«Для чего нужен авторитет воспитателю в детском саду?»
статья (средняя группа)
Актуальность и значимость темы:
К выбору данной темы я подошла неслучайно, так как являюсь молодым специалистом в данной области. Работаю в подготовительной группе, где до этого постоянных воспитателей не было, соответственно на дисциплине это тоже сказывается. Приходится очень часто повышать голос, нервничать, при этом я понимаю, что это не путь решения проблемы. По этой причине я начинаю испытывать психологический дискомфорт в должности воспитателя. В настоящее время для меня это действительно проблема, сделать так, чтобы дети научились меня слышать, слушать, выполнять режимные моменты. В процессе работы я пришла к тому, что для начала мне надо попытаться завоевать авторитет у детей, научиться управлять детским коллективом с помощью определенных методов и способов воздействия на них ну и конечно немало важный фактор - это моё взаимодействие с родителями. Так что же такое авторитет? И для чего он нужен? Как его завоевать? Попробуем сейчас во всём этом разобраться!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 741.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление кейса по теме
«Для чего нужен авторитет воспитателю в детском саду?»
Автор: Мельниченко Н.В воспитатель ГБДОУ №7
Санкт-Петербург, 2018
Актуальность и значимость темы:
К выбору данной темы я подошла неслучайно, так как являюсь молодым специалистом в данной области. Работаю в подготовительной группе, где до этого постоянных воспитателей не было, соответственно на дисциплине это тоже сказывается. Приходится очень часто повышать голос, нервничать, при этом я понимаю, что это не путь решения проблемы. По этой причине я начинаю испытывать психологический дискомфорт в должности воспитателя. В настоящее время для меня это действительно проблема, сделать так, чтобы дети научились меня слышать, слушать, выполнять режимные моменты. В процессе работы я пришла к тому, что для начала мне надо попытаться завоевать авторитет у детей, научиться управлять детским коллективом с помощью определенных методов и способов воздействия на них ну и конечно немало важный фактор - это моё взаимодействие с родителями. Так что же такое авторитет? И для чего он нужен? Как его завоевать? Попробуем сейчас во всём этом разобраться!
Что такое педагогический авторитет? На чём он строится?
Педагогическая деятельность-это вид деятельности, на результат которой оказывает характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания дошкольников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Одних воспитателей в саду любят, уважают, прислушиваются, других-нет, или к ним безразличны, а некоторых даже игнорируют. Почему? Причина –наличие авторитета. В литературе отмечается, что авторитет (от лат. auctoritas -- власть, влияние) -- это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте. Носитель авторитета оказывает внушающее воздействие и способен направлять мысли, чувства, поступки, действия других людей, не прибегая к принуждению, а уж тем более -- к насилию. Для авторитетного педагога успех дела в известной мере авансируется. В этом феномене, в частности, заложено преимущество воспитывающего воздействия авторитетного педагога на воспитанников и даже коллег. Авторитет-как посуда. Если посуда, изготовлена профессионалами, то является крепкой и надежной, а если это подделка, то она ничего стоящего из себя не представляет. Так и авторитет. Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью профессии воспитателя является то, что, приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей. Успех же педагогической деятельности воспитателя, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и его поступкам. Рассмотрим основные составные части авторитета, или компоненты авторитета воспитателя-педагога. Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества.
Во-первых, это любовь к детям в данной профессии.
Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.
Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.
Заслуженный учитель И.О Тихомиров говорит, что в педагогической профессии самым сложным является умение найти путь к детскому сердцу. “Без этого нельзя ни учить, ни воспитывать. Учитель, равнодушно относящийся к ученикам, - нелепость… Не кричите на своих воспитанников, не оскорбляйте их. Щадите детское самолюбие. Ранить его легко, но как глубоки бывают следы этих ран и как тяжелы последствия!” Нельзя не остановиться на вопросе о “ любимых” и “ нелюбимых” детях. Существует точка зрения, что наличие у воспитателя- педагога “любимчиков” в группе снижает его авторитет, якобы к любимым детям воспитатель относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Воспитателю-педагогу нельзя отказать в праве иметь любимых учеников “А раз любишь - ничего не прощай, требуй больше”. Недаром Макаренко А.С. писал, что уважение к личности воспитанника и требовательность к нему являются одними из основных принципов в работе учителя и воспитателя. Все дело должно состоять в том, чтобы воспитатель в самом плохом ребенке мог найти положительные черты и, опираясь на них, сумел полюбить его и перевоспитать. А это возможно только тогда, когда воспитатель будет хорошо знать своих деток, знать положительные и отрицательные черты характера каждого, в отношении с ними проявлять чуткость, отзывчивость, требовательность и справедливость.
Рассмотрим теперь профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя-воспитателя и его воспитанников!
Из профессиональных особенностей авторитетного воспитателя важное место занимает педагогическое мастерство. И.А. Зязюн под мастерством понимает «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности». Авторитетный педагог обладает эрудицией в широком диапазоне: это глубокое владение наукой своего предмета, хорошее знание многих других или ориентировка в них. Воспитатель-мастер своего дела обладает наблюдательностью ученого и в понимании душевных переживаний своих воспитанников - знаниями психолога.
Профессионально-психологические качества у воспитателя-педагога воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.
Педагогическая профессия требует от воспитателя постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Всесторонность интересов и знаний является необходимым условием его успешной воспитательной и общественной работы.
Авторитет педагога-воспитателя также зависит от того, какой стиль общения сложился у учителя с учениками. Стиль общения с детьми многие ученые считают главным критерием при определении профессионального уровня работы воспитателя. Как же вести себя, чтобы вызвать интерес со стороны детей к собственной персоне, заинтересовать, чтобы им захотелось с вами общаться. так и отношение педагога к детям. Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно - образовательной работы в д/с. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создания научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет 3 функции:
1. Первая функция - «открытие» ребенка на общение – призвано создавать комфортные условия на занятиях /в состоянии психологической раскрепощённости дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными/. Без реализации этой функции не удается выявить отношения ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.
2. Вторая функция - «соучастие» ребенку в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».
3. Третья функция - «возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.
Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положено в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют 3 стиля профессионального общения:
Демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;
Авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;
Либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе. Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств /речевых, мимических, пантомимических/. Оно, может быть, как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях она направлена на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию личных отношений.
Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям. http://www.maam.ru/detskijsad/stil-obschenija-pedagoga-s-detmi.html
Хочется отметить, что авторитет может быть «мнимым» и «истинным».
«Мнимость» авторитета представляется в панибратстве, заигрывании с детьми, их подкупе, их запугивании. Пока педагог дает детям то, что они хотят – они его слушаются, но стоит ему лишь попытаться настоять на чем-то своем, как он теряет «контроль» над ними.
«Истинный» же авторитет – это когда дети выполняют твои просьбы и команды не потому, что это им что-то даст (какую-то выгоду или их не накажут за невыполнение), а потому, что это твои просьбы и команды. Человека, которого они любят и уважают.
Так как же завоевать педагогу истинный авторитет в работе с детьми? Какими качествами он должен обладать и какие черты характера желательно исправить?
Мнения известных педагогов
Мы можем рассмотреть данные вопросы с позиции известных педагогов. Как они считали – что им помогало быть любимым педагогом, добиваться самой высокой результативности своей деятельности.
Хотя Макаренко умер больше 60 лет назад, его имя не сходит со страниц газет и участвует в каждом сегодняшнем споре на педагогические темы.
В отличие от педагогов, которые воспитывают «вообще» и сами не знают, что из их воспитанников выйдет, Макаренко не боялся брать на себя всю ответственность за результаты воспитания.
Он не просто «воспитывал» и даже не «перевоспитывал» – он строил человеческие характеры заново, как выстроил заново свой собственный характер.
Макаренко работал с разными ребятами и всегда добивался успеха.
Антон Семенович писал, что человек (а в особенности педагог) обязан быть счастливым: «… Если ты чувствуешь себя несчастным, первая твоя нравственная обязанность – никто об этом не должен знать. Найти в себе силы улыбнуться, найти силы презирать несчастье… Найти в себе силы думать о завтрашнем дне, о будущем…»
Интересная деталь — люди тянутся к счастливым. Детей, словно магнитом, притягивает педагог, который успешен в своей жизни, – с ним радостно и легко.
Мнимый авторитет педагога
А. С. Макаренко привел классификацию видов мнимого авторитета:
- авторитет подавления, основанный на чувстве страха;
- авторитет расстояния, основанный на отчуждении воспитателя от воспитанников, на строгом соблюдении максимально большей дистанции между ними;
- авторитет чванства, основанный на подчеркивании своих достоинств и значимости своей личности;
- авторитет педантизма, построенный на буквальном исполнении требований воспитанниками;
- авторитет любви, построенный на постоянной апелляции к чувству любви, заигрывании с детьми;
- авторитет доброты, основанный на снисходительности, нетребовательности;
- авторитет панибратства, основанный на неумении соблюдать меру между деловыми и личными отношениями, на неумении соблюдать нужную дистанцию;
- авторитет подкупа («самый страшный вид авторитета»), основанный на стремлении педагога добиться своих целей необоснованными поощрениями, обещаниями и т.д. http://novosvit.pp.ua/avtorytet-pedahoha-kak-eho-zavoevat/.
Взаимодействие с родителями воспитанников
На формирование авторитета воспитателя влияют так же родители воспитанников, поэтому так важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать откровенность, разбудить желание поделиться своими мыслями. Завоевав авторитет в глазах родителей, будет легче сделать это у детей. Только совместно с родителями, общими усилиями можно достичь какого-либо успеха!
Для сотрудничества с родителями нужно использовать разные формы работы:
1.Проведение праздников, досугов, конкурсов вместе с родителями в целях повышения уровня педагогической культуры родителей, так же достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства. Тем самым укрепляются отношения между воспитателем и родителями.
2.Организация дня открытых дверей Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.
3. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
4. Создание клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
5. Родительские собрания в форме круглых столов, дискуссий. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. При помощи таких мероприятий так же происходит сближение педагога и родителей!
6. Нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
7.Проведение различных мастер классов с участием родителей и др.
Вывод
Маленький ребенок для полноценного развития нуждается в авторитете. Он живет в мире чувств и постигает законы мироздания на интуитивном уровне. Ориентир для него – взрослый, в первую очередь родители и воспитатель. Малыш еще просто не знает, что нужно делать в ситуациях, недоступных его пониманию. Поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал, что может опереться на взрослого, который принимает за него важные решения. Поэтому необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен. Основным условием формирования педагогического авторитета является правильный выбор профессии и овладение педагогическим мастерством.
Итак, важно не только завоевать, но и удержать этот истинный авторитет. Завоевать его можно различными способами, но удержать – только опираясь на свое педагогическое мастерство, творчество, своими личными усилиями.
Список рекомендуемой литературы:
- Андриади И. П. Основы педагогического мастерства — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. — М.: Знание, 1988.
- О значении авторитета в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия,2002
- Авторитет педагога // Рабочий путь.-1988,-2окт.
- Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Н.Добролюбов О значении авторитетов в воспитании.
- Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация детского исследовательского проекта "Для чего нужен сон?"
Презентация детского исследовательского проекта "Для чего нужен сон?", в которой на конкретных примерах, доступных для дошкольного возраста раскрываются аспекты значимости сна в жизни людей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-1075661-1543309056.jpg)
консультация для родителей "Для чего нужен психолог в детском саду?"
quot;Для чего нужен психолог в Доу" консультация для родителей...
Консультация для родителей " Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?"
Консультация для родителей " Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1047613-1548776726.jpg)
Для чего нужен спортивный уголок в детском саду
Презентация "Для чего нужен спортивный уголок в детском саду"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/11/picture-1074744-1662872804.jpg)
Консультация для родителей "Адаптация в детском саду2
laquo;Советы родителям по адаптации детей в детском саду»Совет№1Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/14/picture-1499687-1707927245.jpg)
Журнал для родителей "Психолог и Я" выпуск № 1 «Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?»
Уважаемые родители! Этот журнал создан специально для Вас. Здесь вы сможете прочитать статьи по развитию ваших детей, надеюсь, что найдёте для себя ценные рекомендации и советы, а также узнаете актуал...