Консультация для педагогов "Учимся сотрудничать с родителями"
статья

Кобринец Елена Петровна

 Главный момент в контексте       « семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsulta.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

«Учимся сотрудничать с родителями»

 Автор: Кобринец Елена Петровна

Человек приобретает человеческую сущность в сообществе людей. Только заботливое и мудрое внимание любящего окружения способно привить         « биологическому Маугли», которым появляется на свет младенец, культурные потребности  и опыт их удовлетворения» человеческим образом».

Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребёнка в жизнь взрослых назвали образование. Главную роль в этом процессе играют родители ребёнка. Это они привели его в этот мир – они и несут ответственность за то, каким он станет. Способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется их педагогической компетентностью.

Педагогическая компетентность – это умение понимать потребности ребёнка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материнским достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.

Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности, как правило, не позволяет родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. А дошкольное учреждение в развитии ребёнка играет важную роль: здесь он получает первые  знания,  приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учиться организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Закономерным следствием этого являются не только их низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность. С другой стороны, и сами воспитатели не готовы к активному, сознательному участию своих воспитанников в образовательном процессе. В сложившейся ситуации наиболее целесообразно способствовать установлению более тесных и неформальных контактов между педагогами детского сада и родителями воспитанников.

Способов решения этой задачи много. Так, детский сад сегодня пытается найти путь к сердцу родителей - нетрадиционные  родительские собрания, и открытые занятия, и интерактивные  утренники т.д.  Правда, желаемые результаты достигаются далеко не всегда, а вот ошибки неизбежны. Думается, это происходит,  что воспитатели упускают из виду главное – повышение педагогической компетентности родителей.  А это не достичь разовыми акциями. Этого достичь можно только в результате целенаправленной, длительной работы. Ведь главный момент в контексте       « семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чём-то сомневается, он просит совета, всячески подчёркивая уважение к опыту, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, как важнейшее профессиональное качество, позволяет педагогу вызвать родителей на доверительное общение. Наиболее эффективной формой доверия до сведения родителей информация о жизни ребёнка в дошкольном образовательном учреждении является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании и развитии ребёнка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни ребёнка в детском саду. Регулярно сообщая родителям  даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинство, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребёнка, правильно реагировать на них.

 Регулярно предоставляя информацию о содержании занятий и достижении детей, воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознавать свою роль в этом процессе.

 Жалуясь на плохое поведение ребёнка, воспитатель мешает установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми. Рассказывая родителям о плохом поведении других детей группы, воспитатель невольно становится соучастником процесса приклеивания ярлыков. Это не профессионально. Взрослый и так имеет преимущество в отношении с ребёнком, а пытаясь его увеличить,  прибегая к так называемому «общественному мнению», он только провоцирует нежелательные формы поведения детей, а не способствует их коррекции. Сводя общение с родителями до минимума, сообщая лишь административно- хозяйственных нуждах , воспитатель не может расположить их к диалогу и сотрудничеству и тем самым в конце концов лишает учреждение родительской поддержки. Кроме того, у родителей складывается мнение, что они нужны только для поборов и чёрной работы. Избегая общения с родителями, воспитатель вызывает настороженность со стороны родителей и провоцирует агрессивность по отношению к ДОУ. Таким образом, направленность работы воспитателей с родителями является « зеркалом» просветительской деятельности учреждения и требует особой заботы со стороны администрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Работа с родителями"

формы работы с родителями, методика проведения родительских собраний, тематика родительских собраний, их подготовка и проведение, как правильно писать протокол родительских собраний...

Тренинг для педагогов, воспитателей «Как эффективно сотрудничать с родителями».

Сценарий тренинга:1. Приветствие2. Тест по Э.Берну3. Беседа «Как влияет наше эго-состояние на эффективность общения?»4. Упражение "Трудные родители"5. Беседа «Как эффективно сотрудничать с родите...

Сотрудничаем с родителями.

В материале даны советы для родителей по коррекции звукопроизношения, дыхательные и артикуляционные гимнастики....

Практикум «Учимся сотрудничать с родителями»

Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «...

мини-консультация (беседа) педагога-психолога с родителем "Знакомство с профессией родителя"

Здравствуйте уважаемые родители.Сегодня предлагаю Вам поговорить о важности понимания ребенком профессии. Основные понимания и мировосприятия ребенком берутся из семьи. Именно родитель является...