кружок "Неизвестный Новосибирск"
рабочая программа (старшая группа)
ознакомление детей старшей группы со своим городом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Общая характеристика:
образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – социальная;
вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа – воспитанники детского сада старшей группы;
возраст обучающихся – 5-6 лет;
продолжительность занятия – 25 минут;
срок реализации программы - 1 год.
Как известно, патриотическое воспитание всегда являлось одним из главных направлений воспитательной работы в учебных заведениях. Воспитание любви к Родине необходимо начинать с воспитания любви к своему городу.
Актуальность:
Краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления воспитанников, разумного использования их свободного времени. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в детском саду является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, городе, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании. Изучение родного города становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности воспитанника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Содержание программы «Неизвестный Новосибирск» отражает комплексно-системный подход к изучению родного города как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.
Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, этнографии, экскурсоведения.
Программа курса ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного города. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории, культивируя в себе интерес к историческому поиску, воспитанник сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.
Данная программа ориентирована на детей детского сада, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
Большое внимание уделяется изучению достопримечательностей города Новосибирск. Использование экскурсий, путешествий и систематических краеведческих наблюдений расширяет кругозор детей, способствует освоению разносторонних практических навыков, воспитывают любовь к малой родине.
Приоритетными формами работы являются экскурсия и просмотр видеоматериалов.
Цель – формирование коммуникативной, патриотической, гражданской компетентностей воспитанников.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся у ребёнка знания о себе и опыт взаимодействия с другими людьми;
- научить детей любить свой город и бережно относиться к его природе и достопримечательностям;
- познакомить с историей своего города;
- сформировать представления о различных сторонах жизни своего города, населения;
- познакомить с интересными маршрутами и достопримечательностями родного города;
- познакомить с растительным и животным миром;
- осуществлять в рамках курса экологическое и патриотическое воспитание детей.
- формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
Методы и формы работы:
- беседа;
- решение проблемных ситуаций;
- подбор информации;
- презентация детских работ;
- чтение и анализ литературных произведений;
- просмотр кинофильмов;
- прослушивание песен и стихов;
- работа в парах и группах;
- экскурсии в парки и музеи;
- конкурс, викторина, проект.
Принципы реализации:
- принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских - отношений, уровня общего состояния ребёнка;
- принцип доступности от уровня индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
- принцип наглядности - демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять;
- принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи развивающей работы;
- принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей дошкольного возраста;
- принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
2. Тематический план кружка
№ | Наименование разделов/ тем | Всего |
1 | Приключения начинаются | 1 |
2 | Почему Новосибирск -главный | 1 |
3 | Вокзалы г. Новосибирска | 1 |
4 | Мосты Новосибирска вдоль Красного Проспекта | 1 |
5 | Первое каменное здание собор Александра Невского | 1 |
6 | Центр Российской империи часовня Святителя и Чудотворца Николая | 1 |
7 | Чтобы помнили: памятника героям ВОВ | 1 |
8 | Сколько квартир в 100квартирном доме | 1 |
9 | Новосибирский государственный художественный музей | 1 |
10 | Краеведческий музей города | 1 |
11 | Где набраться знаний: библиотеки Новосибирска | 1 |
12 | Библиотеки г. Новосибирска | 1 |
13 | Который час? | 1 |
14 | Важнейшее из искусств кинотеатр им В. Маяковского | 1 |
15 | Важнейшее из искусств кинотеатр «Победа» | 1 |
16 | С миру по нитке: Дом Ленина | 1 |
17 | Городской торговый корпус | 1 |
18 | Главная площадь города | 1 |
19 | Крупнейшие площади г. Новосибирска | 1 |
20 | Новосибирск – театральный – «Сибирский Колизей» | 1 |
21 | Театры г. Новосибирска | 1 |
22 | Подземный Новосибирск | 1 |
23 | Железная дорога для детей | 1 |
24 | Мы с тобой одной крови Новосибирский зоопарк | 1 |
25 | Аквапарк – крупнейший парк Сибири | 1 |
26 | Наш паровоз вперед летит Музей железнодорожной техники | 1 |
27 | Там на неведомых дорожках Академгородок | 1 |
28 | Где водятся ученые? Сибирское отделение Российской академии наук | 1 |
29 | Как стать ученым НГУ | 1 |
30 | Высшее учебные заведения г. Новосибирска | 1 |
31 | Море посреди Сибири | 1 |
32 | Новосибирск доисторический | 1 |
33 | Пора домой | 1 |
34 | Город будущего ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ | 1 |
3. Предполагаемые результаты освоения кружка «Неизвестный Новосибирск».
Личностные результаты:
- готовность и способность воспитаников к саморазвитию и познавательной деятельности;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- знать традиции и историю своего города, гордиться его заслугами;
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- иметь первоначальное представление о здоровом образе жизни;
- гордиться своим городом и заботиться о его дальнейшем процветании;
- знать этические нормы поведения во время экскурсий в музеях и в парках;
- уважительно относиться к людям разных национальностей.
Метапредметные результы:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения во неурочной деятельности;
- строить простые сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера;
- сравнивать предметы и объекты, находить общее и различия;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;
Предметные результаты:
- любить свой город и бережно относиться к его природе и достопримечательностям;
- знать историю своего города;
- знать природные маршруты и достопримечательности родного города;
- знать растительный и животным мир окрестностей города;
- иметь представление о заслугах города во время Великой отечественной войны;
- знать какие народы населяли территорию города и иметь представление об их культуре;
4. Формы контроля и оценки планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
-публичные выступления ребёнка (презентации, проекты);
- выполнение практических заданий;
- устный отчёт после экскурсий;
- иллюстрирование и моделирование;
- решение творческих задач.
Самооценка и самоконтроль определение ребенком границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов воспитанников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения содержания курса ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
5. Методические рекомендации
Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего возраста, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Воспитателю необходимо создавать на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовывать диалогическое общение с детьми . В соответствии с таким подходом содержание кружка реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания.
Средствами эффективного усвоения кружка являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, экскурсии и прогулки в природу, выставки, проективные методики. Желательно привлечь родителей к участию в проведении занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вручение награды в Новосибирске
Вручение награды в Новосибирске....
Примерное перспективное планирование по краеведению "Мой Новосибирск"
Планирование расчитано на 4 года, начиная со 2-й младшей группы...
пособие о новосибирске
Проект будет выполнятся педагогическим коллективом. Он создан для того, чтобы дети получили определенные представления о патриотическом воспитании и гражд...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Солнышко» Рабочая программа по физическому развитию детей с 3-7 лет Срок реализации: 2015 – 2019 уч. год
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое сов...
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Новосибирск, 15 марта 2019 г.) НОВОСИБИРСК 2019
quot;РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". В данной статье обсуждается роль организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматри...
Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 2–4 декабря 2020 г.) Под редакцией Я. С. Иващенко НОВОСИБИРСК
Статья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫВ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ". В статье раскрываются особенности формирования организационной культуры в усло-виях дошкольного образования. В...