кружок "Неизвестный Новосибирск"
рабочая программа (старшая группа)

Ахмедова Инна Валерьевна

ознакомление детей старшей группы со своим городом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Общая характеристика:

образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – социальная;

вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа – воспитанники детского сада старшей группы;

возраст обучающихся – 5-6 лет;

продолжительность занятия – 25 минут;

срок реализации программы - 1 год.

           Как известно, патриотическое воспитание всегда являлось одним из главных направлений воспитательной работы в учебных заведениях. Воспитание любви к Родине необходимо начинать с воспитания любви к своему городу.

Актуальность:

         Краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления воспитанников, разумного использования их свободного времени. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в детском саду является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, городе, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании. Изучение родного города становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности воспитанника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

         Содержание программы «Неизвестный Новосибирск» отражает комплексно-системный подход к изучению родного города как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.

         Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, этнографии, экскурсоведения.

         Программа курса ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного города. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории, культивируя в себе интерес к историческому поиску, воспитанник сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.

          Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.

Данная программа ориентирована на детей детского сада, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

       Большое внимание уделяется изучению достопримечательностей города Новосибирск. Использование экскурсий, путешествий и систематических краеведческих наблюдений расширяет кругозор детей, способствует освоению разносторонних практических навыков, воспитывают любовь к малой родине.

Приоритетными формами работы являются экскурсия и просмотр видеоматериалов.

Цель – формирование коммуникативной, патриотической, гражданской  компетентностей  воспитанников.

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся у ребёнка знания о себе и опыт взаимодействия с   другими людьми;
  • научить детей  любить свой город и бережно относиться к его природе и достопримечательностям;
  • познакомить с историей  своего города;
  • сформировать представления о различных сторонах жизни своего города, населения;
  • познакомить с интересными маршрутами и достопримечательностями родного города;
  • познакомить с растительным и животным миром;
  • осуществлять в рамках курса экологическое и патриотическое воспитание детей.
  • формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.

Методы и формы работы:

  • беседа;
  • решение проблемных ситуаций;
  • подбор информации;
  • презентация детских работ;
  • чтение и анализ  литературных произведений;
  • просмотр кинофильмов;
  • прослушивание песен и стихов;
  • работа в парах и группах;
  • экскурсии в парки и музеи;
  • конкурс, викторина, проект.

Принципы реализации:

-   принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских - отношений, уровня общего состояния ребёнка;

-    принцип доступности от уровня индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

- принцип наглядности - демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять;

- принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи развивающей работы;

-  принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей дошкольного возраста;

-  принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

2. Тематический план кружка

Наименование разделов/ тем

Всего

1

Приключения начинаются

1

2

Почему Новосибирск -главный

1

3

Вокзалы г. Новосибирска

1

4

Мосты Новосибирска вдоль Красного Проспекта

1

5

Первое каменное здание собор Александра Невского

1

6

Центр Российской империи часовня Святителя и Чудотворца Николая

1

7

Чтобы помнили: памятника героям ВОВ

1

8

Сколько квартир в 100квартирном доме

1

9

Новосибирский государственный художественный музей

1

10

Краеведческий музей города

1

11

Где набраться знаний: библиотеки Новосибирска

1

12

Библиотеки г. Новосибирска

1

13

Который час?

1

14

Важнейшее из искусств кинотеатр им В. Маяковского

1

15

Важнейшее из искусств кинотеатр «Победа»

1

16

С миру по нитке: Дом Ленина

1

17

Городской торговый корпус

1

18

Главная площадь города

1

19

Крупнейшие площади г. Новосибирска

1

20

Новосибирск – театральный – «Сибирский Колизей»

1

21

Театры г. Новосибирска

1

22

Подземный Новосибирск

1

23

Железная дорога для детей

1

24

Мы с тобой одной крови Новосибирский зоопарк

1

25

Аквапарк – крупнейший парк Сибири

1

26

Наш паровоз вперед летит Музей железнодорожной техники

1

27

Там на неведомых дорожках Академгородок

1

28

Где водятся ученые? Сибирское отделение Российской академии наук

1

29

Как стать ученым НГУ

1

30

Высшее учебные заведения г. Новосибирска

1

31

Море посреди Сибири

1

32

Новосибирск доисторический

1

33

Пора домой

1

34

Город будущего ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ

1

3. Предполагаемые  результаты освоения кружка «Неизвестный Новосибирск».

Личностные  результаты:

  • готовность и способность воспитаников к саморазвитию и познавательной деятельности;
  • понимать чувства других людей и сопереживать им;
  • знать традиции и историю своего города, гордиться его заслугами;
  • сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • иметь  первоначальное представление о здоровом образе жизни;
  • гордиться своим городом и заботиться о его дальнейшем процветании;
  • знать этические нормы поведения во время экскурсий в музеях и в парках;
  • уважительно относиться к людям разных национальностей.

Метапредметные  результы:

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения  во неурочной деятельности;
  • строить простые сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера;
  • сравнивать предметы и объекты, находить общее и различия;
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;

Предметные  результаты:

  • любить свой город и бережно относиться к его природе и достопримечательностям;
  • знать  историю своего города;
  • знать природные маршруты и достопримечательности родного города;
  • знать растительный и животным мир окрестностей города;
  • иметь представление о заслугах города во время Великой отечественной войны;
  • знать какие народы населяли территорию города и иметь представление об их культуре;

4. Формы контроля и оценки планируемых результатов.

Для отслеживания результатов  предусматриваются  следующие формы контроля:

-публичные выступления   ребёнка (презентации, проекты);

- выполнение практических заданий;

- устный отчёт  после экскурсий;

- иллюстрирование и моделирование;

- решение творческих задач.

Самооценка и самоконтроль определение ребенком границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  воспитанников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения содержания курса  ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

5. Методические рекомендации

       Спецификой программы является подход, учитывающий    возрастные особенности  младшего возраста, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Воспитателю необходимо создавать на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовывать диалогическое общение с детьми .  В соответствии с таким подходом содержание кружка реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.                                                                                              

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания.

                Средствами эффективного усвоения кружка  являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, экскурсии и прогулки в природу, выставки, проективные методики. Желательно привлечь родителей  к участию в проведении занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вручение награды в Новосибирске

Вручение награды в Новосибирске....

Примерное перспективное планирование по краеведению "Мой Новосибирск"

Планирование расчитано на 4 года, начиная со 2-й младшей группы...

пособие о новосибирске

         Проект будет выполнятся педагогическим коллективом. Он создан для того, чтобы дети получили определенные представления о патриотическом воспитании и гражд...

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Солнышко» Рабочая программа по физическому развитию детей с 3-7 лет Срок реализации: 2015 – 2019 уч. год

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое сов...

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Новосибирск, 15 марта 2019 г.) НОВОСИБИРСК 2019

quot;РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". В данной статье обсуждается роль организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматри...

Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 2–4 декабря 2020 г.) Под редакцией Я. С. Иващенко НОВОСИБИРСК

Статья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫВ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ". В статье раскрываются особенности формирования организационной культуры в усло-виях дошкольного образования. В...