Самоконтроль у детей с малых лет, в ДОУ.
консультация
Культурно-гигиенические навыки – это действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samokontrol_u_detey_s_malyh_let_v_dou.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоконтроль у детей с малых лет, в ДОУ.
Определение понятия «культурно-гигиенические навыки». Виды культурно-гигиенических навыков.
Культурно-гигиенические навыки – это действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка.
В зависимости от вида деятельности навыки можно разделить на четыре группы:
1) двигательные навыки (ходьба, бег, многочисленные спортивные навыки);
2) сенсорные, связанные с восприятиями предметов и явлений (навык различения оттенков цветов);
3) учебные навыки (чтение, письмо)
4) смешанные навыки, которые включают различные виды деятельности (навыки культурного поведения, бытовые, гигиенические).
Методика формирования культурно-гигиенических навыков
В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программой воспитания в детском саду.
Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застегивать пуговицы), постарше – более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребенка.
Методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководства взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенце размещаются с учетом роста детей; на вешалки над каждым полотенцем – картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях в быту.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.) Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены.
Расти, коса, до пояса!
Ни вырони, ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд.
Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим
Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада и родители.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвовавший в игре ребенок. «Посмотрите, дети, - говорит педагог, - Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Все вместе вы быстро уберете игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать.
У коляски нет колес,
У ежа отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из мишки лезет вата.
Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки.
Так давайте поскорей
Взяли кисточки и клей,
Нитки, катушки
И вылечим игрушки.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках или поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением.
Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложить куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).
Большое влияние на формирование навыков оказывает соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п.
В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.
«Доброе утро»
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
С ясным днем! –
Вот как славно мы поем!
«Спать пора»
Наступает ночка.
Ты устала дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!
Список используемой литературы
1 Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для дет. сада / Т. Л. Богина, Т. Г. Казакова, Е. А. Тимофеева и др.; Под. Ред. Г. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
2 Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» и «Воспитание в Дошк. учреждениях» / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др.; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986.- 415 с.
3 Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч. 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
4 Хрестоматия от года до семи. Составитель Л. Елесеева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация :"Развитие навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов. Автор: Середа Светлана Юрьевна, педагог - психолог...
Игры для тренировки самоконтроля у детей дошкольного возраста
Л. Н. Толстой верно писал про счастливые семьи. Так же все дети похожи тем, что у них существуют этапы работы с информацией по схеме «ввод-обработка-вывод» как и компьютер. Чем же дети отличаются в ра...
Дополнительная образовательная программа "Дидактические игры для развития самоконтроля у детей младшего возраста"
Данная программа ориентирована на младший дошкольный возраст. В ее реализацию могут включаться различные категории взрослых - педагоги дополнительного образования, родители и др. Программа состоит из ...
Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.
Основная задача – научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его....
Игры для развития самоконтроля у детей
Развитии такого важного качества, как произвольность поведения (то есть умение контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школ...
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции - одна из наиболее актуальных для логопедов ДОУ. Недоразвитие функций речевого самоконтроля - основная причина широко известного в н...
Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи
Проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции — одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого самоконтроля — основная причина ...