Семинар для педагогов ДОУ «Песочная терапия в работе с дошкольниками»
методическая разработка

Семинар-практикум для педагогов

«Песочная терапия в работе с дошкольниками»

 

Цель семинара:

  • приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых столах в работе с детьми;
  • гармонизация эмоционального состояния педагога;
  • расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах рисования.

План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Материалы и оборудование для проведения семинара:

  • Световые столы для песочной анимации.
  • Интерактивная доска, презентация: «Песочная терапия в детском саду», набор видео файлов «Первые шаги в песочной анимации», тематические наборы фигурок из киндер – сюрпризов, машинки, штампы для рисования на песке, наборы песка.

Педагог-психолог: Песок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире… 

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано. 

Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел возможность самостоятельно творить также как и в изобразительной. При знакомстве с различными нетрадиционными техниками рисования перед ребёнком открываются новые возможности развивать фантазию. Ведь подлинный творец способен начертать что-либо и пальцем на песке.

Узнавать что-либо новое всегда и всем очень интересно. Убеждаюсь я в этом каждый раз, когда знакомлю воспитанников с какой-либо новой техникой. Податливость песка и его природная магия очаровывает. Доступность его делает процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. 

Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.  Раз – разровнял и холст готов. Два – карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три – … если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала. 
А так как песок материал созданный самой матушкой природой, то и созерцание и пересыпание из руки в руку, и процесс творчества уникальный. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка. 

Работая с данной техникой, можно поставить цели такие, как: 

  • свободное владение кистями обеих рук;
  • развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;
  • корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.

Задачи:

  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;
  • упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;
  • обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла. 

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Эпилепсия или шизофрения.
  • Дети с очень высоким уровнем тревожности.
  • Дети с неврозом навязчивых состояний.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

 В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал.

Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Воспитатель: Песочная фея загрустила, потому что её подружки-песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки, – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Слайд №6. Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? 

Для педагога действуют три правила.

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины – все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Игрушки для песочной терапии.

  • Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  • Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  • Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  • Сказочные персонажи добрые и злые.
  • Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  • Украшения, сувениры.
  • Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Виды занятий.

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочный стол можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Просмотр видеофайла «Первые шаги в песочной анимации».

Вторая часть семинара

Практическая часть:

А) Рисуем морской пейзаж – совместное рисование в парах.

Б) Творческое задание для педагогов: «Большой мир в маленькой песочнице» (с использованием фигурок из киндер – сюрпризов).

Презентация «мини-миров». Обмен мнениями, планами на будущее.

Психолог: Каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности. Детство – это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком – это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.

Посмотрите в глаза рисующему песком ребёнку, и вы увидите в них восторг, радость и счастье!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Семинар-практикум для педагогов

«Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Подготовил

Педагог-психолог: Злыгостева О.А.

с. Яр-Сале, 2019г

Цель семинара:

  • приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых столах в работе с детьми;
  • гармонизация эмоционального состояния педагога;
  • расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах рисования.

План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Материалы и оборудование для проведения семинара:

  • Световые столы для песочной анимации.
  • Интерактивная доска, презентация: «Песочная терапия в детском саду», набор видео файлов «Первые шаги в песочной анимации», тематические наборы фигурок из киндер – сюрпризов, машинки, штампы для рисования на песке, наборы песка.

Педагог-психолог: Песок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире… 

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано. 

Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел возможность самостоятельно творить также как и в изобразительной. При знакомстве с различными нетрадиционными техниками рисования перед ребёнком открываются новые возможности развивать фантазию. Ведь подлинный творец способен начертать что-либо и пальцем на песке.

Узнавать что-либо новое всегда и всем очень интересно. Убеждаюсь я в этом каждый раз, когда знакомлю воспитанников с какой-либо новой техникой. Податливость песка и его природная магия очаровывает. Доступность его делает процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. 

Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.  Раз – разровнял и холст готов. Два – карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три – … если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала. 
А так как песок материал созданный самой матушкой природой, то и созерцание и пересыпание из руки в руку, и процесс творчества уникальный. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка. 

Работая с данной техникой, можно поставить цели такие, как: 

  • свободное владение кистями обеих рук;
  • развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;
  • корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.

Задачи:

  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;
  • упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;
  • обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла. 

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Эпилепсия или шизофрения.
  • Дети с очень высоким уровнем тревожности.
  • Дети с неврозом навязчивых состояний.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

 В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал.

Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Воспитатель: Песочная фея загрустила, потому что её подружки-песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки, – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Слайд №6. Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? 

Для педагога действуют три правила.

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины – все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Игрушки для песочной терапии.

  • Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  • Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  • Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  • Сказочные персонажи добрые и злые.
  • Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  • Украшения, сувениры.
  • Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Виды занятий.

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочный стол можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Просмотр видеофайла «Первые шаги в песочной анимации».

Вторая часть семинара

Практическая часть:

А) Рисуем морской пейзаж – совместное рисование в парах.

Б) Творческое задание для педагогов: «Большой мир в маленькой песочнице» (с использованием фигурок из киндер – сюрпризов).

Презентация «мини-миров». Обмен мнениями, планами на будущее.

Психолог: Каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности. Детство – это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком – это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.

Посмотрите в глаза рисующему песком ребёнку, и вы увидите в них восторг, радость и счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов ДОУ «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых столах в работе с детьми;гармонизация эмоционального состояния педагога;расширение знаний педаго...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

 Песок — это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Игры с песком очень полезны для психического здоровья и всестороннего развития детей....

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Песок- это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»...

Мастер-класс для педагогов Доу «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия в работе с дошкольниками»Цель:повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных мет...