Статья "Методические рекомендации по применению многофункционального модульного дидактического игрового комплекса-трансформера «Шахматная мозаика»"
статья
Статья "Методические рекомендации по применению многофункционального модульного дидактического игрового комплекса-трансформера «Шахматная мозаика»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mdik_shahmatnaya_mozaika.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по применению многофункционального модульного дидактического игрового комплекса-трансформера
«Шахматная мозаика».
«Шахматы-это уникальное познавательное поле, та сфера,
где наука и искусство соединяются в человеческом представлении,
а затем оттачиваются и совершенствуются по мере накопления опыта»
Гарри Каспаров
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют одну из задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
В соответствии с задачами ФГОС ДО был создан уникальный многофункциональный модульный дидактический игровой комплекс-трансформер «Шахматная мозаика», который предназначен для полноценного развития детей, а также адресован воспитателям детских садов.
При разработке представленного Игрового комплекса взята идея успешного развития детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то большую помощь в работе педагога может оказать игра в шахматы. Шахматы гармонично сочетают в себе элементы игры, искусства, науки и спорта. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию усидчивости, внимательности, самостоятельности, изобретательности.
Инновационность игрового пособия «Шахматная мозаика» заключается
в интеграции шахмат в виды деятельности. При этом игра в шахматы не является самоцелью, а выступает как средство разностороннего развития ребенка. Полифункциональность игрового комплекса предоставляет возможность его применения во всех образовательных областях.
Цель создания и применения - способствовать формированию и развитию интеллекта, познавательных процессов, творческой и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста, а также способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Игровой комплекс многофункционален, представлен в виде трехсекционной напольной ширмы.
Каждая секция съемная, имеет подставки, может использоваться отдельно друг от друга.
На центральной секции имеется окошко, с открывающейся внутрь створкой, на которой расположена магнитная шахматная доска.
К Игровому комплексу прилагается поле из ковролина серого цвета, с обратной стороны которого изображена шахматная доска.
Игровой комплекс может быть использован как для групповых, подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми; развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. В соответствии с возрастом детей можно усложнять задачи и дополнять вспомогательным материалом.
Игровой комплекс безопасен и соответствует всем требованиям ФГОС ДО.
и разработан с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.
Хочется отметить, что представляемый вашему вниманию игровой комплекс охватывает все образовательные области.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Здесь представлены интеллектуальные игры шахматы, шашки, развивающие игра В.Воскобовича «Геоконт», дидактические игры, развивающие мышление, творческую и познавательную активность.
На Игровом комплексе представлены различные виды шахмат, сделанных свои руками.
-Шахматы магнитные
- из фетра
- из фоамирана на ленте-липучке
- объемные из помпонов
-из крышек
Для игры можно использовать столик, получающийся при опускании окошка.
Также дети могут взять шахматы и поиграть за столом.
Магнитную доску, ковролин можно использовать при обучении игре в шахматы, как при индивидуальной работе, так и при групповой, демонстрируя при этом: начальную расстановку фигур на шахматной доске, ход и взятие фигур и т.д.
Также на игровом комплексе представлены следующие дидактические игры, развивающие мышление, аналитико-синтетическую деятельность, память, внимание, закрепляющие знание шахматных фигур: «Подбери шахматную фигуру», «Шахматное домино», «Больше меньше равно». «Ценность шахматных фигур», «Подбери по образцу», «Сложи фигуру».
Как отдельное уникальное авторское пособие, разработанное мною, представлено дидактическое игровое поле «Волшебные кубики» - это рамка с кубиками, из деревянного бруска, окрашенными водоэмульсионной краской в 4 цвета. Кубики могут поворачиваться на 360 градусов.
Одна из возможностей использования волшебных кубиков – это дидактическая игра «Сложи узор»
Детям предлагаются образцы, по которым надо составить различные узоры, узоры разделены на сложные и более легкие. Ребёнок на свое усмотрение сам делает выбор. Схемы узоров периодически пополняются, меняются;
Еще один вариант - работа по собственному замыслу. Дети сами придумывают и составляют разные узоры. Вариантов много.
Здесь же находится комплекс дидактических игр «Мир шахмат»
Д/и «Выложи шахматную доску», диагональ, горизонталь, вертикаль, центр шахматной доски», « Выложи ход шахматной фигуры». При использовании Волшебных кубиков развиваются все мыслительные операции, произвольное внимание, творческое, пространственное мышление, воображение, наблюдательность, самостоятельность, инициативность. Развивается умение ориентироваться на плоскости, в т.ч. на листе бумаги в клетку. Кроме того «Волшебные кубики» можно использовать и в ходе НОД, индивидуальной работы по ФЭМП. Также кроме дидактических игр здесь расположен необходимый для ФЭМП счетный материал, цифры, на липучке, на магнитах.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Данная область представлена следующими дидактическими играми.
Д/и «Маленький дизайнер»
Игровая задача заключается в составлении орнамента предмета квадратной или прямоугольной формы- платка, ковра и т.д.
Д/и «Нарисуй по трафарету фигуру», «Придумай наряд для фигуры» позволяют развивать изобразительные навыки, творческую активность.
Игровой комплекс можно использовать в театрализованной деятельности, для которой может быть использовано окошечко или сама ширма.
Образовательная область «Речевое развитие». Речь детей развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, в театрализованной деятельности. Здесь могут быть использованы дид. игры и упражнения, например, «Составь рассказ по картине», «Сочини свою сказку» («Сказка о короле», «Сказка о героической пешке»)
Кроме этого, как известно, существует связь между моторикой рук и развитием речи. Чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь. В этом нам помогут волшебные кубики, геоконт, шахматы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» представлен возможностью использовать игровой комплекс в сюжетно-ролевых играх. Часть атрибутов расположены в кармашках, прикрепленных на ленте-липучке к ширме. Другие необходимые атрибуты для выбранной детьми сюжетно-ролевой игры вносятся по мере трансформации игрового комплекса по желанию и фантазии детей.
Образовательная область «Физическое развитие».
Сама интеллектуальная игра «Шахматы» является видом спорта.
Также на одной из секций прикреплены бруски из ДВП, которые свободно складываться при попадании в них мячом. Их применяю в подвижной игре «Шахматный тир»
Одной из задач при использовании игрового поля «Волшебные кубики» является развитие мелкой моторики рук.
Уникальная возможность необычно использовать ресурсы развивающей игры «Геоконт», а именно его линии для гимнастики для глаз. Также есть схемы-тренажеры для зрительной гимнастики.
В перспективе данный комплекс может быть использован как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей средней, старшей, подготовительной группы. В соответствии с возрастом детей усложняются задачи, и комплекс дополнится новыми играми, игрушками и развивающими элементами в соответствии с возрастом.
Литература:
1. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
2. Сухин, И. Г. «Дидактическое обеспечение развития способности действовать в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: автореферат диссертации / И. Г. Сухин. – Москва : Астрель, 2008.
3. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М. : Астрель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
Для воспитателей...
Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)
Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....
Методические рекомендации по организации игровой деятельности в группе для детей с 5 до 6 лет в условиях детского сада.
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется гото...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материа...
Методические рекомендации по использованию игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста
Одной из форм сохранения здоровья дошкольника является игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Предлагаем вашему вниманию комплексы игровой оздоровительной гимнастики для детей вс...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор...
Методические рекомендации по использованию наглядного пособия «Развивающая игра «Мозаика»
Дидактическая игра "Мозаика" своими руками - это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, голо...