"Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Использование дидактических игр в дошкольной педагогике получила своё развитие в трудах учёных и многих педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Искорка»
«Дидактическая игра как средство всестороннего
развития детей младшего дошкольного возраста»
Составитель:
Тарара Юлия Павловна
воспитатель 1 квалификационной категории
г. Новокузнецк
Содержание
Введение ……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме дидактическая игра как средство всестороннего развития детей младшего возраста……………………………………………………………………….5
1.2. Современные подходы к проблеме…………………………………….8
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Система работы по развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений…………………………..14
2.2. Работа с родителями………………………………………………….20
Заключение ………………………………………………………………...23
Библиографический список……………..……………………………………………………….....24
Приложение
Введение
«У ребенка есть страсть к игре,
и надо ее удовлетворять»
А.С. Макаренко.
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст- это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности ребенка. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В младшем дошкольном возрасте игре, как важнейшему виду деятельности, принадлежит огромная роль. Игра является эффективным средством разностороннего развития личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игровой деятельности реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными – короче говоря, умными. «Уметь мыслить – значит уметь всё»- слова известного ученого, доктора медицинских наук, Шевелева Ильи Николаевича. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой? Разве не рождаемся мы уже умными, или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить. Поэтому одной из важных является задача развития игровой деятельности детей.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством всестороннего развития и воспитания личности. Через дидактические игры закрепляются знания и умения.
На каждом возрастном этапе развития ребенка дидактические игры меняются, но все они направлены на развитие памяти, мышления, воображения, дидактические игры учат также детей играть по правилам, содержат игровой замысел. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, формирования правильного поведения и отношения между детьми. Дидактическая игра дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей дошкольного возраста.
Дидактические игры занимают важное место в реализации стандартов, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
У современных детей большое количество игр, но дидактическая игра ушла на второй план, так как на первый план вышли электронные игры, гаджиты, которые зачастую не несут полезного содержания, а
В. А. Сухомлинский утверждал «Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий».
- Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме дидактическая игра как средство всестороннего развития детей младшего возраста.
Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.
Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, в которую вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.
По мнению Е.И. Тихеевой дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи дидактической игры предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Другие ученые указывают, что в процессе дидактической игры формируется познавательная деятельность ребенка. А на базе игровых интересов формируется умение самостоятельно мыслить. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.
Как отмечает Е.О. Смирнова, роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка. У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение. В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной.
В любом случае, игра представляет попытку детей организовать свой опыт.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.
Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно – действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков».
Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.
1.2. Современные подходы к проблеме.
В стандартах прописаны те требования, которые необходимо соблюдать при составлении дидактических игр, организации предметно-пространственной среды, которая строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребенка.
Необходимо грамотно оснащать центры и зоны видов деятельности в детском саду. Это способствует воспитанию самостоятельности и развитию личности ребенка. В работе с детьми дошкольниками дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
*Дидактическая игра как игровой метод обучения
Рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
*Дидактическая игра как форма обучения детей
Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
*Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр в младших группах проводится несколько: "День Рождения куклы Кати", "Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати".
*Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание позволяет воспитателю открыть путь к познанию действительности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.
Нравственное воспитание связано с освоением ребенком норм поведения, оно способствует приобщению к моральным ценностям общества. В дидактической игре формируются представления о взаимоотношениях людей, появляется опыт взаимодействия, который ориентирует ребёнка а взрослого, сверстника.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры позволяют вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание, как одна из сторон личностного развития, связано с здоровьем, физическим и душевным состоянием ребенка.
Существуют разные классификации дидактических игр:
По содержанию:
дидактические игры делятся на:
- игры по ознакомлению с окружающим,
- развитию речи,
- формированию математических представлений,
- музыкальные игры и др.
По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на:
- игры-занятия
- авто дидактические (самообучающие)игры.
По наличию игрового материала игры делятся на:
- игры с предметами и игрушками,
- настольно-печатные,
- словесные.
А.И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр:
игра-путешествие,
игра-поручение,
игра-предположение,
игра-загадка,
игра-беседа.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
- В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.
- Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
- Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
В них дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развитии мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.
Следовательно игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении и воспитании дошкольников является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Приемы и методы руководства дидактическими играми:
- привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т. д.);
- краткость и ясность речи воспитателя;
- активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает);
- коммуникативная направленность.
По мнению педагогов и психологов, в подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей.
Структура дидактической игры:
1. Обучающая задача (Дидактическая задача) - это основной компонент дидактической игры и именно ему подчинены все остальные компоненты.
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
Например, в игре «Сложи картинку»
обучающая задача – развивать мышление, внимание, усидчивость,
игровая задача (для ребёнка) – соединить части картинки, чтобы получилась целая, чтобы было красиво или, ещё лучше – собрать по частям коврик для куклы и т.д.
3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
Для детей младшего дошкольного возраста результат не важен, их увлекает сам процесс игры. Поэтому игровые действия достаточно просты и однотипны, например, собирают и разбирают пирамидку, перекладывают картинки, узнают и называют предметы, подражают звукам животных и т.д
4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением. Правила должны выполнять все участники игры. В одой и той же игре могут быть разные правила. Если правил не будет, то игры не получится. Игровые правила направляют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между играющими, ограничивают двигательную активность детей. Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную задачу
Глава 2.
2.1. Система работы по развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
К сожалению современные родители знакомят детей со сказками, персонажами через видео, аудио, телевизоры. Я считаю, что это не правильно.
Изучая психолого-педагогическую литературу, состояние работы в ДОУ по всестороннему развитию детей младшего дошкольного возраста я пришла к выводу, что необходимо создать систему работы по данному направлению.
Поставив задачу развивать детей посредством дидактических игр и упражнений, я поняла, что, уровень развития являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Важным условием моей работы по этому направлению является создание предметной развивающей среды, способствующей развитию личности ребенка. Поэтому для осуществления работы по всестороннему развитию детей младшего дошкольного возраста я создала развивающую среду из предметов «взрослого обихода», которые интересно открывать и закрывать, наполняя чем – либо. Это – сумочки, кошелечки, шкатулочки, разнообразные коробочки, баночки, и т.п. Есть звучащие игрушки – «шумелки», «гремелки» из «киндер-сюрпризов», оборудование для игр с песком и водой. Для формирования у детей сериации по размеру внесла: пирамидки, матрешки, формы – вкладыши и др. Большую радость приносят детям игрушки и игры с ними. Особое место принадлежит дидактическим игрушкам. Они предназначены для сенсорного и умственного развития. Это – разноцветные шары, пирамиды, матрешки, грибы, мозаики, палочки.
Всестороннее развитие осуществляется мной в процессе различных видов деятельности, а также в режимных моментах.
Основная форма работы с детьми непосредственно образовательная деятельность, в которую я включаю дидактические игры, исходя из поставленной задачи и цели.
В процессе работы, с целью достижения более высоких результатов по развитию детей мною используются дидактические игры и упражнения на развитие внимания детей – оно включает зрительное, слуховое, моторно – двигательное.
Наиболее доступны для ребенка младшего возраста жизни задания на выполнение игр с предметами. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, я учу детей сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью я знакомлю детей со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Например, дидактические игры « У кого какое платье», «Подбери по цвету», «Разноцветные колечки», «Солнышко» (с прищепками).
Интересные занятия в настольно-печатные игры.
Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Включение заданий, направленных на всестороннее развитие, в различные виды деятельности позволяет мне с наибольшей полнотой и глубиной формировать у ребенка восприятие окружающей действительности.
В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыш соотносит между собой детали одежды куклы (сарафана, кофточки и пр.), в значительной мере ориентируясь на их цвет.
Знакомлю детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной, конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, ребенок овладевает умением учитывать форму и величину предметов; если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.п. При этом учет сенсорных свойств предметов обуславливает практический результат. Так, если ребенок правильно учтет величину кубов, они все войдут один в другой.
Обращаю внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. (Игрушки небольшого размера размещают в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои, более просторные места для хранения и т. п.).
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит составной частью занятия. Она помогает усвоению закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Прежде чем приступить мне к игре необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Для этого я использую различные приемы например, загадки, сюрпризы. Стараюсь способствовать тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.
Маленьким детям я даю возможность в процессе игр с игрушками, постучать, переставить, переложить их, вновь составить. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, стараюсь постепенно переводить игру на более высокую ступень. При этом наглядно показываю новое игровое действие при помощи словесных пояснений, указаний, направляя внимание детей, уточняя их представление.
Руководя играми, использую разнообразные средства воздействия на детей. Например, поддерживая и побуждая детскую деятельность, выражая удивление, использую разного рода игровые сюрпризы.
При организации дидактических игр детей я учитываю возрастные особенности каждого ребенка.
Решение же задачи в дидактических играх требует от него неустойчивости внимания. Отсюда для маленького ребенка возникают трудности. Чтобы преодолеть трудности я использую дидактические игры, которые повышают интерес малыша к знаниям.
Стараюсь сочетать в игре умственные задачи с действиями и движениями самого ребенка. Например, катать цветные шарики в воротца такого же цвета и другого.
В своей работе использую элементы загадочности например: «Догадайтесь, дети, что в этой коробочке?».
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому стараюсь повторять игры в разных вариантах постепенным их усложнением.
Для детей младшего возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, подбираю такой дидактический материал, который все дети могли обследовать и активно действовать им.
Чтобы игра проходила успешнее, обязательно до игры знакомлю их с предметами, которые будут использованы, их свойствами.
Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, отмечаю только положительные стороны: играли дружно.
Руководя дидактической игрой, я использую разнообразные формы организации детей. Если необходим близкий контакт, усаживаю их на стульчики, поставленные в круг или полукруг. Использую и такую форму организации, когда дети сидят за столиками. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Несмотря на то, что дети маленькие я обсуждаю с ними выбор той или иной игры, потому что я убеждена, что действия ребенка под диктовку, как и ответы на чужие вопросы (даже правильные), не только не способствуют развитию, но и могут стать тормозом в этом деле. Я стараюсь помочь своим воспитанникам познакомиться с новой игрой, объясняю ее правила и показываю их в ходе самой игры, принимая в игре на себя ведущую роль.
Дидактические игры провожу в групповой комнате, в зале, на участке в разные периоды дня. Этим обеспечиваю более широкую двигательную активность детей, разнообразные впечатления.
Использование интересных доступных и полезных дидактических игр разного характера позволяет мне обеспечивать не только решение образовательных задач, но и формировать поведение и взаимоотношение детей.
Каждый вид дидактических игр располагает разными образовательными и воспитательными возможностями, и используется для детей определенного возраста. Различен и объем игровых действий. В младших группах – это чаще всего одно – два повторяющихся действия, а в старших уже пять – шесть.
Малыши еще не умеют сами соблюдать правила игры, но охотно играют со мной и при этом овладевают умениями и навыками для последующих самостоятельных объединений. Результат дидактической игры – показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем.
Накопленным опытом я неоднократно делилась с педагогами ДОУ.
Я провела мастер-класс для педагогов
2.2. Работа с родителями.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Выбор игрушек и игр часто бывает стихийным: либо ребенку что – то приглянулось в магазине, и родители рады угодить ему, либо они сами присматривают ему игрушку, игры в соответствии с ее внешним видом, размером и ценой. Отсутствие осмысленных критериев в качестве ориентиров при выборе игрушек, приобретение по принципу «чем больше, тем лучше» приводят к бессистемной массовой закупке. В результате детская комната оказывается, завалена однотипными и бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а те, что действительно важны для развития ребенка, среди них, к сожалению, отсутствуют. Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что игрушка нужна вовсе не для того, чтобы доставить ее обладателю мимолетную радость обладания.
Взаимодействие с родителями – важный этап в развитии детей. Содержание любой программы развития включает сотрудничество воспитателя и семьи. Я оказываю квалифицированную педагогическую помощь и поддержку родителям, создаю условия для их активного участия.
Я решила использовать различные формы работы с родителями. Одна из них:
- Консультативно – рекомендательная
В помощь родителям регулярно помещаю в родительский уголок консультации, например, «Значение дидактических игр в воспитании детей». Раскрывая перед родителями значение дидактических игр, подчеркиваю, что в таких играх у ребят развиваются не только мышление, речь, память, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность. Я стараюсь, чтобы родители после встреч унесли не только устную информацию, но и памятку, которая поможет им дома восстановить материал консультации.
- Лекционно – просветительская форма
Родителям я предлагаю список тем, которые будут освещены в течение учебного года. Тематика лекций может быть разнообразной, включаю широкий спектр педагогических вопросов. Члены семьи ребенка на лекциях не только получают знания, но и знакомятся с другими родителями. Это дает им уверенность, желание поделиться своим опытом.
- Практические занятия с родителями
Так после семинара-практикума под названием «Во что играют наши дети» родители осознали, что правильно подобранные игрушки, способствующие всестороннему развитию личности ребенка, остаются в памяти на долгие годы. Такие встречи объединяют родителей.
Родители проявляют активность. Я знакомила родителей с играми, в которые можно играть с ребенком дома, например, «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Волшебные сказки», «Угадай, что изменилось» и др. Главное чтобы родители понимали что, надо общаться во время игры с ребенком.
- Проведение мастер- классов для родителей
Так я провела мастер – класс на тему «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Познакомила родителей с играми и упражнениями по сенсорному развитию детей, учила родителей взаимодействовать с ребенком. Родителям было очень интересно участвовать. Мы пришли к выводу, что через игру ребенок познает окружающую мир, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие детей. Поэтому я хочу помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны создаваться все условия для этого.
- Индивидуальные беседы с родителями
Для того, чтобы родителям была понятна методика проведения дидактической игры, советую организовать такие игры дома. На практике родителей убеждаю в том, что дидактические игры помогают решать задачи умственного, сенсорного, нравственного развития их детей, сближают ребят в семье. В беседе с родителями я советую им внимательно учитывать индивидуальные особенности своих детей. Например, слишком возбудимым подвижным детям нужно предлагать настольно – печатные игры, такие, как лото, кубики, шнуровка, мозаика и др. Детям с замедленной реакцией - игры «Кто быстрее соберет?» и пр. Рекомендую своим родителям использовать дидактические игры в организации досуга детей, но при этом напоминаю о необходимости учета возрастных особенностей.
- Совместные проведения с детьми праздников, утренников.
Благодаря участию родителей в совместной деятельности, конкурсах, как правило, у пап и мам возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с педагогом приобретает более открытый и дружеский характер. Много положительных эмоций вызвала совместная работа над творческим проектом «Моя любимая игрушка»
- Нетрадиционные формы работы с родителями.
Нетрадиционные формы работы положительно влияют на эмоциональное состояние родителей. Организовала «семейную кофейню». Родители вечером пьют чай или кофе. На таких встречах в непринужденной обстановке родители легко раскрепощаются и с готовностью обсуждают и делятся своими проблемами, радостями.
Конечно, все это требует сил и времени, но только доверительное и живое заинтересованное общение взрослых поможет в развитии наших детей.
Заключение
Анализируя опыт работы с родителями, следует отметить, что эффективной формой являются практикумы, так как на них можно в действии показать нужные приемы и методы работы с детьми.
Согласно теоретическим позициям игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод: в группе создана доступная развивающая среда; дети знакомы со всеми имеющимися играми. Ими освоены несколько разновидностей дидактических игр. Таким образом, проводимая мною работа, учитывающая индивидуальные психологические характеристики каждого ребенка привела к определенным результатам, которые видны из диагностики по следующим параметрам:
- Сенсорное развитие (подбирают к образцу разнообразные предметы 4-х цветов: желтый, красный, зеленый, синий);
- Общие движения (приставным шагом перешагивают через несколько препятствий лежащих на полу)
- Игра (в игре действуют взаимосвязано, последовательно например, кормят куклу, укладывают спать, гуляют);
- Речь понимаемая (отвечают на вопрос воспитателя при рассматривании картинок).
Результаты диагностики мы обсудили на родительском собрании и пришли к выводу, что нам необходимо более тесно сотрудничать всем вместе: детям, родителям, педагогам.
Дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период станов...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...
Игра как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста
Для ребенка игра- средство самореализации и самовыражения . Подвижные игры дошкольников и младших школьников...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...
Опыт работы: Дидактическая игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
статья...
Статья : "Подвижные игры, как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста"
В статье говорится о влиянии подвижных игр на всестороннее развитие детей, о потребности детей в движении.Приводятся примеры подвижных игр, правила, время, место проведения....
Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...