляют игры-драматизации по специально подобранным в коррекционных целях произведениям, прежде всего сказкам. Воплощая взятую на себя роль, ребенок нередко проявляет воображение, переживает радость от самого процесса творческого самовыражения, от успешности выполненной роли, одобрения, положительной оценки со стороны взрослого и сверстников. Складывающееся при этом «эмоциональное предвосхищение» ведет к возникновению желания ребенка еще и еще раз заняться этой деятельностью, чтобы пережить особое состояние – радость творчества. Успех в этой деятельности дает основание ребенку с низкой самооценкой для изменения его «Я-концепции». Многие дошкольники именно в этой деятельности получают возможность успешно удовлетворить ранее депривированную потребность в признании окружающими.

В исследовании, проведенном Е.А. Панько, С.Н. Жданович, Л.С. Ходонович, выявлено, что наиболее успешна коррекционная работа тогда, когда она осуществляется комплексно, как с помощью игры, так и посредством разных видов искусств, когда в нее включены оба воспитателя, работающие с детьми, музыкальный руководитель. При таких условиях коррекционной работы она положительно влияет на самооценку, на эмоциональное состояние, на снижение выраженности таких симптомокомплексов как «трудности в общении», «депрессивность», «конфликтность», «чувство неполноценности», «тревожность» и др.

Вмешательство взрослого в детскую игру оказывает свое позитивное воздействие, если он пользуется авторитетом, доверием и уважением у детей, если он обладает необходимыми специальными знаниями и умениями. [1].

Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.

А.С. Макаренко говорил, что ребенок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать.

Таким образом, игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста, затрагивает все стороны личности ребенка, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения. В игре формируется самооценка, самоконтроль, организованность. Игра укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы. Она является для ребенка средством самовыражения, удовлетворения потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а так же развивает определенные навыки и умения.


Игры, способствующие формированию адекватной самооценки.

1.Игра «Имя».

Цель: формирование адекватной самооценки.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравится или нравится свое имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.

Эта игра дает дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ведь часто отказ от собственного имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше (в своем сознании), чем он есть сейчас.

2.Проигрывание ситуаций.

Цель: уметь реально оценивать как свои успехи и неудачи, так и других

детей.

Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители и воспитатели могут придумать их сами, а могут взять реальные ситуации из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании ситуации выполняет один из родителей или другие дети. Иногда после разыгрывания бывает полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнером и «оказаться на месте» того, с кем он общался.

Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

- Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.

3. «Я горжусь тем, что я…»

Цель: осознание ребенком своих положительных качеств.

Сначала воспитатель обсуждает с ребенком то, какими качествами и поступками человек может гордиться. Затем воспитатель говорит слова: «Я горжусь тем, что я…», а ребенок продолжает эту фразу (называет то, чем он может гордиться). Взрослый помогает ребенку увидеть в себе как можно больше таких качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, способствующие повышению самооценки дошкольников

Сборник игр и упражнений,способствующих повышению самооценки у детей старшего дошкольного возраста...

Групповые игры для повышения самооценки дошкольников

Игры для детей дошкольного возраста (самооценка)...

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»...

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста» План проекта.1. Актуальность темы. 2. Выявление проблемы....

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста»

Наличие детей с повышенной тревожностью и регулярные запросы, поступающие от педагогов и родителей,  сталкивающиеся с детьми у которых наблюдается наличие выраженных страхов, указывает на необход...

Педагогический информационно-практический проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

 В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на появление страхов, нервозности, ухудшение общего эмоци...