Викторина для педагогов "Математическая карусель"
методическая разработка

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_karusel.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 12 г. Красноармейска Саратовской области»

 ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Математическая карусель»

Воспитатель: Аржанухина

Станислава Казимировна

 2019 г.

 Викторина для педагогов «Математическая карусель»

Цель: 
• Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. 
• Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску. 
Ход:
Ведущий. Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня, я хочу вам предложить математическую викторину.

1.Педагогические задачи для педагогов

1.   Ребёнок, которого вызвал воспитатель, поставил на подставку пять разных игрушек. Воспитатель спросил его:  «Скажи, сколько всего ты отсчитал игрушек? Расскажи, сколько и каких игрушек ты взял?   Ребёнок отвечает так: «Я взял одну матрёшку, вторую машинку, третью пирамидку, четвёртую куклу, пятый мячик. Всего я взял пять игрушек».

    Вопросы:  Какая задача решалась в описанной части занятия?

(закреплять представления  о количественном составе числа 5 из единиц)

     Был ли усвоен программный материал вызванным ребёнком?         Правильно ли он отвечал?

Выполняя задание, дети непременно должны рассказывать, как составлена группа, поскольку в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («1 тарелка, 1 блюдце, 1 чашка — всего 3 предмета        посуды».)
Конкретные вопросы («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей?») постепенно подменяют более общими, например: «Поскольку ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Как получилось у тебя 4 игрушки?»

Ребёнок определил  место предмета среди других (порядковый счёт).

Когда хотят узнать, сколько предметов, их считают: один, два, три, четыре и т. д., т. е., считая так, находят ответ на вопрос сколько? Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному. Отвечая на вопросы который? какой по счету?, считают: первый, второй, третий...
        2. В конце занятия воспитатель даёт задания:  «Оля, встань с правой стороны от меня,  Коля, встань впереди Оли, Костя – с левой стороны от Коли». Дети выполняют задания правильно.  Когда воспитатель попросил детей, сидящих за столами, рассказать,  кто, где стоит, они не могли точно ответить.

       Вопросы:   Какие особенности восприятия детьми пространственных направлений проявляются в этом примере?  (Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов).

      Какая программная задача решалась на данном занятии? (развивать умение обозначать  в речи местоположение другого объекта относительно себя)

      Какую работу нужно проводить с детьми по этой задаче?

Где расположен предмет?(относительно детей, педагога)

Для умения определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т. д.).

     2.Практические задания:

1. Подобрать наглядный материал для занятия, в котором будут решаться следующие программные задачи:

**учить детей сравнивать смежные числа  с опорой на наглядный материал, (Сравнивать смежные числа — значит определять, какое из них больше, а какое меньше. Отношения между смежными числами будут изучаться уже в подготовительной к школе группе.
Детей учат сравнивать все числа в пределах 10. Начинать работу целесообразно со сравнения чисел 2 и 3, а не 1 и 2.
Наглядной основой сравнения чисел служит сопоставление 2 совокупностей предметов. Например, сопоставив 2 матрешек с 3 кубиками, выясняют, что матрешек меньше, чем кубиков, а кубиков больше, чем матрешек. Значит, 2 меньше 3, а 3 больше 2. Проверяют, всегда ли это так. Для этого 2—3 раза меняют счетный материал. Сопоставляют другие совокупности, состоящие из 2 и 3 предметов, и делают вывод, что 3 всегда больше 2, а 2 меньше 3.
Аналогичным образом сравнивают еще 2—3 пары смежных чисел. Работу детей организуют одновременно с разным счетным материалом. Одни дети сопоставляют, например, 4 елочки и 5 грибочков, другие — 4 утенка и 5 цыплят, третьи — 4 круга и 5 квадратов и т. д. Выясняют, что во всех случаях 5 больше 4, а 4 меньше 5. 
Сравнивая числа, некоторые дети называют только одно из них: «5 больше» или «4 меньше». Добиваясь точного ответа, педагог задает наводящие вопросы, например: «С каким числом мы сравнили число 5?», «Какого числа оно больше (меньше)?» Пользуясь возможностью подчеркнуть относительность выражений «больше», «меньше», воспитатель предлагает ребенку сравнить данное число с предшествующим или последующим. Он говорит, например: «Ты сказал, что 4 меньше. А если я назову числа 3 и 4, что ты скажешь про число 4?» Дети убеждаются, что одно и то же число может быть и больше, и меньше другого в зависимости от того, с каким числом его сравнивают. Поэтому надо называть оба сравниваемых числа и указывать, какое из них больше (меньше) какого. Иначе ответ будет неточным.
Наиболее ценным приемом является построение числовой лесенки. Числовая лесенка позволяет наглядно представить определенную конечную последовательность чисел натурального ряда.

**закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10,.

(Изучение порядкового счета начинается еще в старшей группе, а в подготовительной происходит закрепление приобретенных знаний. Постепенно дети подводятся к пониманию того, что число имеет двоякое значение: количественное и порядковое. Количественное число показывает результат счета предметов независимо от порядка, в каком они считаются (важно, чтобы все предметы были сосчитаны, притом каждый только один раз). Порядковое же число показывает номер числа натурального ряда, его место среди других чисел.

В подготовительной группе важно расширить представления детей об использовании порядковых числительных в практической жизни. Надо рассказать детям, что предметы, получившие свой номер, в дальнейшем распознаются лишь по номеру, например нумеруются места в театре, в поезде, в самолете, корпуса зданий, квартиры в домах, маршруты трамваев, автобусов и др. Нумерация помогает отличить один предмет от другого, найти нужное место, квартиру и т. д.)

3.  «ПОДУМАЙ ХОРОШЕНЬКО»

3.1.Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

 (Количество и счёт, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени, Величина, Форма)

4. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

Этот  предмет   изобрел   в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта  для   своих студентов. Его  сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться.   Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток    (кубик  Рубика)

5. «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ»

1. Результат сложения (сумма)
2. Игра с цифрами (пятнашки)
3. Единица длины (сантиметр)
4. Математический знак (равенство)

5. Арифметическое действие (сложение)

6. То, что используют при измерении протяженности предмета (мерка)
7.Графическое выражение числа (цифра)

6. «Фольклорная математика»

 Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
• Один ум хорошо, а два – лучше.
• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Знать, как свои пять пальцев.
• Семь бед – один ответ.
• Семеро одного не ждут.

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь


7. «Математика в рисунках»
конус
минус
задача


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД экологическая викторина "Осенняя карусель"

Экологическая викторина "Осенняя карусель" является обобщающим развлекательным мероприятием в подготовительной группе по теме "Ходит осень по дорожкам"....

Викторина по произведениям С.Я. Маршака на тему: "Веселая карусель" (средняя группа)

Конспект викторины по произведениям С.Я. Маршака на тему: "Веселая карусель"...

Презентация к литературной викторине по произведениям С.Я. Маршака "Веселая карусель"

Презентация к викторине по произведениям С.Я. Маршака на тему: "Веселая карусель"...

Познавательная викторина "Музыкальная карусель"

Цель: Закрепить представления детей о музыкальных инструментах.           Развивать творческие способности....

Познавательная викторина «Музыкальная карусель»

Цель: Закрепить представления детей о музыкальных инструментах.           Развивать творческие способности....

Интегрированный досуг по теме : «Золотая карусель осени» (осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.)

Развлечение для воспитанников и их родителей  в соответствии с ФГОС. Цель- формирование нравственности, чувственной эмоциональности, эстетического вкуса через взаимосвязь музыкального искусства и...

Игра - викторина "Карусель - безопасности

Увлекательное путешествие в парк аттракционов, но что бы найти карусель - впомним правила личной, дорожной и пожарной безопасности....