Статья "Семья и семейные ценности"
статья
Взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса способствует всестороннему развитию личности ребенка. Благодаря разнообразным формам сотрудничества, родители могут стать активными участниками совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Автор: воспитатель ГБДОУ детского сада № 83 Красносельского района СПБ – Татаренко Татьяна Михайловна
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется сотрудничеству дошкольной организации с семьёй. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первая ступень вне семейного социального института, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Ребёнок, видя пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в разные виды деятельности.
Цели и задачи:
- Выстраивание диалога между ДОУ и семьей, основанного на сотрудничестве и взаимопомощи, чтобы все затраченные усилия в итоге положительно отразились на воспитании детей
- Повышение уровня сотрудничества с родителями, путем их вовлечения в совместную деятельность. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
- Развитие эмоциональной сферы
- Развитие коммуникации
- Стимулирование познавательной и творческой активности
- Профилактика эмоционального негативизма взрослых
- Формировать интерес к своим близким и друзьям
- Побуждать детей рассказывать о своей семье
- Создание «Семейного альбома» как мостика от детского сада к семьям воспитанников и обратно
Формы работы с детьми, такие как:
- Информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей.
- Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы
- Презентация группы
- Тематические досуги, утренники
- Оформление стенгазет, книжек – самоделок, фотомонтажей
- Семинары – практикумы, мастер – классы
- Театрализованные представления для детей с участием родителей
- Участие родителей в подготовке к праздникам
- Совместное создание развивающей предметно – пространственной среды
- Тематические выставки, творческие задания
- Интервью с родителями и детьми на определенные темы
- Конкурс семейных талантов
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.
Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.
Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим.
В последнее время люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Хорошо когда дети не только знают своих родственников, но и могут о них рассказать.
Воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить. Это могут быть:
- Совместные чаепития. Эта традиция способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
- Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы.
- Совместные экскурсии.
- Здоровый образ жизни тоже может стать традицией.
Как же славно иметь в семье традиции! Ведь они позволяют создать свой неповторимый и уникальный мир. Семейные традиции объединяют целые фамильные поколения. Сейчас у кого ни спроси, какие традиции в его семье есть и насколько они важны, почти каждый качает головой и пожимает плечами. Просто не знают что ответить. Семейные традиции можно создать самим и соблюдать, и передавать их.
Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нужно следовать; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.
В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения. Ребенок большую часть времени проводит в детском саду, который является его первым внесемейным коллективом. В этом коллективе также могут существовать свои традиции, которые станут опорой для плодотворного сотрудничества дошкольной организации с семьей. Одной из забытых семейных традиций является создание семейного альбома
Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, очень простое и доступное, понятное даже для малыша, а с другой стороны загадочное и удивительное. Порой дети не понимают и удивляются, а иногда даже не верят, что взрослые тоже были, когда-то детьми. Очень полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии. Это могут быть истории весёлые, успешные и, наоборот, о каких-то неудачах, но с которыми вы справились, чему-то научились, обнадеживающие вашего ребенка в том, что и у него все получится. Очень хорошо помогает фотоальбом в приобщении к традициям. Странички семейного альбома лучше оформлять вместе с детьми. Каждая страничка будет ассоциироваться с каким-то рассказом из жизни и обязательно запомнится ребенком.
Список литературы:
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва : 2008.
- Зенина Т.М. Играем вместе, играем всей семьей. Москва : Центр педагогического образования, 2016. 62 с.
- Метенова Н.М. День открытий. Ярославль : Изд-во «Иниго», 2011.
- Метенова Н.М. Родителям о детях. Ярославль : Изд-во «Иниго», 2014.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействия ДОУ и семьи. Москва : 2007
- Севастьянова Е.О. Дружная семейка. Москва : Творческий центр «Сфера», 2006. 123 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4 кн. Москва : 1998.
- Шорыгина Т.А. Моя семья. Москва : Творческий центр «Сфера», 2016. 96 с.
- Шорыгина Т.А. Беседа о правах ребенка. Москва : Творческий центр «Сфера», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."
"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....
Презентация "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"
Выступление на методическом объединении "Мать и дитя" "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"...
"Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни."
Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни.Семейные ценности – важнейшая составляющая, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое услов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Программа направлена на:- формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...
Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»
Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»...