Консультация для воспитателей "Мнемотехника и развитие речи детей"
консультация
В данном материале говорится о том, что такое мнемотехника, о ее задачах, структуре (мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы), о том, как применять мнемотехнику в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.mnemotehnika_fevr2019.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Мнемотехника и развитие речи детей».
Мнемотехника (с греч. искусство запоминания) – это специально разработанные приемы и способы, облегчающие процесс запоминания.
Технология мнемотехники органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
На сегодняшний день использование мнемотехники становится все более актуальным. Не секрет, что очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети не могут запомнить элементарное стихотворение; не могут составить рассказ, или воспроизводят его непоследовательно, перескакивая с одного на другое; не могут пересказать текст. Тогда на помощь приходит мнемотехника.
Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, словарный запас, ассоциативное мышление, связную речь, воображение, зрительное и слуховое восприятие.
Задачи мнемотехники:
1.развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии;
2.развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;
3.развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выявлять существенные признаки;
4.содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера;
5.обучать детей правильному звукопроизношению;
6.воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
В чем же заключается суть мнемотехники? На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как применять мнемотехнику в детском саду:
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, предлагая мнемодорожки, это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная форма – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Итак, структура мнемотехники- это мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Полтора года назад я начала использовать технологию "мнемотехника " в своей работе с детьми второй младшей группы. Сначала я использовала готовые схемы других педагогов , адаптировала и изменяла их, что-то придумывала сама, и увидела эффективность этой технологии. Поскольку это были дети второй младшей группы, то мнемоквадраты мы не использовали. Сразу перешли к мнемодорожкам. По ним мы заучивали стихи Агнии Барто «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет…» (показ). В возрасте 3-4 лет можно использовать и простейшие мнемотаблицы: например, заучивать потешки или тексты слов к подвижным играм (показ).
Помимо организованной образовательной деятельности мнемодорожки помогают нам в режимных моментах : это например, схема одевания на прогулку в раздевалке, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате(показ).
В средней группе работа усовершенствовалась, мнемотаблицы усложнялись (показать примеры).
Как работать с мнемотаблицей:
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.
3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком рисовать подобные схемы)
4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.
5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице.
6. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.
В старшей и подготовительной группе много внимания уделяется составлению рассказов, развитию связной речи. Поэтому используются сложные мнемотаблицы: «Расскажи о времени года», «Расскажи о своей семье», «Расскажи про животного», «Расскажи о птицах» и т.д.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
-расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать, ребенок понимает, что это совсем не сложно;
-заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;
-это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников;
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...
Консультация"Роль родителей в развитии речи детей"
Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста и детей не посещающих ДОУ...
Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...
Консультации для воспитателей по развитию речи детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Консультации для родителей по развитию речи детей.
Формы коррекционной работы в семьеОбогащение словаря ребенка в домашних условияхОдним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, ...
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь».
Консультация для воспитателей об особенностях развития речи в разных возрастных группах....