«Повышение профессиональной компетентности педагога»
статья
Консультация для старших воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_starshih_vospitateley.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для старших воспитателей ДОУ
«Повышение профессиональной компетентности педагога»
Содержание:
- Актуальность проблемы.
- Самообразование как условие повышения профессиональной компетентности педагога:
2.1. Определение самообразования.
2.2. Основные направления в системе самообразования педагогов ДОУ.
2.3. Выбор темы самообразования.
- Поэтапное планирование работы над темой самообразования.
- Методическое руководство работой педагога над темой самообразования.
- Заключение.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. И в тоже время приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Педагог 21 века - это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Способный организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетенции педагогов меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника. Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами, позволяющей педагогам повышать профессиональную компетентность в условиях ДОУ. Методическая работа занимает особое место в системе управления детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога. Одной из форм методической работы с педагогами является руководство работой по самообразованию.
Способность педагога к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с педагогом, при анализе диагностики возможных затруднений педагога определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако можно предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:
№
| Фамилия, имя, отчество
| Тема
| Форма |
1. |
|
|
|
Этот список начинается с руководителя и заместителя заведующей по ВМР. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы
- цели
- задачи
- предполагаемый результат
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- форма работы (действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой)
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
Этапы | Форма работы | Сроки | Форма отчетности | Отметка о выполнении |
Организационно - диагностический этап |
| Август-сентябрь | Оформление плана работы по самообразованию. Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования Выявление и обоснование актуальности проблемы | |
Теоретическое изучение Проблемы |
| Октябрь | Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.) | |
Практическая деятельность |
| В течение учебного года. |
| |
Итоговый |
| Апрель-май |
|
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких педагогов в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя ДОУ. Методическая помощь необходима педагогу:
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.
Этапы работы по | Деятельность | |
педагога | Старшего воспитателя | |
1. | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию Диагностика детей по теме самообразования Анализ состояния воспитательно - образовательного процесса | Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. Консультирование и методические рекомендации по разработке темы: |
2. | Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) | Создание условий для работы педагога по самообразованию: |
3. | Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) | Оценка работы педагога по самообразованию при посещении НОД и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов |
4. | Подведение итогов самообразования | Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. |
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
В заключение надо отметить, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.
Это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием.
Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
При работе над темой самообразования педагог понимает:
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Молодому педагогу работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций, у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно - практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно - образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Результатом работы педагога над темой самообразования является также процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта, что значимо для повышения его профессиональной компетентности.
Литература:
- Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения- 2007- № 2.
- Волобуева JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа,1995.
- Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание. - 2004- № 8.
- Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
- Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. — 2007 -№ 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...
Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....
Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования
Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...
Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.
В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....
Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....