"Сказкотерапия"
консультация
"Сказкотерапия"-как инструмент в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ckazkoterapiya_dlya_doshkolnikov.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Cказкотерапия для дошкольников – интересный и доступный метод психологической работы с детками. Таким образом, можно говорить с ребенком на его языке и, кроме того, учить его жизни, выявлять определенные трудности, бороться с ними. Известные психологи часто использовали и используют сказки для помощи детям, которые страдают от фобий и страхов, у которых наблюдаются проблемы с поведением.
Для чего нужна сказкотерапия для детей?
Сказка для ребенка означает часто почти то же, что и для взрослого психологическая помощь.
Благодаря данному методу психотерапии, лечению сказкой, можно помочь ребенку интегрироваться в общество, расширить его сознание, развить творческие способности, улучшить его взаимодействие с окружающим миром. При этом, воздействие происходит на подсознательном уровне.
Лечат сказкой у детей обычно различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и др. Подобрать сказку для сказкотерапии можно для любого ребенка. Главное при этом – узнать причину его проблем, и подобрать соответствующую метафору, которая и является основой практически любой сказки. Необходимо также учитывать особенности ребенка, чтобы найти сказку, которая окажет на него терапевтическое и воспитательное воздействие.
Методы сказкотерапии бывают разными. Например, это может быть чтение сказки на ночь, рисование, лепка, изготовление кукол, сочинение сказки вместе с ребенком (он может сочинить ее и сам) или постановка какого-либо определенного сюжета. Таким образом, участвуя в процессе, ребенок постепенно освобождается от страха или тревоги, которые его беспокоили.
Как подбирают сказки для сказкотерапии
Существует несколько правил для выбора психокоррекционной сказки. Во-первых, она не должна полностью походить на проблему, а лишь частично быть с нею схожей. В ней должен предлагаться замещающий опыт, которые ребенок может использовать (с помощью психолога) для решения именно своей проблемы. Сюжет терапевтической сказки должен развиваться в такой же последовательности, как и в обычных сказках: завязка, краткое описание героев, столкновение этих героев с проблемой, пути ее решения, развязка и мораль.
При выборе сказки и методов сказкотерапии должен учитываться возраст ребенка. К примеру, младшим деткам (до 3 лет) хорошо подойдут сказки о животных, игрушках и др. Ребенку постарше можно подобрать сказку в зависимости от его увлечений: о феях, солдатах, принцессах и т.д. Ну а в возрасте старше 6-ти лет стоит выбирать волшебные сказки. И, наконец, подростки (до 13 лет) обычно предпочитают сказки бытовые или в виде притч. Также стоит учесть, что главный герой должен быть похожим на ребенка по характеру и возрасту.
Что касается сюжетов… Если вы не нашли среди многочисленных сказок ту, что нужно, то можно придумать ее самостоятельно. Например, как я описывала ситуацию с подругой и ее сказкой о «Петушке и курочке». Главное, чтобы ребенок увидел определенное сходство между собой и главным героем сказки, а также с обстоятельствами, которые окружают героя и его самого. Можно предложить ребенку закончить сказку. Таким образом, вы не только поможете малышу самостоятельно придумать решение своей проблемы, но и дадите толчок для развития воображения у ребенка.
Пройдя сказкотерапию для дошкольников, не забудьте закрепить результат, проиграв с ребенком ее, используя рисунки, кукол, миниатюрные фигурки и т.п.
Cказкотерапия для дошкольников – интересный и доступный метод психологической работы с детками. Таким образом, можно говорить с ребенком на его языке и, кроме того, учить его жизни, выявлять определенные трудности, бороться с ними. Известные психологи часто использовали и используют сказки для помощи детям, которые страдают от фобий и страхов, у которых наблюдаются проблемы с поведением.
Ведь еще много-много веков назад наши предки рассказывали своим деткам истории, которые формировали их мировоззрение, помогали избавиться от фобий, понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказкотерапию в свое время исследовали ученые с мировым именем, такие как Э. Фромм, Э Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков и другие.
Они выделили 4 способа использования сказкотерапии, настаивая, что их следует отличать друг от друга.
Итак, сказку можно применять как:
Инструмент воспитания ребенка.
Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с правилами и нормами поведения, которые приняты в современном обществе, прививаете ему моральные императивы.
Инструмент развития, который применим и к детям, и к взрослым.
При помощи сказки можно научить брать ответственность за свои поступки, принимать важные жизненные решения, учиться противостоять обстоятельствам.
Вспомните сами: в сказках добро всегда побеждало зло, но героям приходилось потрудиться и преодолеть много препятствия, чтобы восторжествовать.
То, что злые герои всегда терпели поражение и несли заслуженное наказание, учит детей (да и взрослых тоже) выбирать правильную сторону.
Ребенок или взрослый не просто слушает рассказ о чужой жизни, с его помощью он формирует собственную модель поведения и сценарий своей жизни.
Этот метод применяют специалисты (психологи, психиатры, педагоги, коучи).
Групповая или индивидуальная сказкотерапия помогает решить клиенту жизненные проблемы, избавиться от фобий, принять правильное решение и т.д.
Функции, которые выполняет сказкотерапия
Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять одновременно множество функций, а может быть направлена на решение конкретной проблемы.
Сказка может помочь:
- Вызвать правильную эмоцию у слушателя/читателя.
- Избавиться от навязчивой фобии: страха темноты, высоты и прочих.
- Понять жизненные ценности.
- Принять трудное, но правильное решение.
- Сформировать характер.
- Освоиться в этом социуме.
- Научиться ценить любовь, дружбу, близких людей.
- Понять, как устроен этот мир и по каким законам он функционирует.
- Избавиться от недостатков (агрессивности, жадности, тяги к вранью и т.д.).
- Сформироовать положительные черты характера (справедливость, сострадание, ответственность и прочие).
- Строить отношения с противоположным полом, друзьями, родителями.
- Простить тех, кто поступил с вами плохо, и начать жить дальше и т.д.
Сказкотерапию применяют по-разному, в зависимости от того, с кем ведется работа (с ребенком или взрослым).
Например, сказка для ребенка должна быть простой для восприятия и не слишком длинной, тогда как для психотерапии взрослых можно использовать рассказы с более глубоким смыслом, содержащие сложные символы и метафоры.
Наиболее распространенные способы использования сказкотерапии – это:
Работа с уже готовой историей.
Сказка зачитывается, а затем анализируется: почему герои поступили так, а не иначе, каковы последствия их поступков и т.д.
Написание специалистом авторского повествования для взрослого или ребенка, адаптированной под конкретную проблему человека.
Создание клиентом собственной сказки, в которой он смог бы описать свою проблему и найти способы ее устранения.
Этот способ применяется в психотерапии для старших детей или взрослых.
Постановка рассказа (старинной или авторской), например, при помощи кукольного театра.
Написание авторской сказки – действенный метод психотерапии, который обычно проходит в три этапа:
Клиент должен осознать свои проблемы, переосмыслить их и успокоиться перед тем, как начать писать сказку.
Исходя из этого можно сделать такой вывод чтто Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Это все способствует гуманному воспитанию ребенка и развитию нравственной личности вцелом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...