мастер класс "познавательное развитие2
опыты и эксперименты (старшая группа)
организация познавательного поцесса с детьми старшего дгошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер класс | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного
возраста в различных видах деятельности »
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Начиная с младшего дошкольного возраста, мы проводим самые элементарные опыты, чтобы побудить в ребенке тягу к открытиям и исследованиям. Именно экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования:
-при постановки цели,
-вовремя обсуждения хода опыта,
-при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности.
Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Но экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.
И сегодня для старшего дошкольного возраста, мы хотим показать сказку, с использованием художественного слова, где можно наглядно изучить разные материалы.
Сказка «Три подружки»
Жили-были три подружки - металлическая, деревянная и пластмассовая. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Вот однажды собрались они в поход и заспорили: кто из них самая важная и нужная? Идут они, а на пути у них препятствие – речка.
Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег?
Давайте проверим - проведем эксперимент. («Легкий – Тяжелый»)
Опустим деревянную, пластмассовую и металлическую ложки в воду. Что произошло? Вопросами подводим к мысли о том, что
Дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул.
Значит железной ложке никак не перебраться на тот берег? Как ей помочь? Подвести детей к мысли, что
С помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянную ложку положить металлическую - металл не утонет).
Вот и перебрались подружки на другой берег. Деревянная ложка загордилась, ведь она выручила свою подружку. Идут они дальше, а на пути у них следующее препятствие – огонь.
Как вы думаете, смогут ли подружки продолжить свое путешествие? Давайте поразмышляем? Что произойдет?
Правильно, дерево и пластмасса- горит , а металл- нет!
Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самая звонкая. Игра «Звонкий или глухой»
Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга ( так же игра проводится с металлическими и пластмассовыми ложками).
Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.
Пошли они дальше. Шли они долго, устали. Увидели подружки дом и решили отдохнуть. Ребята, из какого материала построен дом?
Из дерева
Поиграем в игру «Теплый - холодный» Предлагаю проверить, какой материал самый теплый?
Возьмите в руки сначала пластмассовую ложку, аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? Она тёплая или холодная? Затем металлическую и деревянную ложку. Что вы чувствуете?
Дерево самый теплый материал. Значит, дома лучше строить из дерева.
Понравилась вам сказка?
В конце подводится итог: какими свойствами обладают дерево, метал и железо?
В заключении, хотим сказать люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит сегодня дошкольное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
«Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не
Консультация для родителей...
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...
Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)
Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...
Мастер- класс "Крупянных дел мастер".
Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Мастер-класс для родителей «Создание книжки – малышки «Колобок» Мастер класс для родителей «В гостях у матрёшки» Экскурсия с детьми и родителями в центр духо
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Цель: Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.Задачи: Привива...