Как приучить ребёнка к горшку
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Как приучить ребенка к горшку
С какого возраста начинать
Самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку – с 1,5 лет. Чтобы лучше понимать, почему приучение должно начинаться именно в это время, надо обратиться к анатомии и физиологии.
Нервные волокна, формирующие сплетение вокруг мочевого пузыря и прямой кишки, подают импульс о наполнении органа сначала в спинной мозг, а затем сигнал передается в головной мозг – это является побуждением к походу в туалет. Таким образом, осознанное хождение на горшок возможно лишь при формировании нервно-мышечных связей между органами малого таза и мозгом. Правильный навык может сформироваться только при наличии этих связей. А формируются они после 1,5 лет и никак не связаны с тем, как скоро родители начнут знакомить ребенка с горшком.
Важно! Только после года ребенок начинает чувствовать наполнение прямой кишки, а ближе к двум годам – мочевого пузыря. К этому времени у него созревает сознательный, полноценный контроль над выделительными процессами. К 2-3 годам дефекация становиться осознанной, волевой, управляемой.
Раннее приучение ребенка к горшку (в течение первого года жизни) уже давно признано нефизиологичным и неправильным, потому что не учитывает ни психологической готовности, ни физического созревания малыша. Оно основано на формировании условных рефлексов и не вырабатывает осознанный навык. Таким образом, создается неправильная цепочка действий: родители побуждают ребенка опорожнить мочевой пузырь, для этого они используют звуки журчащей воды или определенные слова, после чего происходит ожидаемое действие.
Приобретенный таким способом навык нестойкий и легко может утратиться в результате любого стресса (ссоры родителей, поступление в детский сад), а также при достижении ребенком возраста, когда созрела иннервация органом малого таза – время, в которое только надо начинать процесс приучения к горшку. Кроме того, раннее приучение основывается на давлении взрослых, что в дальнейшем может вызвать у ребенка стресс, психоматические и невротические заболевания, например, логоневроз, нервный тик, энурез, энкопрез, гиперактивный мочевой пузырь.
Приучение к горшку после 1,5 лет учитывает степень зрелости нервной системы ребенка, не требует давления со стороны взрослого, потому что он готов к освоению нового навыка:
- физически - укрепляются мышцы сфинктеров (мышечные кольцевые волокна вокруг какого-либо отверстия) прямой кишки и мочеиспускательного канкла, развивается иннервация прямой кишки и мочевого пузыря;
- психологически - готов следовать инструкциям, понимает, зачем и что от него требуют;
- эмоционально – позитивно относится к изучению новых навыков.
Как определить, что ребенок готов к приучению
Существуют признаки, указывающие на то, что ребенок готов к освоению нового навыка психологически и физически:
- наличие режима дефекации – она происходит примерно в одно и то же время суток;
- мочеиспускание не чаще чем 1 раз в 2 ч. – т.е. памперс должен оставаться сухим не мене 2 ч;
- ребенок знает и показывает части тела и различные предметы одежды, знает и понимает значение слов, связанных с туалетом, испытывает дискомфорт и проявляет негативные эмоции, когда находится в грязном белье;
- у ребенка есть стремление подражать взрослым;
- он пытается сам одеваться;
- проявляет интерес к туалету;
- возраст старше 1,5 лет
Если все эти критерии имеются, то можно говорить о том, что приучение к горшку пройдет максимально просто и легко как для взрослого, так и для малыша.
С чего надо приучать
С покупки горшка. Следует заранее его приобрести – чтобы он стал знакомым предметом в доме. Выбрать горшок в магазине можно вместе с ребенком. Лучше остановить выбор на обычном горшке без подсветок и музыкального сопровождения. Горшок, из которого идут аплодисменты, может испугать, а светящийся – рано или поздно станет игрушкой
Горшок должен быть удобным, устойчивым, анатомической формы: для мальчиков овальный с выступом спереди, для девочек лучше круглый.
Есть горшок – следовательно, надо объяснить, для чего он нужен. В этом поможет любимая игрушка: сажаем медведя или любимую куклу на горшок и рассказываем ребенку, что он (она) делает, проговариваем всю последовательность действий.
Можно вместе рассматривать книжки и картинки по теме, но при этом необходимо комментировать действия изображенных персонажей. Сразу объясняем ребенку, что «ходить на горшок» - это очень личное действие, поэтому не стоит устанавливать его в центре комнаты и приглашать родственников, чтобы они восхищались содержимым.
Обращаем внимание ребенка на то, что когда кто-то из родителей хочет пойти в туалет, то не испытывает при этом никакого стеснения или смущения. Он увидит, что для них эта ситуация естественная, и также будет ее воспринимать.
Наблюдаем за поведением ребенка: как только появляются признаки того, что он хочет в туалет (ребенок притих, затаился, напрягся и т.п.) – сажаем его на горшок. Если при этом ребенок активно сопротивляется, кричит, выгибается, не заставляем, а откладываем приучение на 2-3 недели.
В этот период надеваем минимум одежды, чтобы ее было легко снять, поэтому приучать к горшку лучше в теплое время года.
Не ругаем ребенка, если он пачкает штаны или пол. Просим его убрать за собой, положить испачканную одежду в стиральную машину. Таким образом формируем осознанность и умение планировать деятельность, связанную с туалетом.
Какие приемы и техники можно использовать
Существуют оперантные техники, которые основаны на позитивном подкреплении желаемых навыков. Подкреплять следует именно реакцию к дефекации в надлежащей обстановке, а не отсутствие такой реакции в неподходящих условиях (иначе не избежать запоров).
Для моделирования поведения можно награждать ребенка (использовать флажки, звезды, похвалу, объятия и т.п.) – вначале за сидение в туалете, затем за дефекацию. Один из вариантов реализации подобной техники – линейка позитивного подкрепления. Возле горшка наклеиваем линейку (можно сделать самостоятельно из бумаги), на которую после каждого акта дефекации, приклеиваем любую наклейку (ребенок может выбрать ее в магазине).В конце линейки изображаем поощрение, например какую-либо мелкую игрушку, которую ребенок хотел бы получить (поощрение необязательно должно быть материальным). Привлекаем внимание других взрослых к линейке, подчеркивая важность того, что ребенок справляется сам. Тем самым он получает признание со стороны значимых взрослых.
Чтобы приучить ребенка к горшку, используем различные игры, которые символизируют акт дефекации и мочеиспускание. Например, нагружаем-разгружаем игрушечные машины. В одном конце комнаты ребенок грузит в машинку с кузовом различные мелкие предметы (шарики, кубики, игрушки). Он должен отвезти их в другую часть комнаты (в «магазин» или «на дачу»), недалеко от туалета, медленно разгрузить и красиво сложить. Вовремя игры хвалим ребенка за то, что он хорошо все довез, не растерял в дороге и красиво сложил в нужном месте.
Бессознательно подобный процесс ассоциируется с посещением туалета и «разгрузкой» организма.
Можно использовать игрушечную железную дорогу с паровозиком, вагонами, шлагбаумом и конечной станцией прибытия, также расположенной рядом с туалетом. Ребенок нагружает вагоны различными мелкими игрушками, которые поезд везет до станции. Там он останавливается, а после пропускного пункта разгружает привезенное. Хвалим за умелую разгрузку. Подобные игры с перевозкой материалов можно повторить несколько раз.
Игра с надувным шариком: обычный шарик заполняем горошинами или мелкими шариками. Придумываем сюжет, в котором горошины по каким-либо причинам должны высыпаться из шарика. После того, как несколько горошин выпадают, хвалим ребенка.
Чтобы дефекация была регулярной, устанавливаем определенное время посещения туалета в течение дня, например, со временем приема пищи, другими режимными моментами.
Все действия ребенок должен выполнять вместе со взрослым. В зависимости от его возраста, уровня развития и терапевтической мотивации приучение к горшку должно быть предварительно структурировано и предусматривать оказание помощи. Например, может потребоваться научить ребенка, как приводить себя в порядок после спонтанной дефекации. При этом ему может понадобиться помощь в смене одежды, перенос грязного белья в подходящее место и окончательном приведении себя в порядок.
Нет таких детей, кто не обучился бы данному навыку, поэтому не стоит создавать проблему, если у ребенка что-то не получается. Главное, чтобы он был здоров и развит.
Важно понимать, что навык может быть окончательно усвоен в возрасте 1,5 -3 лет. И ничего страшного нет в том, что даже в 2,5 года может случиться маленькая промашка. Не надо из-за этого ругать ребенка и прменять силу. Придет время, он освоит горшок. И произойдет это не раньше и не позже, чем его организм и психика будут готовы.
Словарь педагога-психолога
Иннервация (от латинского in- в, внутри и нервы) – снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой
Логоневроз – заикание
Оперантная техника – техника позитивного подкрепления желаемых навыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как приучить ребёнка к горшку?
Начинать приучать ребенка к горшку лучше всего с 6-7 месяцев, когда малыш научится сидеть. Нужно подобрать горшок подходящего размера (поменьше), чтобы ребёнок не проваливался в него. Почему желател...
Статья"Когда и как приучать ребёнка к горшку"
Статья для родителей детей младшего дошкольного возраста...
Как приучить ребёнка к горшку
Рекомендации родителям...
Как приучить ребёнка к горшку
Как приучить ребёнка к горшку...
"Как приучить ребёнка к горшку"
Как приучить ребенка к горшку?Первое, на что надо обратить внимание, — так это на себя и определить: а готовы ли родители к тому, чтобы приучить ребенка к горшку? Ведь даже тогда, когда малыш пр...
Как приучить ребёнка к горшку
Практические советы родителям как приучить ребёнка к горшку, методы и приёмы....
Консультация для родителей "Как приучить ребёнка к горшку"
Рекомендации родителям, как приучить ребенка к горшку...