педсовет Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка
педсовет
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Форма проведения: Решение педагогических задач.
« Диспут».
Цель:
Расширение представлений педагогов о собственных
возможностях в деле формирования доброжелательного,
дружеского отношения детей друг к другу.
План:
1.Характерные признаки проявления социальной чуткости
у дошкольника.
2.Средства формирования этических представлений и
поступков детей.
3.Выступление воспитателя «О дружбе в
детском коллективе».
4.Кроссворд «Как нам справиться с обидой?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_nravstvennoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДСОВЕТ.
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Из опыта работы старшего воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Детского сада комбинированного вида №56 «Ромашка»
Чесноковой Ирины Александровны.
г. Химки
Форма проведения: Решение педагогических задач.
« Диспут».
Цель:
Расширение представлений педагогов о собственных
возможностях в деле формирования доброжелательного,
дружеского отношения детей друг к другу.
План:
1.Характерные признаки проявления социальной чуткости
у дошкольника.
2.Средства формирования этических представлений и
поступков детей.
3.Выступление воспитателя «О дружбе в
детском коллективе».
4.Кроссворд «Как нам справиться с обидой?»
Ход педсовета:
1.Вступление.
Социальную основу воспитания необходимо формировать уже в детском саду. У малышей мы развиваем миролюбивое отношение к другим детям, поощряем желание действовать совместно. У пятилетнего ребёнка хотим видеть такие качества, как эмоционально-бережное отношение к окружающему, проявление альтруистических чувств и социальной чуткости. Эти качества не всегда приоритетны, но значимы в любом обществе и при любом социальном строе, т.к. умение общаться, дружить с людьми определяет место человека в этом обществе, его самодостаточность, самореализацию и самооценку.
Детский коллектив - управляемая и внушаемая организация, поэтому нравственные качества педагогов, их ум и такт должны способствовать раскрытию самоценности детской личности, формированию морально – этических качеств детей.
В создании условий для активного усвоения детьми определённых этических норм решающую роль играет поведение воспитателя, его оценка отрицательных и положительных поступков детей. Использование оценок с целью корректирования поведения детей требует от воспитателя тщательного анализа ситуаций, выявления мотивов детских поступков, а также знания особенностей воздействия разного вида оценок на сознание ребят. Воспитатель должен оценивать конкретный поступок, а не личность ребёнка. Но это положение в основном относится к отрицательной оценке. Что же касается поощрения, то в этом случае наряду с оценкой поступка обязательно нужно положительно оценить личность ребёнка.
Гуманизация педагогического процесса связана и с формированием у ребёнка общечеловеческих качеств, с приобщением его к миру общечеловеческих ценностей. Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определённое отношение к себе и другим людям, - человечности, доброжелательности, чуткости, сочувствия - предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребёнком этических норм и развитие его морального сознания, с другой - нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков. Моральное развитие рассматривается как совокупность таких взаимозависимых компонентов, как моральные представления и суждения, моральные переживания, морально ценные отношения к другим людям, моральное поведение и др.
Методика выявления представлений дошкольников о добром отношении к сверстнику может быть различной. Главное – заставить ребёнка задуматься над тем или иным поступком. Так, детям можно предложить короткие рассказы, моральные ситуации, например такую: «Ты увидел, как кто – то из детей в группе упал и заплакал. Что ты сделаешь?»
Проблемы воспитания у детей дружбы и доброжелательного отношения к сверстникам должны решаться с позиции искренней симпатии и любви педагога к детям. Таким образом, наблюдения, беседы с детьми, игровые и другие педагогические ситуации, которые используют воспитатели, позволят сделать выводы и наметить пути педагогического руководства.
2.Выступление воспитателя «О дружбе в
детском коллективе».
3. Вопросы педагогам.
А). Назовите характерные признаки проявления социальной чуткости у
дошкольника.
Б). Назовите средства формирования этических представлений и
поступков детей.
В). Как вы оцениваете поступки детей?
Что такое «дружеские отношения?»
Ответы:
Характерные признаки проявления социальной чуткости у
дошкольника.
Радость при успехе другого ребёнка, словесное признание этого успеха.
Отказ от чего-либо в пользу другого ребёнка.
Предоставление другому ребёнку возможности порадоваться.
Приглашение к совместным играм, действиям нерешительного ребёнка, одиноко стоящего в стороне.
Забота о равноправии всех детей.
Умение приносить извинения и умение принимать их.
Словесное или физическое ободрение другого ребёнка.
Средства формирования этических представлений и поступков детей.
Оценка доброжелательных поступков детей, использование
положительной оценки поступка (как ситуативной так и
предвосхищающей), а не только личности ребёнка: « Вася правильно,
хорошо поступил, он помог Свете собрать упавшие книги, Света тоже
ему поможет, если Васе потребуется помощь».
Наблюдение поведение детей в группе сверстников, моделирование и драматизирование проблемных ситуаций на занятиях и в беседах.
Словесные методы и приёмы, в частности чтение художественных произведений, своевременные выводы по конкретной ситуации.
▪ Индивидуальные беседы о дружбе, добре, о том, что такое «добрый поступок», «какие поступки сделал ты?», а не «какие плохие поступки сделаны твоими друзьями». Главная задача – заставить ребёнка задуматься о ценности того или иного поведения для другого человека, т.к. « доброта – это целевые поступки по отношению к другим людям».
4. Постановка детей в созданные ситуации морального выбора. Не «если
бы он тебе так же», а « как бы вы поступили если, помогите Саше
понять почему он сделал так. Он плохой? Но он может хорошо (
лепить, помог накрыть на стол и т. п.) Он не подумал, что…Он
хотел(сделать что?)…Можно было (поступить как?)…Вы видели, что
они дерутся, можно было помочь им согласовать действия
(вмешаться, заступиться, объяснить и т.п.) Так поступают друзья!
5.Совместная трудовая деятельность. Задание: «Навести порядок в
группе, протереть пыль, полить цветы». Распределением заданий
занимаются дети они же и контролируют друг друга, оценивают по
результату деятельности, подбадривают, помогают «неумехам» - ведь
воспитатель оценит состояние всей группы, а твоя работа – часть
общего дела.
6.Совместные игры, игры с правилами. Вовлечение в деятельность не
лидеров, умение подчиняться и доказывать необходимость
собственных планов.
« Дружеские отношения».
Предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особо
проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим.
Радость совместного общения.
Интерес к деятельности сверстников, доброжелательное к ней и сверстникам отношение; желание и умение справедливо договориться о пользовании игрушкой, о совместной игре, о выполнении какого – либо дела; посчитаться с интересами друга.
Помощь и взаимопомощь (стремление и умение сделать что-нибудь приятное для отдельных детей, для группы), забота о товарище, об общем деле, игре; готовность выручить друга, товарищей.
Известная объективность оценок и самооценок; способность поступиться при необходимости собственным желанием в пользу товарища по «внутреннему побуждению», а не по указанию или настоянию взрослых.
Особенности детских взаимоотношений в различных условиях: в присутствии воспитателя и без него, при одном и другом воспитателе, в детском саду и дома.
Вывод: «Дружеские отношения» неразрывно связаны с содержанием понятия «гуманизм»: доброжелательность, чуткость и отзывчивость, взаимопомощь, взаимная выручка, справедливость; эти отношения развиваются и укрепляются на основе общности интересов и целей детей, важных для двух дружащих и не идущих вразрез интересам других ребят.
Тем самым дружеские гуманные отношения развиваются не изолированно, а в единстве с развитием начал коллективных чувств и отношений.
4.Кроссворд «Как нам справиться с обидой?»
Назовите положительные качества, которые помогут
справиться с обидой.
Прощение
Доброта
Терпеливость
Трудолюбие
Согласие
Решение педсовета.
Провести с родителями беседы о детской дружбе.
Подбирать информацию и рекомендовать родителям материалы о воспитании норм и поведения ребёнка , взаимоотношениях между сверстниками.
Оказывать взаимопомощь начинающим воспитателям.
Провести педсовет о работе с родителями- « взаимоотношение детей в коллективе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Истоки нравственности» духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Программа на тему духовно-нравственного воспитания детей....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Выступление на педсовете "Роль игры в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способность...
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...
Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учетом ФГОС»
Начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте можно с прихода детей в сад.Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребё...
Педсовет «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание дошкольников...