Формирование адекватных навыков физического отпора у младшего дошкольника
методическая разработка (младшая группа)
Смирнова О.М. Шепель М.В.
ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНЫХ НАВЫКОВ ФИЗИЧЕСКОГО ОТПОРА У МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
В среде образовательных учреждений в последнее время одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для родителей дошкольников, является агрессивное поведение по отношению к сверстникам.
Педагоги всё чаще сталкиваются с проявлением негативных эмоций ребёнка: бросание игрушек, обзывания и др., а также с физической агрессией: укусы, толкание, удары и драки. [1]
Отсутствие общих мер педагогов и родителей в выборе адекватных способов реагирования на агрессию – формированию адекватных навыков физического отпора, послужило основанием для исследования.
В исследовании участвовали родители младших дошкольников, посещающих детский сад, в количестве 50 человек в возрасте: 35-40 лет – 5; 30-35 лет – 10; 25-30 лет– 29; 20-25 лет – 6.
Исследование проводилось в ноябре 2016 года в течении двух недель, в ГБДОУ Детский сад № 130 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Целью было: выяснить отношение родителей к проблеме формирования адекватных навыков физического отпора у младших дошкольников. Предполагалось получить информацию об отношении родителей к драке: их мнение о том, нужно ли учить ребёнка драться; каким способом ребёнок должен давать отпор физической агрессии; какие меры воздействия родители используют в воспитании ребёнка; замечают ли родители, что их ребёнок выражает агрессию по отношению к другим детям; как родители, которые учат ребёнка давать сдачу, отнесутся к ситуации, когда его ребёнка задели случайно, а он тут же готов дать сдачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_adekvatnykh_navykov_fizicheskogo_otpora_u_mladshego_doshkol_nika.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова О.М. Шепель М.В.
ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНЫХ НАВЫКОВ ФИЗИЧЕСКОГО ОТПОРА У МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
В среде образовательных учреждений в последнее время одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для родителей дошкольников, является агрессивное поведение по отношению к сверстникам.
Педагоги всё чаще сталкиваются с проявлением негативных эмоций ребёнка: бросание игрушек, обзывания и др., а также с физической агрессией: укусы, толкание, удары и драки. [1]
Отсутствие общих мер педагогов и родителей в выборе адекватных способов реагирования на агрессию – формированию адекватных навыков физического отпора, послужило основанием для исследования.
В исследовании участвовали родители младших дошкольников, посещающих детский сад, в количестве 50 человек в возрасте: 35-40 лет – 5; 30-35 лет – 10; 25-30 лет– 29; 20-25 лет – 6.
Исследование проводилось в ноябре 2016 года в течении двух недель, в ГБДОУ Детский сад № 130 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Целью было: выяснить отношение родителей к проблеме формирования адекватных навыков физического отпора у младших дошкольников. Предполагалось получить информацию об отношении родителей к драке: их мнение о том, нужно ли учить ребёнка драться; каким способом ребёнок должен давать отпор физической агрессии; какие меры воздействия родители используют в воспитании ребёнка; замечают ли родители, что их ребёнок выражает агрессию по отношению к другим детям; как родители, которые учат ребёнка давать сдачу, отнесутся к ситуации, когда его ребёнка задели случайно, а он тут же готов дать сдачу.
Для проведения исследования была составлена анкета. Родителям предлагалось ответить на 7 вопросов, в пяти из которых предполагалось вписать свой вариант ответа.
Анкета содержала следующие вопросы:
- Как Вы считаете, драка это:
а) проявление агрессии б) показатель силы в) защита от обидчика г) свой вариант.
- Считаете ли Вы, что нужно учить ребёнка драться?
а) всегда б) иногда в) никогда.
- Использует ли Ваш ребёнок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
а) да, часто б) бывает, но в крайних ситуациях в) не знаю о таких ситуациях.
- Каким способом, по Вашему мнению, ребёнок должен давать отпор физической агрессии?
- Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребёнок меняет своё поведение?
а) угрозы физического наказания б) беседы о плохом поведении
в) обещание подарков за хорошее поведение. г) свой вариант.
- Считаете ли Вы, что все дети проявляют агрессию, только важно научить ребёнка адекватно выражать её? Предложите свой вариант.
- Вы научили своего ребёнка «давать сдачу» и он отомстил случайно задевшему его ребёнку. Ваши комментарии.
В ходе анкетирования были получены следующие результаты:
На первый вопрос, где предполагалось получить ответ – драка – это проявление агрессии, 20 человек (40%) выбрали данный вариант ответа; 18 человек (36%) выбрали вариант, где драка определяется, как защита от обидчика; 8 человек (16%) определили драку как: проявление агрессии, показатель силы и защита от обидчика, указав три варианта ответа. 4 человека (8%) выбрали два варианта ответа – проявление агрессии и защита от обидчика.
Одна мама, выбрав вариант драка, как проявление агрессии, подписала рядом – нарушение дисциплины.
60% опрошенных (30 человек) считают, что иногда нужно учить ребёнка драться, в основном, в целях защиты. 36% (18человек) выбрали вариант ответа – никогда; 4% (2 человека) считают, что учить ребёнка драться нужно всегда.
Вариант использования физической силы и оскорблений во время ссоры с другими детьми в крайних ситуациях указали 35 родителей (70%). Не знают о таких ситуациях – 10 человек (20%). О том, что ребёнок использует физическую силу и оскорбления сознались 5 человек (10%) родителей.
Большинство родителей выбрали как способ отпора физической агрессии – дать сдачу – 25 человек (50%). Договориться с агрессором собираются 10 человек (20%). 8 человек (16%) не знают, как их ребёнок должен действовать в ситуации чужой агрессии. Роль взрослого в решение проблемы отметили 5 родителей (10%). Два родителя (4%) выбрали вариант - держаться подальше от агрессивных детей.
На вопрос о воспитательных мерах по отношению к ребёнку, 3 родителя (6%) отметили только угрозы физического насилия. 28 человек (56%) выбрали вариант – беседы о плохом поведении. Обещание подарков за хорошее поведение – предпочли 3 человека (6%). Два варианта ответа – угрозы физического наказания и беседы о плохом поведении отметили 5 родителей (10%). Такое же количество родителей используют беседы и обещание подарков. А все три варианта ответа выбрали 6 родителей (12%) – и угрозы, и беседы, и обещания.
На вопрос о том, что все дети проявляют агрессию и важно научить ребёнка адекватным способам её выражения, положительно ответили 70% (35 человек) родителей. Не согласились с этим - 30% (15 человек). Однако, среди способов обучения и выражения агрессии, лишь несколько родителей высказали следующее: одна мама предложила учить ребёнка правильно выражать свои эмоции, другая – просить прощения и прощать самому, третья – занимать активной игрой, четвёртая – показывать пример правильного поведения. Был предложен вариант, что нужно учить ребёнка трансформировать агрессию, а также – посещать спортивные секции.
Среди отрицательных ответов было высказано мнение, что агрессия – крайне недопустимая реакция, и вариант неправильного воспитания.
На седьмой вопрос, предложенный тем родителям, которые хотят, чтобы их ребёнок давал сдачу, предполагалось выяснить их мнение о том, что их ребёнок не всегда понимает, что даёт сдачу «по заслугам».
Были получены следующие ответы: 25 человек (50%) отметили, что не учат ребёнка давать сдачу; 20 человек (40%) предлагают научить отличать ребёнка, когда ударили специально, а когда задели случайно; 3 человека (6 %) – как же тогда защищаться; 2 человека (4%) – это возможно и всякое бывает.
По результатам качественного анализа анкетирования родителей были сделаны следующие выводы:
36% родителей (18 человек), которые считают, что драка – защита от обидчика, выбрали вариант ответа на вопрос: стоит ли учить ребёнка драться – иногда, в случае отпора; и вариант ответа – никогда.
Родители, которые, считают драку – проявлением агрессии, выбрали в основном вариант – иногда.
В случае выбора нескольких вариантов формулировки драки, основным вариантом был выбор – иногда. 4% (2 человека) считает, что ребёнка нужно учить драться всегда, однако, большинство родителей (60%) считают, что иногда, в качестве обучения навыкам физического отпора.
Большинство родителей отметили, что их ребёнок использует физическую силу и оскорбления во время ссоры с другими детьми в крайних ситуациях. 10% родителей (5 человек), которые часто замечают это, предлагают способ для отпора физической агрессии – давать сдачу. Мамы, которые не знают о таких ситуациях, предлагают для ребёнка способ договориться или держаться подальше от физической агрессии со стороны других детей.
Воспитательными мерами для большинства родителей являются беседы о плохом поведении. В 5 случаях, где был выбран вариант угрозы физического наказания, отмечен такой способ отпора физической агрессии, как дать сдачу.
Большинство родителей считают, что агрессию проявляют все дети и важно учить адекватному способу её выражения. Из числа этих родителей были предложены такие способы адекватного выражения агрессии, как: пытаться договориться, выразить агрессию в игре и занять ребёнка в спортивной секции.
Одна опрошенная, которая считает, что ребёнка никогда не нужно учить драться, предлагает пример поведения взрослого и использует такие воспитательные меры как беседы о плохом поведении и обещание подарков.
Вопрос, где давалась ситуация для размышления и хотелось получить комментарии от родителей, которые считают, что ребёнок должен давать сдачу, показал следующее. Большинство родителей из числа сторонников «дать сдачу» считают, что могут объяснить ребёнку, что в данной ситуации этого делать не стоит и ребёнок поймёт. Однако данные, исходя из личного опыта, подвергаются сомнению – это лишь мнение родителей.
В результате проведённого исследования удалось выявить, что большинство родителей считают, что отпор физической агрессии приемлем иногда, в качестве «сдачи». Большинство мам используют беседы с ребёнком как основную воспитательную меру. Часть родителей склонны считать, что если их ребёнок проявил некоторую агрессию по отношению к другому ребёнку, то это неправильно, и он должен извиниться.
Можно отметить, что только 3 мамы из 50 считают, что ребёнка нужно всегда учить драться.
Однако огорчает то, что большинство родителей всё же отмечают, что их ребёнок использует физическую силу и оскорбления во время ссоры с другими детьми, а несколько родителей не знают или не хотят знать о таких способах поведения своего ребёнка.
Есть мамы, которые имеют знания об адекватных способах выражения агрессии и применяют их в своей практике.
Таким образом была намечена работа по формированию адекватных способах выражения агрессии у младших дошкольников, которая проводилась в течении трёх месяцев.
Было намечено два направления: работа с родителями, работа с детьми.
Работа с родителями заключалась в следующем:
- Проведение родительского собрания: ознакомление с результатами анкетирования и обсуждение данной проблемы.
- Консультация на тему: «Адекватные способы выражения агрессии у младших дошкольников».
- Памятка: «Проявление агрессивного поведения у ребенка».
- Индивидуальные беседы.
- Предложены игры, направленные на адекватные способы выражения агрессии у детей.
Работа с детьми:
- Индивидуальные беседы.
- Проигрывание сказок («Теремок», «Репка»).
- Игры. («Доброе животное», «Ласковые лапки» И. В. Шевцова, «Рубка дров» К. Фопель, «Работа с гневом», «Обзывалки», «Попроси игрушку», «Два барана» Н.А. Кряжева). [2, 3]
Игры проводились в течении трёх месяцев и были направлены на снятие напряжения и формирование адекватных способов выражения агрессии у младших дошкольников.
В результате проведенной работы воспитателей совместно с родителями были отмечены следующие результаты: дети стали меньше ссориться и обижать друг друга, стали более дружелюбны по отношению к сверстникам и менее агрессивны.
Список источников:
- Валявко С.М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд / С.М. Валявко, Ю.Ю. Аксёнова // Специальное образование. – 2015. - № 2. – С.17-28.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 190 с., ил.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперакивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 136 с. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование графических навыков у детей второй младшей группы."
В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображен...
Мастер-класс "Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре""
Цель: повышение компетентности педагогов по организации взаимодействия с воспитанниками младшего дошкольного возраста, направленного на формирование навыков ролевого диалога в сюжетно-ролевой игр...
Презентация "Формирование навыков личной безопасности у младших дошкольников согласно ФГОС".
Формирование навыков личной безопасности у младших дошкольников согласно ФГОС....
Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников.
Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников....
Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. Игры помогают детям понять, какое место они зан...
Формирование первоначальных навыков экологической культуры у младших дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со 2-й младшей группы.При наборе группы детей 3-летнего возраста...
План-конспект занятия по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»
Занятие направлено на развитие у детей младших групп детского сада коммуникативных способностей...