мастер класс "познавательное развитие2
опыты и эксперименты (старшая группа)

Гатина Равиля Фанисовна

организация познавательного поцесса с детьми старшего дгошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс16.55 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного

возраста в различных видах деятельности »

 «Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

 «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения и мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания всестороннего развития детей, является экспериментирование.

 Начиная с младшего дошкольного возраста, мы проводим самые элементарные опыты, чтобы побудить в ребенке тягу к открытиям и исследованиям. Именно экспериментирование  является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Детское экспериментирование  - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности  и  в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

 Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования:

-при  постановки  цели,

-вовремя обсуждения хода опыта,

 -при подведении итогов и словесном отчете об  увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.
 

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности.


 Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных
математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Но экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

И сегодня для старшего дошкольного возраста, мы хотим показать сказку, с использованием художественного слова, где можно наглядно изучить разные материалы.

Сказка «Три подружки»

Жили-были три подружки - металлическая, деревянная и пластмассовая. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Вот однажды собрались они в поход и заспорили: кто из них самая важная и нужная? Идут они, а на пути у них препятствие – речка. 

Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? 

 Давайте проверим - проведем эксперимент. («Легкий – Тяжелый»)

Опустим деревянную, пластмассовую и металлическую ложки в воду. Что произошло? Вопросами подводим к мысли о том, что

Дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул.

Значит железной ложке никак не перебраться на тот берег? Как ей помочь? Подвести детей к мысли, что

С помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянную ложку положить металлическую - металл не утонет).

Вот и перебрались подружки на другой берег. Деревянная ложка загордилась, ведь она выручила свою подружку. Идут они дальше, а на пути у них следующее препятствие – огонь.

Как вы думаете, смогут ли подружки продолжить  свое путешествие? Давайте поразмышляем? Что произойдет?

Правильно, дерево и пластмасса- горит , а металл- нет!

 Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самая звонкая. Игра «Звонкий или глухой»

Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга ( так же игра проводится с металлическими и пластмассовыми ложками).

 Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.

Пошли они дальше. Шли они долго, устали. Увидели подружки дом и решили отдохнуть. Ребята, из какого материала построен дом?

Из дерева

Поиграем в игру «Теплый - холодный» Предлагаю проверить, какой материал самый теплый?

Возьмите в руки сначала пластмассовую ложку, аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? Она тёплая или холодная? Затем металлическую и  деревянную  ложку. Что вы чувствуете?

Дерево самый теплый материал. Значит, дома лучше строить из дерева.

Понравилась вам сказка?

В конце подводится итог: какими свойствами обладают дерево, метал и железо?

В заключении, хотим сказать люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит сегодня дошкольное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Мастер- класс "Крупянных дел мастер".

Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Мастер-класс для родителей «Создание книжки – малышки «Колобок» Мастер класс для родителей «В гостях у матрёшки» Экскурсия с детьми и родителями в центр духо

Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Цель: Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.Задачи: Привива...