Роль семьи в формировании агрессивной модели поведения детей.
статья
Консультация для родителей о роли семьи в воспитании адекватной модели поведения в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_formirovanii_agressivnoy_modeli_povedeniya_detey.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в формировании агрессивной модели поведения детей.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, психологов и педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей
- кризисом семейного воспитания
- невниманием к нервно-психическому состоянию детей
- увеличением числа некоторых соматических заболеваний и заболеваний головного мозга, которые способствуют возникновению агрессивных качеств, например: патологические роды, гиперактивность, гипердинамический синдром и ряд других.
Свою долю вносят и средства массовой информации. Между тем, особенно важной является помощь школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления, так как агрессивные дети мало управляемы и плохо поддаются терапии. Одно из немаловажных направлений работы с такими детьми – предупреждение агрессивности.
Однако для того, чтобы предупреждать, нужно знать о факторах, причинах возникновения агрессивности у детей.
Агрессия в человеке заложена биологически. Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую человеку, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития и агрессию негативную, нанесение вреда окружающим. Такая агрессия бывает физическая (драки, разрушение, поломка вещей) или словесная (дети дразнятся, оскорбляют других). Она также может быть прямой и косвенной.
Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе, дома, во дворе. В классе у таких детей часто возникают конфликты, которые приводят к таким проблемам, как непринятие ребенка, формирование негативного отношения к нему. Агрессивный ребенок может попасть в так называемую группу изолированных детей. Таким образом, ребенок начинает получать в свой адрес больше негативных действий, чем другие дети, отсюда – прямой путь к эмоциональному перенапряжению. Это укрепляет его агрессивность и образует порочный круг.
Есть психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение. Это:
- сниженная самооценка
- низкий уровень самоконтроля
- неразвитость коммуникативных навыков
- повышенная возбудимость нервной системы и др..
Существуют критерии агрессивности. Согласно им, ребенок:
- часто теряет контроль над собой, спорит и ругается с взрослыми
- часто отказывается выполнять правила
- намеренно делает вещи, которые раздражают других людей
- часто винит других в своих ошибках
- часто сердится и отказывается сделать что-либо
- завистлив и мстителен, обманывает, часто затевает драки.
Предположить, что ребенок или подросток агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении появились хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Основными факторами проявления детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников и взрослых
- стремление получить желанный результат
- стремление быть главным
- защита и месть
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянные ими ссоры на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся, ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Детская агрессивность имеет возрастные проявления. Например, в период подросткового возраста повышается уровень агрессивности.
Существуют две теории появления агрессивности: теория врожденной агрессивности и теория социального научения агрессии. Семья играет огромную роль в формировании модели агрессивного поведения детей.
Важно помнить об основных причинах появления агрессивного поведения у детей в целях ее предупреждения:
- копирование поведения родителей
Ребенок – это зеркальное отражение атмосферы в семье, взаимоотношений и поведения родителей: проявляют ли родители агрессию при взаимоотношениях друг с другом, как случайную, так и устойчивую. Ребенок наблюдает и учится независимо от самого себя. Не хотите, чтобы ребенок рос агрессивным, не давайте агрессии укорениться в семье.
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка
- уровень семейной гармонии и дисгармонии.
- стиль воспитания в семье
Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Авторитарность родителей, особенно в подростковом возрасте вызывает у ребенка бунт, нарушение поведения против воли родителей. В итоге появляется повышенная агрессивность. Попустительский стиль воспитания, то есть невнимание к детям, безнадзорность, также идет к появлению агрессивности у детей. Помните, что когда в семье нет единых требований в воспитании, нет эмоционально-положительной атмосферы, это приводит к нарушениям в поведении детей. Когда в общении с ребенком присутствует мягкость, он окружен заботой и вниманием, такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказания, которое обычно применяют родители в ответ на появление гнева у своего чада. Исследования показали, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих детей, особенно сыновей, тогда эти дети в позднем подростковом и во взрослом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.
Научение агрессии появляется в процессе непосредственного приобретения негативного опыта. Это происходит, если ребенок или подросток сам включается в агрессивное взаимодействие (с родителями, братьями, соседями, друзьями). Если его участие вовремя не было замечено, не получило верную оценку, то в следующий раз в подобной ситуации это повторится. Если он ощутил нейтральное отношение к собственному поведению, агрессивность пустит корни еще на сантиметр-другой. Более мощный стимул к агрессии он получит, если будет позитивное подкрепление такого поведения. Например: «если хочешь, чтобы тебя уважали, бей всех подряд!», или «обидели, дай сдачи!».
Закрепление агрессивности в перспективе приведет к ее появлению уже как личностной черты характера. Она станет основным способом контакта с миром и, может быть, на всю жизнь.
Отметим сразу, что порой агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию.В общем, если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей.
Что же делать? Ответ прост: предоставить детям как можно больше возможностей соответственно возрасту разряжать накопившуюся энергию (спортивные секции, кружки...). Довольно часто агрессивное поведение демонстрируют дети с повышенной моторной активностью, и наилучшей рекомендацией в этом случае может быть поиск заменяющей деятельности, на которую ребенок мог бы направить свою неутомимую энергию.
Источником детской агрессии может быть подавленность, напряженность, стресс, неуверенность.С точки зрения психологов, такая агрессия серьезнее и неприятнее. Агрессия в данном случае – нецивилизованная защита от чувства тревоги.
Есть, например, дети, которые боятся собак – и дразнят их. Убегают от сильных и бьют слабых. Их оборона заключается в нападении. Их внутренняя неуверенность заставляет остальных детей держаться подальше от них. Они не могут ни с кем подружиться, но требуют внимания, признания, дружбы силком, навязываются, выставляются, обижают других, дерутся. Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, не всегда понятна. Необходимо обследование психологов. Нередко при этом обнажается скрытый семейный конфликт: либо школьные перегрузки, груз родительских амбиций, либо скрытое чувство вины за допущенный ребенком поступок, в котором он не может признаться. В этом случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги, в обретении новой уверенности.
Есть еще один источник детской агрессивности. Это эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод.Такие дети находят удовлетворение, к примеру, в замкнутости, в причинении боли другим без причин, издеваются над ними, ябедничают, оскорбляют словесно и действием. Как будто домогаются любви или мстят за свою заброшенность. Последние открытия в психологии засвидетельствовали, что эмоциональный дефицит общения в семье может пагубно повлиять на становление человеческого характера (это и криминальное будущее, и проблемы в будущей семейной жизни, в общении с будущими детьми). Если в семье возникает атмосфера эмоционального холода и полного отсутствия интереса друг к другу, то она закономерно поражает и детей. Эти дети отстают в душевном развитии.
Эмоциональное оскудение всегда грозит тем детям, в семьях которых ребенок «в тягость», где заботы ограничиваются тем, как накормить и одеть его, где не проявляют искреннего интереса к проблемам, индивидуальным потребностям ребенка.
Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы
Чрезмерное увлечение видео, телевизором, компьютерными играми, о которых мы уже говорили выше, также таит в себе угрозу заразить ребенка агрессией. Установлено, что все эти источники обеспечивают сильный канал развития агрессивности у личности. В этом направлении основная превентивная мера – отслеживание теле- и видеоматериала, компьютерных игр, с которыми имеет дело ребенок.
Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребенка богатый положительными эмоциями окружающий мир:
– внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю, отношение к ребенку;
– искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;
– совместные игры, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей;
– уход за домашними животными;
– занятия в спортивных секциях
Как справляться с детской агрессией?
1. Уделять психическому и физическому здоровью детей должное внимание.
2. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
3. Демонстрировать модель неагрессивного поведения, то есть, быть примером поведения для детей. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказываются конкретные поступки.
5. Наказания не должны унижать ребенка.
6. Необходимо понять и разобраться в причинах агрессивного поведения детей. Часто дети ругаются и оскорбляют других из-за того, что хотят почувствовать себя сильными или хотят отомстить за какие-то обиды или пытаются привлечь внимание взрослых.
7. Научить ребенка выражать свою агрессию в социально приемлемых формах, обучать приемлемым способам выражения гнева (попрыгать со скакалкой, побиться с боксерской грушей, полить цветы, пробежаться, отжаться от пола, надуть шарик).
8. Развивать способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
9. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
10. Учить брать ответственность на себя.
Литература:
Реан А.А. Психология подростка. Учебник. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2004.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2002.
Хухлаева О.В.Школьная психологическая служба.М.: Генезис, 2007
Практический психолог Семёшина Е.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль семьи в формировании межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста".
Презентация....
Презентация РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать услови...
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление....
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...
«Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»
Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми. Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные го...
Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей"
Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период является формирование привычки к здоровому образу...
Роль семьи в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, но главную роль в этом играет все же семья. Хотите вы этого или нет, но рано или поздно ...