«Агрессивное поведение детей дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Мельниченко Наталья Викторовна

Когда в семье появляется долгожданный малыш, такой крохотный, беззащитный, молодые родители мечтают вырастить из него сильную самодостаточную личность. Хотят видеть его общительным, улыбчивым, обаятельным. Надеются, что он реализует их родительские амбиции. Будет любимцем детей и взрослых. И не даст повода для стыда и огорчений. Но проходит совсем немного времени, всего лишь около года, и милый забавный любимый малыш превращается в непослушного, капризного, несносного забияку. Родители в отчаянии. В период от полутора до трех лет чаще всего опускаются руки и кажется, что истерики будут продолжаться бесконечно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление кейса по теме:

«Агрессивное поведение детей дошкольного возраста».

Автор: Мельниченко Н.В.

             Воспитатель ГБДОУ № 7

              Санкт-Петербург, 2018

Когда в семье появляется долгожданный малыш, такой крохотный, беззащитный, молодые родители мечтают вырастить из него сильную самодостаточную личность. Хотят видеть его общительным, улыбчивым, обаятельным. Надеются, что он реализует их родительские амбиции. Будет любимцем детей и взрослых. И не даст повода для стыда и огорчений. Но проходит совсем немного времени, всего лишь около года, и милый забавный любимый малыш превращается в непослушного, капризного, несносного забияку. Родители в отчаянии. В период от полутора до трех лет чаще всего опускаются руки и кажется, что истерики будут продолжаться бесконечно.

 

агрессия у детей дошкольного возраста

 

 

Агрессия у детей дошкольного возраста

 

У маленьких детей агрессивность соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истериками, отчаянием, плачем ребенок частенько испытывает родителей на прочность, проверяет, где та грань, через которую переступить ему уже не позволят. Это очень непростое время для семьи. Так и хочется отшлепать неслуха за такие «концерты», особенно если это случилось в магазине или на улице. Мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость. Если они неправильно реагируют на такое «ненормальное» поведение, очень строго наказывают, применяют физические наказания, то результат будет прямо противоположный ожидаемому.

Малыши просто еще не знают, что такое правильное и неправильное поведение. Конфликт «хочу – нельзя» вызывает протест. Ребенок зачастую не понимает, а зачем ему вообще слушаться и делать то, что требуют взрослые.

Истерики и агрессия у детей дошкольного возраста – это способ показать и выразить свое возмущение и негодование, метод борьбы с волей родителей.

 

агрессивное поведение детей дошкольного возраста

 

Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:

 

  • Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.
  • Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.
  • Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.
  • Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.
  • Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности.
  • Старается доказать свою независимость и самостоятельность.
  • Чрезмерное эмоциональное напряжение.
  • Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.
  • Копирует поведение окружающих взрослых или детей.

 

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

 

коррекция агрессивного поведения дошкольников

 

 

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

 

Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.

 

Формы агрессивного поведения:

 

  • оскорбления сверстников;
  • драки и провоцирование конфликтов;
  • смех над слезами обиженного;
  • высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);
  • унижение того, кто слабее;
  • причинение физической боли;
  • изобретательность способа нанесения ущерба;
  • склонность к враждебности и жестокости.

 

При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.

 

профилактика агрессивного поведения дошкольников

 

 

Коррекция агрессивного поведения дошкольников

 

Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. В 5-6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Здесь важна система и тесная работа семьи и детского сада. http://www.rastut-goda.ru/

Коррекция агрессивного поведения дошкольников трудна и многогранна. Требует огромного терпения, знаний, любви и уважения к ребенку. Нужно всегда помнить, что вспышку агрессии может вызвать публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика.

 

Вот некоторые методы коррекционной работы:

 

  • обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил;
  • почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест);
  • по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент;
  • уединить. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут);
  • наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить;
  • не предъявлять требований не по возрасту;
  • всегда стараться понять причину того или иного поступка;
  • любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить; http://www.rastut-goda.ru/
  • почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.

 

работа с агрессивными детьми

 

 

Профилактика агрессивного поведения дошкольников

 

Как известно, предупредить легче, чем лечить. В этом заключается профилактика агрессивного поведения дошкольников. Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к своему малышу. Надо быть взрослым и мудрым родителем. Всегда становиться на сторону своего ребенка. Учиться сохранять выдержку и спокойствие в любых ситуациях с детьми, не поддаваться на их провокации. Уметь предоставлять выбор. Иногда проигнорировать истерику, а потом дать выплакаться. Крепко-крепко обнять. Отвлекать. Просто предложить что-нибудь вкусное. Очень часто голод и усталость могут быть причиной агрессивной вспышки.

 

 

Работа с агрессивными детьми

 

В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Запрет на агрессию может привести к аутоагрессии. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия. Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев. http://www.rastut-goda.ru/

Игры и упражнения для детей и подростков, склонных к агрессивному поведению 

Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него "всё не то и не так", когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним. 

Играя, соблюдайте следующие правила: 

1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка: "Хорошо!", "Молодец!", "Умница!", "Как у тебя здорово получается!", "Смотри, как нам интересно!"

2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость. 

3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка – хорошие! В игре нет "правильного" или "неправильного". Хорошо то, что оригинально и нестандартно. 

ИГРА "ДА И НЕТ"

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы. 

Оборудование: небольшой колокольчик.

Ход игры 

Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово "да", а другой будет говорить слово "нет". Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика – сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине. 

Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами. 

ИГРА "КЛЯКСЫ"

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии. 

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь). 

Ход игры 

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть "кляксу" на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса". 

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии. 

Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.) 

ИГРА "ПОВТОРИ ЗА МНОЙ"

Цель: снять у детей усталость, агрессию.

Оборудование: карандаши.

Ход игры 

Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня. 

ИГРА "ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ"

Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь. 

Оборудование: игрушки.

Ход игры 

Предложите ребёнку принести 5–6 разных игрушек, разложить их перед вами и придумать загадку про какую-нибудь из них. Вы разгадываете, какая это игрушка. Если отгадаете правильно, ребёнок её убирает. И так далее. Придумывать загадки можно по очереди, меняясь местами. Это очень интересно. Дети 6–7 лет любят придумывать загадки. 

ИГРА "РУБКА ДРОВ"

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение. 

Ход игры 

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув "Ха!". Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2–3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил. 

Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил. 

ИГРА "ТУХ-ТИБИ-ДУХ"

Цель: снять у детей негативные эмоции.

Ход игры 

Вы говорите: "Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: "Тух-тиби-дух!" Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к маме (папе). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует". 

ИГРА "ПОСЛОВИЦЫ"

Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление. 

Ход игры 

Вы предлагаете ребёнку либо показать, изобразить простую пословицу, либо объяснить, как он понимает её смысл. 

Например, пословицу "Тише едешь – дальше будешь" дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой. 

Пословицы: 
"Семь раз отмерь, один – отрежь"
"Дело мастера боится"
"На все руки мастер"
"Картошка поспела – берись за дело"
"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"
"Больше дела – меньше слов"
"Горе есть – горюй, дело есть – работай"
"Заработанный хлеб сладок"
"Без работы пряников не купишь"
"Чтобы не ошибиться, не надо торопиться"
"Будешь книги читать, будешь всё знать"
"Ученье свет, а неученье – тьма"
"Дом без книги, что без окон"

ИГРА "РАЗРЫВАНИЕ БУМАГИ"

Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции. 

Оборудование: старые газеты.

Ход игры 

Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них. 

УПРАЖНЕНИЕ "ТРИ СЛОВА"

Цель: снять усталость у детей, переключить внимание, развивать мышление. 


Ход игры 

Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова: 

озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.

/ Е. А. Земцова, старший преподаватель кафедры частных методик ИПК и ПК БГПУ имени Максима Танка
По материалам журнала «Рюкзачок» 

Вывод:

Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Вероятно, следует признать, что детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребёнка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребёнка, а позднее – успешности и скорости процессов полоролевой индентификации и социализации.

Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания. Здесь значимо всё: от методов поощрения-наказания, стиля руководства ребёнком, характера взаимодействия и конгруэнтности педагогических взглядов родителей до «непрожитых» детских проблем самих родителей, нетождественности семейных (воспитательных) сценариев отца и матери и др.

Кроме всего прочего, существует масса побочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребёнке. К таким факторам можно отнести присутствие других людей (в особенности значимых, референтных) и их оценка поступков ребёнка, способности самого ребёнка оценить и понять причины агрессии другого, гностические возможности ребёнка и уровень развития его нравственности.

СПИСОК рекомендуемой  ЛИТЕРАТУРЫ:

Агрессивность. «Дошкольное восписание»№ 10 2007.

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста. Попрядухина О. Б.- Орел 2010.

Психолого- педагогические условия преодаления агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Ломоносова О.Б.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Тимошок А.В. - Пермь: Меркурий — 2012, с 25-27.

Агрессивность у детей младшего дошкольного возраста. Ворончихина Ю. Н. Педагог-психолог.

 Бурак Л.С. «Игры и упражнения для развития общения детей среднего дошкольного возраста» (методические рекомендации) М. 1995.

 Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия» СПб, 1997.

 Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми», М. 1991.

 «Дошкольное воспитание» (Дошкольный журнал)

 Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб. 1999.

 Крятева И. Л. «Развитие эмоционального мира детей» Яр., 1997

Кемпбелл Р. «как справится с гневом ребёнка», СПб. 1997.

Ритаренко Г. М. «Практическая психология для воспитания». Выпуск 2, Киев, 1992.

 Леберинский В.В. «Нарушение психического развития у детей», М., 1985.

Лоренц К. «Агрессия (так называемое зло)», М. 1994.

 Мак-ней М., Роджерс (П), Мак-ней Ю. «Укрощение гнева», СПб., 1997.

 Мотова Е.В., Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», С-П., 2001.

 Реан А. А. «Агрессия и Агрессивность личности», СПб., 1996.

 Реан А. А. «Психология изучения личности», СПб., 1999.

 Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании»

 Столлиренко Л. Д. «Основы психологии»

 Чистякова М. И. «Психогимнастика», М. 1990.

 Фурманов И. А. «Детская агрессивность» (психодиагностика и коррекция), Мн., 1996.

 Энциклопедия психологическая, «Психология человека от рождения до смерти» под ред. А. А. Реана, С.-П., «прайм-Еврознак», изд. дом «Нева», М., «Олма-Пресс», 2002.

http://mbdou5-pikalkina.edumsko.ru/

-АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

 ВОЗРАСТА. Пикалкина Елена Рудольфовна воспитатель МБДОУ ЦРР №5 "Дюймовочка"

Детская злость и агрессия. Отчего становятся злыми наши дети? /видео/

 https://youtu.be/saLcx9mWRAY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют  факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...

Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней  представлены рекомендации для родителей и игры  на стятие агрессивного поведения...

Программа снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста

В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет детям старшего дошкольного возраста снизить проявление агрессивных реакций, снизится количество детей с проявлен...

Презентация для родителей "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"

В презентации рассказывается о видах агрессии, причинах возникновения и о способах взаимодействия родителей с агрессивными детьми...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста Коррекция детских страхов

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведение...

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...