Методические рекомендации
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации по организации образовательной работы с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 148.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации образовательной работы
с дошкольниками
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.
Воспитатель, работающий по выбранным программам, должен осуществлять полидисциплинарную деятельность с использованием многофокусного анализа. Это означает, что педагог на занятии должен выступать в нескольких позициях: психолога, педагога, игротехника. Кроме позиционных "портретов" детей у него должен быть сформирован и интегрированный "личностно-деятельностный" портрет ребенка. Педагог должен реализовать основную цель применяемых программ: с помощью развития творческих способностей создать условия для общего психического развития дошкольника, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению, развивать умения и способности к самостоятельному решению педагогических проблем в процессе реализации ФГОС на основе базовых теоретических подходов
В данном пособии представлены методические материалы, переработанные с учетом реализации целей, задач, принципов развивающего обучения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющие педагогам проектировать и анализировать НОД.
Методика проведения педагогического анализа.
Педагогический анализ — целенаправленное изучение занятия в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.
Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов занятия.
Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.
Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов занятия, которые обуславливают целостность объекта, его развивающую направленность.
Под структурными элементами понимается:
− характеристика занятия - включает в себя раздел образовательной программы, вид занятия, тему занятия, форму проведения занятия, части занятия, временные рамки, конспект, модель или план проведения;
− цель, задачи занятия — элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;
− условия (материальные, санитарно-гигиенические, организационно-педагогические), обеспечивающие возможность успешной деятельности как воспитателя, так и детей;
− деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели занятия;
− деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.
Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют занятие как педагогическую систему.
Связь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения занятия.
Цель и задачи занятия порождают организационно–педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи занятия, умение педагога творчески использовать конспект, модель занятия, рационально размещать оборудование.
Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «программные задачи – деятельность детей»; «деятельность педагога – деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на занятии развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на занятии меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействия.
Связь изменения возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «условия – деятельность педагога»; «условия – деятельность детей».
НОД - непосредственно образовательная деятельность
ТИПЫ
- Ролевые игры
- Исполнение сказочного сюжета
- Занятие фантазирования
- Деловая игра
- Круглый стол
- Занятие открытых мыслей
- Занятие-соревнование
- Занятие-КВН
- Викторина
- Следствие ведут знатоки
- Аукцион знаний
- Волшебный конверт
- Занятие-конкурс
- Занятие творчества
- Математический хоккей
- Занятие-спектакль
- Смотр знаний
- Занятие-игра
- Занятие-зачет
- Занятие-путешествие
- Занятие-состязание
- Мозговая атака
Основные требования к организации НОД
1.Соответствие содержания принципам обучения и воспитания.
2.Воспитательная направленность.
3.Сочетание принципа доступности с достаточно интенсивным трудом детей.
4.Научность.
5.На уровне достижений педагогики, психологии и передового опыта.
6.Наличие приемов, развивающих умственную деятельность детей.
7.Целевая установка занятия, его структурных частей.
8.Логичность, оправданный набор приемов.
9.Однообразие и разнообразие приемов и методов.
10.Наличие межпредметных связей.
11.Связь изучаемого материала с предыдущим и последующим материалом.
12.Наличие закрепления, повторения и обобщения материала.
13.Сочетание коллективных, индивидуальных и групповых форм обучения.
14.Уровень совершенствования знаний: уточнение, расширение, систематизация, соединение знаний и умений с развитием личности.
15.Качество знаний детей (осознанность, прочность, системность, объемность, мобильность).
16.Количество детей.
17.Законченность занятия.
18. Психологическая готовность педагога вести занятие.
Гигиенические требования
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
1.Температурный режим.
2.Проветривание.
3.Освещение.
4.Предупреждение утомления и переутомления.
5.Чередование видов деятельности.
6.Своевременное и качественное проведение физкультминуток.
7.Соблюдение правильной позы детьми.
8.Соответствие росту детей мебели.
Требования к технике проведения НОД
- НОД должна быть эмоциональной, вызывать интерес к обучению и воспитывать потребность в знаниях.
- Темп и ритм НОД должны быть оптимальными, действия педагога и ребенка завершенными.
- Необходим полный контакт во взаимодействии педагога и ребенка, должен соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.
- Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
- Педагог должен обеспечить активное обучение каждого ребенка.
- По возможности следует менять виды деятельности, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
Педагогические умения воспитателя, работающего по развивающим программам.
Гностические умения: (от греческого гносис-знание)
-диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сферы отдельного ребенка
-определять психологический климат в группе, анализировать психическое и физическое здоровье ребенка
-анализировать опыт других, свою педагогическую деятельность, профессиональное общение -самостоятельно работать с литературой
Проективные и конструктивные умения:
-осуществлять текущее и перспективное планирование
-осуществлять динамическое проектирование развития группы и отдельных детей
-анализировать проблемные педагогические ситуации, предвидеть возможные трудности в работе и намечать пути их ликвидации
-определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста
-методически грамотно строить педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами
-избирать наиболее адекватные целям и задачам формы и методы взаимодействия с родителями
-планировать ситуацию успеха для каждого ребенка (особенно неуверенных в себе, застенчивых).
-согласовывать свои педагогические воздействия на детей с коллегами, помощником воспитателя, родителями.
Коммуникативные умения:
-легко и быстро устанавливать контакт с детьми, коллегами, родителями, проявлять гибкость и терпимость в общении
-создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности, сотрудничества -владеть вербальными и невербальными средствами общения
-использовать юмор, шутку в общении регулировать межличностные отношения в детском коллективе.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Постановка цели НОД – это не элементарное определение замыслов, а логическое определение направления и результатов движения (точки постепенного движения к цели по определенному маршруту).
Цель педагогической деятельности – мысленное предвосхищение результатов процесса. В своих формулировках педагогическая цель должна отражать те качества, на развитие которых направлен педпроцесс.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности: актуальность и личностный смысл изучаемой темы для детей, помощь детям в осознании социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений детей к окружающей действительности: содействовать осознанию детьми ценностей изучаемого материала, помочь детям осознать ценность совместной деятельности.
3. Цели, направленные на развитие у детей интеллектуальной культуры: вооружить (т.е. создать организационные и содержательные условия для развития у детей умений) способами (приемами) мыслительной деятельности: учить детей анализировать познавательный объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности, находить противоречие и т.д.
4. Цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры (исследовательских умений): содействовать развитию у детей умению использовать различные методы познания: наблюдение, выдвижение гипотезы, умение анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы.
5. Цели, ориентированные на развитие у детей организации деятельной культуры: развитие у детей умений ставить цель, планировать свою деятельность (осуществлять контроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности).
6. Цели, ориентированные на развитие коммуникативных умений (культуры) детей: содействовать развитию у детей умению общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.
7. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры детей: создать условия для развития у детей умений приостановить свою деятельность, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности, обеспечить развитие умений объектировать деятельность.
Современные формулировки задач программного содержания:
Цели
Примеры
1.образовательные
2. воспитательные
3. развивающие
- обеспечить усвоение знаний о…
- способствовать формированию знаний о…
- научить…
- доказать…
- формировать понятие…
- способствовать формированию или продолжить формирование умений …
- обеспечить повторение, обобщение, систематизацию знаний
- закрепить знания, умения…
- обобщить, систематизировать знания о…
- устранить пробелы в знаниях…
- отработать навыки…
- совершенствовать умение…
- расширить, углубить…и т.д.
- содействовать нравственному воспитанию дошкольников;
- обеспечить воспитание контактности детей;
- содействовать эстетическому воспитанию;
- обеспечить воспитание усидчивости, инициативности,
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание толерантности.
- развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать; наблюдать;
- развивать умение выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства целого, делать обобщающие выводы;
- развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности;
- развивать умение выдвигать гипотезы, решать проблемы;
- развивать умение планировать и оценивать результаты выполненных действий;
- развивать эмоции детей;
- развивать умение действовать самостоятельно;
- развивать умение творчески подходить к решению самых разнообразных задач;
- развивать умение применять знания на практике;
- развивать память, речь, логическое мышление
Схема анализа и оценка эффективности НОД
- Профессиональные качества воспитателя:
- знание предмета и общая эрудиция;
- уровень педагогического и методического мастерства;
- культура речи (грамотность, темп, дикция, образность, эмоциональность и т. д.);
- степень тактичности и демократичности взаимоотношений с детьми;
- внешний вид, мимика, позы и жесты.
- Оценка деятельности воспитанников в НОД:
- степень познавательной активности, проявления творчества и самостоятельности;
- наличие и эффективность групповой и индивидуальных форм работы (взаимоотношения детей на занятии; сотрудничество и сотворчество);
- организованность и заинтересованность детей материалом занятия.
- Оценка содержания НОД:
- целесообразность отбора содержания занятия педагогом;
- дидактические принципы и их реализация (научность, доступность, актуальность знаний и связь с жизнью);
- оптимальность объема материала.
- Оценка эффективности НОД:
- рациональность использования времени (оптимальный темп, смена видов деятельности);
- степень целесообразности и эффективность использования наглядного материала (демонстрационного и раздаточного) и ТСО;
- эффективность использования методов и организационных форм занятия;
- уровень обратной связи в ходе занятия;
- оценка и контроль воспитателя за детьми;
- степень эстетического воздействия на детей;
- оценка соблюдения норм гигиены и техники безопасности.
- Оценка достижения цели и результативность НОД:
- степень конкретности цели и задач (их формулировка для детей);
- реальность, целесообразность и достижимость цели;
- степень взаимодействия с детьми (воспитательная и обучающая составляющая: чему и в какой степени научились, что способствовало воспитанию);
- степень влияния содержания занятия на развитие детей (что способствовало их развитию и в какой степени).
Схема анализа всегда будет варьироваться в зависимости от типа занятия.
Анализ НОД
- Подготовка педагога к НОД (роль НОД в личностном развитии детей; диагностика личностного развития детей: обученности, воспитанности; планирование индивидуальной работы).
- Организация НОД (мотивация детей и пробуждение интереса; структура занятия; изменение видов деятельности на отдельных этапах занятия; решение познавательных и личностных задач на этапах занятия).
- Содержание НОД (воспитательная ценность; развитие гуманной позиции детей; вариативность НОД; ситуации выбора для детей; творческий поиск; решение проблем; способы личностного развития детей: умение общаться и сотрудничать; проявление саморегуляции, самодисциплины, самопознания и рефлексии в НОД).
4.Общая оценка НОД как элемента системы личностно - ориентированного обучения (занятие подготовлено для решения задач личностного развития детей; занятие отвечает принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуального подхода; дети - соавторы занятия: активны, умеют делать выбор, участвуют в диалоге, отстаивают свои позиции, открыты, уважают чужую точку зрения, стремятся к взаимопониманию; педагог реализует стратегию сотрудничества; умело сочетает индивидуальную и групповую работу детей; поощряет их индивидуальные и творческие достижения; общая атмосфера занятия способствует самовыражению и самоопределению детей; развивается чувственный опыт, стимулируются личностные смыслы познавательной деятельности).
Анализ комбинированной НОД
В комбинированном НОД происходит совмещение дидактических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.
Очень важное значение в структуре комбинированной НОД приобретает соподчиненность и взаимосвязь ее составных частей, так как только успешное решение педагогических задач предыдущей части НОД позволяет переходить, к последующей, а итоговый эффект занятия достигается при реализации целей, поставленных к каждой части занятия.
- Обоснованность структуры НОД.
- Какие методы и приемы использовались для мотивации детей на предстоящую деятельность?
- Формы организации актуализации знаний и использование их как основы для дальнейшей познавательной деятельности.
- Характер заданий при изучении нового материала.
- Разнообразие форм организации систематизации и закрепления знаний или видов деятельности детей.
- Эффективность используемых дидактических средств на каждом этапе занятия.
Анализ комплексной НОД
На комплексном занятии решаются задачи двух и более видов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию НОД и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики
- Обоснованность выбора типа НОД.
- Виды деятельности, задачи которых решались на данном занятии.
- Аргументированность выбора содержательной линии.
- Методы и приемы решения задач каждого из видов деятельности и их эффективность.
- Формы организации разных видов деятельности (их эффективность и целесообразность использования).
- Обоснование развивающего характера данного занятия.
Примерная памятка для самоанализа НОД
- Как воспитатель выполнил поставленные задачи?
- Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.
- Какой характер имеет НОД: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?
- Способствует ли НОД развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?
- Какой психологический микроклимат в группе?
- Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?
- Формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, КВН, викторина и др.).
- Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, видео, картинки, опорные таблицы и т.д.).
- Приемы обучения и воспитания (игровой, художественное слово и др.), оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.
- Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда).
- Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.
- Какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?
- Владеет ли воспитатель методикой проведения НОД?
- Интегрированность НОД, связь с другими занятиями. (Возможно, это комплексное занятие).
- На формирование каких психических процессов направлена НОД (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание).
- Комфортно ли детям на данной НОД, каково психологическое состояние воспитателя?
Схема самоанализа НОД и самооценки
- Реализация основной дидактической цели НОД
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в НОД? Насколько активны были дети пи ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Обладал ли педагог достаточными знаниями? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков детей (каким был охват детей)? Имел ли место дифференцированный подход к детям? Каким образом?
- Осуществление развития детей в процессе обучения.
Имело ли место вовлечение детей в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация?) Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие - познавательной самостоятельности детей? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Имело ли место эстетическое развитие детей? Какие средства были для этого использованы?
- Воспитание в процессе НОД
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания материала? Что содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам, к учению? Каково было воспитательное воздействие личности самого педагога?
- Соблюдение основных принципов дидактики
Как использовалась самостоятельная работа, не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной степени индивидуализирована и др.
- Выбор методов
Правильно ли был выбран метод для ознакомления с новым материалом, для закрепления? Привлекались ли необходимые ТСО? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято педагогом из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний для выработки умений и навыков? Соблюдались ли общие требования к выбору методов?
- Работа педагога в НОД
Все ли необходимое было подготовлено к началу НОД? Правильно ли педагог пользовался конспектом? Каково было соотношение организующей деятельности педагога, познавательной деятельности детей? Какие виды деятельности имели место в НОДи в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, помощь в их самостоятельной деятельности) Какие приемы организации детей на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с детьми? Каков был внешний вид педагога? (не могло ли что-то привлекать внимание или отвлекать детей)?
- Paботa детей в НОД
Была ли проверена готовность детей к занятию? Какой была активность детей на разных этапах занятия? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности детей на занятии (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная деятельность. Каково отношение детей к занятию?
- Гигиенические условия проведения НОД
Освещенность, посадка, маркировка, физминутка, не были ли задержаны дети после окончания занятия по времени. Соблюдение САНПиН.
Психологический анализ НОД.
Проводится с психологом или при наличии соответствующего образования.
- Психологическое состояние детей перед началом НОД и ходе его (готовность к НОД, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее в НОД).
- Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах НОД, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
- Развитие и тренировка памяти
- Развитие мышления детей
- Развитие воображения детей
- Приемы организации осмысленного восприятия материала детьми.
- Привлечение эмоций детей в процессе обучения
- Способствовало ли занятие общему разлитию личности ребенка и детского коллектива в целом.
- Знание педагогом возрастной психологии и психологический контакт с группой: как воспитатель следит за достижением мыслей и чувств каждого ребенка, педагогический такт педагога.
ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ НОД
Образовательные задачи
Содержание
Показатели выполнения образовательных задач этапа
Условия выполнения образовательных задач этапа
Возможные методы и приемы
1 этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Подготовка детей к работе в НОД
- обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии;
- психологическая подготовка детей к общению в НОД
Подготовка детей к работе на НОД:
- обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии;
- психологическая подготовка детей к общению в НОД
- доброжелательный настрой воспитателя и детей,
- кратковременность этапа,
- готовность детей к сотрудничеству,
- формулирование целевых установок.
- собранность воспитателя,
- последовательность в предъявлении требований,
- использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание детей к изучаемой теме,
- спокойная уверенная манера держаться,
- отсутствие многословия.
- «Добрый день. Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами»
- «Ладошка к ладошке»
-Улыбнемся друг другу и т.д.
2 этап - ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ
Обеспечение мотивации, принятие цели детьми,
- Актуализация субъектного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, целостных отношений),
- что дети знают, зачем это нужно ребенку
Сообщение темы НОД;
Показ социальной и практической значимости изучаемого;
Постановка перед детьми проблемы;
Актуализация субъектного опыта детей.
Готовность детей к активной учебно-познавательной деятельности;
Формулировка целей вместе с детьми;
Вариативность приемов сообщения цели;
Понимание детьми социальной и практической значимости изучаемого материала;
Сообщение цели, форм организации деятельности.
Предварительное обдумывание воспитателем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого для детей;
Умение формулировать цели в действиях детей;
Владение воспитателем многообразием приемов актуализации личностного смысла детей, их социально-личностного отношения к объектам окружающей действительности;
Использование воспитателем многообразия приемов актуализации знаний и способов действий;
Отражение в целях занятия не только знаний и умений, которые должны усвоить дети, но и развитие личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры и культуры умственного труда.
- сообщение цели с одновременным сообщением темы НОД;
- сообщение цели в виде проблемного задания;
- сообщение цели в виде эвристического вопроса;
- постановка цели через показ конечных результатов;
- постановка привлекательной цели;
- в начале занятия дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом;
- дополнение реальной ситуации фантастикой;
постановка целей с опорой на последовательность изучения материала.
3 этап - ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала:
- существенных признаков, понятий, и т.д.
- правил и построенных на их основе алгоритмов.
2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).
3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала.
Организация внимания детей;
Сообщение основной идеи изучаемого (принципы, правила и др.)
Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;
Дать знания, которые приводят к определенным выводам (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать выводы).
Максимальное использование самостоятельности детей в добывании знаний и способов действий;
Если воспитатель использовал метод рассказа, объяснения, то показателем выполнения задачи может служить качество (правильность, осознанность) ответов детей на последующих этапах;
При использовании эврических методов показателем эффективности усвоения детьми знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы или выполнения задания.
Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;
Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта детей;
Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового;
Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ребенок является субъектом деятельности;
Создание условий для освоения детьми знаний преимущественно в форме деятельности.
- Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах,
- Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)
- использование обыденных аналогий как способа включения в содержания субъектного опыта детей
- Рассказ (объяснение) воспитателя
- Развивающее обучение
использование проблемных ситуаций
4 этап - ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО
1. Установление правильности и осознанности изученного материала.
2. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений детей
3. Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении детьми изученного материала.
Проверка воспитателем понимания детьми того, что является сущностью
основного содержания;
Проверка полноты и осознанности усвоения детьми новых знаний и способов действий;
Выявление пробелов первичного осмысления детьми изученного материала;
Ликвидация неясностей осмысления детьми изученного материала.
Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством;
Устранение пробелов в понимании детьми нового материала.
Постановка вопросов репродуктивного характера и вопросов, требующих мыслительной активности.
Использование заданий на узнавание детьми изученных познавательных объектов;
Подготовка своих примеров по новому материалу;
Ассоциативный ряд.
5 этап - ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
1. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий;
2. Обеспечение в ходе закрепления повышенного уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания.
Организация деятельности по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;
Организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредствам их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях.
Умение детьми распознавать и воспроизводить изученные объекты;
Прочность знаний детей
Использование системы заданий, в основе которых лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);
Использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий детей;
Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной и мыслительной деятельности;
Обеспечение мер помощи детям.
Вопросно-ответная форма общения;
«Что было бы, если …»
«Придумай свое задание»
6 этап - ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1. Обеспечить усвоение детьми знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях;
2. Обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Организация деятельности детей по применению знаний в измененных и новых ситуациях
Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний детей;
Самостоятельность ребенка при выполнении задания;
Углубление знаний и способов действий.
Использование системы заданий, предусматривающих самостоятельность детей в их выполнении;
Использование разнообразных методов и форм организации деятельности детей по применению знаний в разнообразных ситуациях;
Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;
Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ (работы, решения и т.д.);
Использование открытых задач.
- Вопросно-ответное общение
- Работа в микрогруппах
- Разноуровневые самостоятельные работы
- Дидактические игры
- Задания на самостоятельность построения алгоритма решения простых задач;
Задание по кругу и другие.
7 этап – ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий детей в рамках изученной системы
Организация деятельности детей по коррекции выявленных недостатков
Динамика перехода детей с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.
Организация деятельности:
- минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению ошибок на основе поставленных вопросов, оценки и коррекции.
Задания с пропусками
Использование специально разделенных на мелкие этапы заданий.
8 этап – ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
В старшем дошкольном возрасте: Чему я научился? Если ты будешь сейчас помогать другому, то, как ты это сделаешь? Расскажи, как ты это делал, чтобы он смог сделать так же?
Литература:
- Атемаскина Ю. Проектная деятельность педагога: сущность и технология/ Ю Атемаскина//Детский сад от А до Я. – М., 2008. - № 3. – С.15-17.
- Лагода Т. С., Чуйкова М. Б. Методы анализа педагогической деятельности // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 55 – 60.
- Лукина Л.И. Мотивация профессиональной деятельности работников ДОУ/Л.И. Лукина//Управление дошкольным образовательным дошкольным учреждением. – М., 2007. - № 6. – С.46-57.
- Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: несколько советов экспертам и педагогам // Вестник образования. 1996. № 11. с.75 – 78.
- Пути повышения качества дошкольного образования: сб. науч. тр./ Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. — Елец, 2005. — 187 c.
- Сафронова Т. И. Педагогический анализ – основа творческой работы.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 61 -68.
- Шаховская Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования//Управление ДОУ. – 2006. – № 2. – С. 8-17.
- Комарова Т.С. Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.
- Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
- Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1995.
- Троян А.Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении // Условия оптимизации работы в дошкольном образовательном учреждении/ Под ред.Т. С. Комаровой. М., 1985. С. 43 – 49.
- М.И.Махмутов Современный урок М., «Педагогика» 1985.
- Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса.//Методика составления обучающих программ.- М.,1980, с.3-16
Рейтинг материала:4,3 (голосов: 3)
Курс повышения квалификации
72 ч.
4000 руб.2000 руб.
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
300/600 ч.
от 11790 руб.от 5890 руб.
Курс повышения квалификации
108 ч.
4800 руб.2400 руб.
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Выберите класс:
Выберите учебник:
Выберите тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Найти
Краткое описание документа:
В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...