Материалы по воспитательной работе
план-конспект занятия
Материалы по воспитательной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете " Методика обучения изодеятельности" | 127.98 КБ |
Буклет по ИЗО | 63.45 КБ |
Презентация к выступлению "Методика обучению изодеятельности" | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление в рамках педсовета «Школа педагога»
Подготовила: Горюкова С.В.
Слайд №1
-Уважаемые коллеги!
Тема моего выступления "Методические аспекты обучения старших дошкольников изобразительной деятельности"
Слайд №2
Изобразительная деятельность- одна из самых интересных и любимых для детей дошкольного возраста.
Рисование, лепка и аппликация- виды изобразительной деятельности, основное назначение которой- образное отражение действительности. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Тематика рисунков может быть разнообразной. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения.
Слайд №3
Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ.
Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста во многом зависит от удачного использования методов и приемов.
Слайд №4
Под методами обучения изобразительной деятельности мы понимаем систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, направленную на усвоение содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
наглядные;
словесные;
практические.
Это традиционная классификация.
На современном этапе развития теории обучения и воспитания ученые отмечают правомерность существования различных классификаций методов обучения.
Слайд №5
Согласно одной из традиционных классификаций методов (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин), выделяются следующие методы:
- Информационно-рецептивный.
- Репродуктивный.
- Эвристический
- Исследовательский.
Слайд №6
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работавоспитателя должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью педагог организует обследование предмета, как прием обучения. При этом воспитатель в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.
Проведение обследования требует хорошей подготовительной работы:
- выбор объекта обследования,
- продумывание формулировки вопросов, которые будут направлены на те стороны объекта, которые необходимы для изображения.
Учитывая неустойчивость внимания детей дошкольного возраста, их неумение на долго сосредоточится на обследуемом предмете, целесообразно проводить короткие наблюдения, но возвращаться к объекту наблюдения 2-3 раза, постепенно расширяя знания детей о нем. При этом проводить наблюдение необходимо живо, эмоционально, подчеркивая красоту предмета и характеризующие его качества. Так, например, дав детям возможность рассмотреть куклу, педагог переходит к анализу, к выделению ее свойств: форма основной части, ее величина, форма, величина остальных частей и их расположение по отношению к основной части – строение предмета, его цвет. Но если в задачах занятия не стоит цель передачи цвета, то не стоит заострять на этом внимание. После анализа составляющих частей предмета необходимо вернутся к мысли о красоте и эстетичности предмета.
К этому методу относится и такой прием как беседа. Дети дошкольники не умеют выделять в предмете главное. В связи с этим педагог организует беседу, задает вопросы, а дети, отвечая на них называют части, цвет, форму предмета и т.д.
Беседа, как прием обучения чаще всего организуется с 4-7 летними детьми. Продолжительность ее от 3 до 5 минут.
Еще один прием - указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки.
Обычно, педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. В младшей группе указания применяются редко, т.к. показ предмета изображения почти полностью сопровождается словом. В старшей группе у детей уже сформированы определенные умения и навыки, в связи с этим воспитатель уже почти не прибегает к показу, а чаще дает словесные указания. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.
При обследовании предмета словесные указания сопровождаются жестом: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур, обхватывает его руками, нажимает на места углублений, как бы вылепливая его. Затем, повторяя за педагогом, дети так же жестом показывают форму предмета, его высоту и т.п.
Заканчивая обследование, педагог спрашивает детей, с чего они начнут изображать предмет. Такой переход к началу изображения учит детей элементарно планировать свою работу. Уже со второй младшей группы воспитатель, показывая детям, последовательность этапов работы, приучает их действовать в определенном порядке. Во время индивидуальной работы он, используя различные вопросы, уточняет последовательность работы. Тогда к старшей и подготовительной группе дети овладеют умением самостоятельно планировать очередность действий.
Также как предметы обследуется картинки и иллюстрации. Организованно должно проходить и обследования предметов декоративно - прикладного искусства, которое начинается с обследования элементов, составляющих узор, их расположения на предметной форме, цвета, цветосочетания. В декоративном рисовании в качестве образца выступают сами предметы декоративно - прикладного искусства, но иногда используется схема-образец при обучению детей, например расположению элементов узора на форме. Образец является примером того, как по-разному можно расположить элементы узора. Детям предлагается 3-4 схемы-образца, где элементы узора расположены по-разному, хотя форма одна и та же. Образец по материалу, технике должен быть близок к работам детей. Как только дети усвоят, как по-разному можно располагать элементы – схема-образец больше не используется.
Знакомство с новыми способами изображения происходит также с помощью информационно - рецептивного метода. При этом используется прием-
прямой показ способа действия. В младшем дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать изобразительной деятельностью и поэтому в работе с ним часто используется полный показ способа изображения. В младшей группе практически всегда показ используется, вместе со словесным объяснением. Постепенно, чем старше становятся дети, тем реже возникает потребность в полном показе.
В старшем дошкольном возрасте чаще используется частичный показ. Часто детей затрудняет воспроизведение первой, основной части предмета – в этом случае возможен частичный показ, например показ пальчиком или сухой кистью в воздухе или сухой кистью на листе бумаги.
Позже к полному показу прибегает лишь в тех случаях, когда детям неизвестна последовательность действий, конструкция предмета или навык изображения еще только формируется. При этом воспитатель от начала и до конца показывает, как необходимо выполнять работу. Дети точно следуют плану, предложенного воспитателем.
При этом, педагог должен помнить, что показ способа изображения и используемый при этом материал, необходимо подбирать тот же что и у детей.
Использование такого приема как показ жестом нацелено на разъяснения детям расположения предметов на листе. Жестом, в памяти ребенка, может быть воспроизведена, например, основная форма предмета. При этом жестом можно обрисовать лишь предметы, имеющие простую форму.
Любое слово, применяемое в рамках информационно - рецептивного метода должно быть образным. С этой целью, в практике работы педагоги чаще всего используют эпитеты, художественное слово - стихи, песенки, различные формы устного народного творчества - потешки, загадки и т.п. Слово так же играет большую роль и при анализе детских работ, проводя который воспитатель подчеркивает достоинства работ детей, их оригинальные решения, параллельно формируя у них умение рассказывать о своих работах, обращая внимание на ошибки и исправлять их.
Слайд №7
2.Репродуктивный метод применяется для закрепления путем упражнений, полученных знаний, выработки навыков и умений.
Упражнения, как один из приемов, относящийся к репродуктивной группе методов, широко практикуется в работе с детьми дошкольного возраста и имеет место во всех группах детского сада. Однако в зависимости от возраста детей они носят различный характер.
В младших группах детского сада упражнения используются при создании изображения, с многократным повторением одинаковых действий. При организации с детьми занятий по лепке или рисованию важно предоставлять им возможность изображать много одинаковых предметов. Стремление младших дошкольников к многократному повторению вполне естественно и обусловлено особенностями возраста.
К старшему дошкольному возрасту у детей формируется понимание того, что необходимо научится определенным способам действий. Поэтому в течение 1-3 минут в начале занятия необходимо давать детям возможность поупражняться в этих действиях.
Например, в старшей группе детям полезно предлагать упражнения для усвоения движения руки при рисовании завитка предметов сложного контура при симметричном вырезании из бумаги, сложенной вдоль, вырезании по криволинейному контуру и др. Эти навыки сложные, формируются у детей на протяжении длительного времени и целесообразно в них поупражняться.
Продумывая систему упражнений и систему заданий, направленных на закрепление навыков и умений, необходимо постепенно усложнять задачу.
На занятиях по изобразительной деятельность по мимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью он использует специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно
Слайд №8
3. Эвристический метод (открытие) направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
4.Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Так, например, при необходимости отражения сюжета литературного произведения педагог активизирует накопленный изобразительный опыт детей, для того чтобы помочь им сформировать замысел. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.
При возникновении необходимости показа изображения предмета в движении, педагог использует наблюдение за движениями людей, животных, игрушек с движущимися частями, рассматривание иллюстраций.
При сюжетном рисовании, когда детям предлагается выразить связанное содержание важно научить их передавать не только движение, но и связь предметов между собой.
Педагог должен хорошо представлять себе с помощью чего, каких выразительных средств и материалов можно передать содержание изображения и продумывать в связи с этим подбор материалов. Поняв, что хочет изобразить ребенок, педагог с помощью вопросов и предложений должен помочь ему найти доступные средства и материалы для этого.
Слайд №9
Возрастные особенности детей и специфика изобразительной деятельности дошкольников требуют выделения в отдельную группу игровых приемов обучения, использование которых повышает мотивацию детей, а следовательно и эффективность занятий.
Игровые приемы для использования в работе с детьми младшей группы впервые были предложены Е.А. Флериной. В дальнейшем разрабатывались А.А. Волковой, Т.Г. Казаковой, Г.Г. Григорьевой, Т.Н. Дороновой и др.
Игровые приемы могут использоваться и при реализации других методов. Например, при закреплении навыков - репродуктивный метод.
Психологические и педагогические исследования (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Е.А. Флерина, Р.А. Жуковская, Т.С. Комарова, Т.Г. Григорьева и др.).показывают, что введение игровых приемов резко повышает эффективность обучения.
Однако следует отметить, что до последнего времени не было научно - обоснованной системы использования игровых приемов. В дошкольной дидактике отсутствовало определение игровых приемов, не существовало их четкой классификации, недостаточно были изучены возможности и условия их эффективного использования.
Очевидно, эта недостаточная изученность вопроса и является одной из причин незначительного использования игровых приемов при обучении детей изобразительной деятельности. Вероятно поэтому среди воспитателей - практиков бытуют такие расплывчатые и нечеткие представления о возможностях использования игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности. Воспитатель часто использует игровой сюрпризный момент лишь для того, чтобы вызвать у детей интерес к теме изображения, организовать их внимание.
Рассматривая игровые приемы только как эмоциональный момент, не влияющий на результат занятия, воспитатель редко прибегает к его детальному продумыванию. Очевидно поэтому к игровым приемам педагоги относят и другие приемы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик - песенку, загадку, обычное внесение игрушек и даже эмоционально построенное наблюдение.
Игровые приемы, используемые в детском саду однообразны, чаще всего они содержат элемент сюрпризности - неожиданное появление игрушки или другого предмета.
Ряд авторов употребляют термин «игровой метод», который имеет существенное отличие от игровых приемов.
Так, Т.Н. Доронова дает следующее определение игровых методов: игровой метод - способы организации обучения, в основе которых лежат игровые мотивы усвоение знаний, умений, навыков.
М.М. Рубинштейн считает, что игровой метод должен представлять собой своеобразную модель игры, т.е. включать в себя ее основные черты: игровую задачу или игровую мотивацию и игровые действия.
А.В.Запорожец, З.М. Истомина, Я.З. Неверович в своих исследованиях особое значение придавали созданию на занятиях игровой мотивации, которая должна побуждать детей овладевать программным содержанием.
Л.С. Славина, исследования которой посвящены изучению использования игровых приемов в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечает, что простое и краткое описание затруднительного положения, в которое по тем или иным причинам попал персонаж, вызывает у детей сочувствие и готовность оказать ему помощь.
Позиция единственного помощника и защитника персонажа является очень действенным мотивом деятельности. Такая позиция отвечает растущему стремлению детей к самостоятельности. Ребенок, чтобы помочь персонажу совершает определенные, вполне реальные действия - рисует, наклеивает, готовит угощения, и т.п. Таким образом, беды, в которые попадает персонаж вымышленные, но умения и усилия ребенка реальные - терпение и труд. Для того чтобы помочь персонажу он должен хорошо потрудится и выполнить определенные действия.
Например, по мнению Т.Н. Дороновой, С.Я. Якобсон для того, чтобы игровой метод был эффективен необходимо создать игровую мотивацию, т.е. поставить ребенка в позицию единственного защитника или помощника. Поставив перед дошкольником игровую, а затем учебную задачи (которая подчинена игровой) следует показать ему способы решения учебной задачи. Авторы отмечают так же, что занятия на которых педагог использует игровой метод должны начинаться игрой (чтение письма с просьбой о помощи, диалоги с игрушками и т.д.) и заканчиваться игрой (ребенок совершает действия с персонажем). Все недоделки усовершенствования должны осуществляется не по указу взрослого, а по просьбе того персонажа, которому ребенок помогает.
По мнению Т.Н. Дороновой, С.Я. Якабсон с целью эффективного использования игровых методов (приемов) необходимо провести определенную работу:
- создание игровой мотивации;
- поставить перед детьми игровую, а затем учебную задачу, которая
должна подчиняться игровой; - игровые действия должны совпадать с изобразительными.
Игровая задача - формулировка игровых действий (построим зайке лодку).
Игровые действия - дети делают лодки, для того, чтобы заяц мог
переплыть реку. Если лодки изготовлены плохо то заяц не садится в
лодку. Для того чтобы заяц сел в лодку, дети ремонтируют ее.
- показать способы решения учебной задачи;
- дать детям возможность совершать игровые действия с тем, что дети
изобразили или с персонажами, для которых они это приготовили; - очень важно чтобы каждый ребенок имел свою игрушку, т.к. только в
этом случае он сможет с ней поиграть; - все исправления, недоделки, усовершенствования осуществляются
ребенком не по указаниям взрослого, а по просьбе того
персонажа, которому ребенок помогает; - занятия должны быть построены таким образом, чтобы они начинались и заканчивались игрой.
- Для того, чтобы детям было интересно изобретать, содержание
игровых задач должно, соответствовать знаниям детей, их опыту; - важно помнить о логике игровых действий;
- также важно помнить о чувстве меры, т.е. о разумном сочетании
игровых и деловых отношений. Это необходимое условие для, того
чтобы игровой метод был наиболее эффективным.
Таким образом, заканчивая разговор о структуре игры необходимо отметить, что в сюжетно - изобразительной игре, как и в любой другой должны присутствовать игровая задача (мотивация) и игровые действия.
В структуре игрового метода обучения авторы выделяют приемы, которые мы представляем в виде схемы.
Сюжетно - изобразительная игра - основной игровой прием на занятиях по изобразительной деятельности. В рамках организации данного вида игры можно обыграть игрушку, использовать «живые картины». Началом занятия может служить и игровой рассказ.
Вторая группа приемов - обыгрывание готового изображения, а так же игра с еще незаконченным изображением.
Обыгрывание незаконченного изображения, как вариант сюжетно-изобразительной игры, дающий детям возможность самим исправить или доработать изображение во время занятия. Например, лошадь щиплет траву и не может до нее дотянутся. Ребенок догадывается, что «трава» растет маленькая, а именно что штрих должен быть длиннее. Или трава изображена не по всему листу (лошадка не может найти травку). В этом случае ребенок рисует траву по всему листу. Парус у лодки кривой и заяц не сможет переправиться на другой берег, ребенок исправляет и этот недостаток. Разговор ведется от лица (имени) персонажа. Дети должны понять, что успешность игровой работы зависит от качества изображения, а успешность и качество зависят от того, как точно дети выполняют учебную задачу. Звери садятся в автобус, в котором светло (вырезаны окна), хорошо закрывается дверь - она ровно наклеена и т.п. Такой анализ доступен детям уже со средней группы.
Игровые упражнения – следующая группа приемов, которые можно использовать в работе с детьми. По своему характеру они соответствуют одной из форм игровых проявлений, а именно ритмичному повторению одного и того же изобразительно-игрового действия. В игровом упражнении действие не разворачивается, а повторяется. Игровое упражнение используется в основном при формировании технических навыков, рисовальных движений — силы, темпа, ритма и амплитуды.
И сюжетно-изобразительная игра и игровые упражнения с успехом используются во всех группах детского сада. Но при использовании игровых приемов в разном возрасте есть своя специфика. Так малыши любят помогать «своей» игрушке В 4-5 лет детям интересны ролевые действия с игрушками, и им гораздо интереснее те ролевые действия, которые отражают взаимоотношение между персонажами, т.е. необходимо чтобы происходило больше общения персонажей между собой. Часто в занятии участвуют несколько персонажей, между которыми строится диалог, так как речь занимает ведущее место в игровом общении детей в данном возрасте. Все эти приемы напоминают режиссерские игры, когда ролями наделяются игрушки. Но роли могут выполнять и сами дети.
Следующая группа приемов – игровые приемы с элементами ролевого поведения, которые с успехом используются в старшем дошкольном возрасте. Это могут быть игры «художественная мастерская» (у куклы из сервиза разбилась посуда, надо ей помочь. Дети - гончары лепят посуду.) Воспитатель может быть старшим мастером и координировать работу. Дети во время занятия могут советоваться друг с другом, смотреть работы других «гончаров». Игра «Архитекторы» - дети строят город. Дети могут выполнять роли фотографов строителей, продавцов. То есть при использовании этого приема деятельность детей мыслиться, как деятельность взрослых. Можно провести целый цикл занятий, где дети становятся художниками - художники - иллюстраторы по тканям, по глине, фарфору. Для подготовки и проведения такого рода занятий необходимо проведение большой предварительной работы с целью формирования определенного круга знаний у детей.
Таким образом, опытный педагог, используя игровой метод обучения детей изобразительной деятельности должен учитывать множество факторов. Это и возраст детей и их жизненный опыт и исполнительские умения каждого.
Занятия, на которых используется игровой метод потребуют от педагога творчества, умения импровизировать, эмоциональности, знаний индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Задача педагога-научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений.
Занятия по изодеятельности требуют продуманной подготовки материалов, оборудования - от этого зависит успешное выполнение работы детьми.
Подготовка материалов.
- К каждому занятию воспитатель продумывает формат и цвет бумаги.
(Для рисования карандашами потребуется бумага меньшего размера, когда рисуют большой кистью №14-15-больше альбомного листа; для дек.рисования черный, красный, желтый-для хохломы белый-для дымки и т.д.).
- Накануне воспитатель обязательно проверяет и подтачивает цветные и графитные карандаши (старшие дети могут в этом принять участие).
- В старшей и подготовительной рисуют акварельными красками. Воспитатель показывает, как правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивает с кисти на каждую краску; к занятию краски размокают и готовы к употреблению).
Также заранее готовят гуашевые краски и палитры (в младших потребуется 4-6 цветов, в старших до 6-8).
- Для рисования подготавливают кисти, тряпочки, баночки для воды. Воду наливают перед занятием дети. В ходе занятия старших детей приучают менять воду мере загрязнения.
- В каждой группе должен быть стенд для анализа детских работ.
Организация дежурства
Начиная со средней группы детей привлекают к дежурству по занятиям.
В начале года воспитатель старшей группы объясняет порядок подготовки столов к занятию и требует его соблюдения. Прежде всего он напоминает последовательность работы дежурных и остальных детей при подготовке своего рабочего места. По окончании занятия кисти ополаскивает воспитатель после того, как каждый ребенок вымыл свою кисть и поставил на общий стол.
Необходимо научить ребят выполнять все быстро, четко, последовательно, доводить начатое дело до конца.
Дежурные, проверив готовность каждого ребенка, сообщают об этом воспитателю.
Организация занятий.
Непосредственно перед занятием воспитатель готовит все, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрации, лист бумаги для показа; определяет место, где будет стоять предмет; прикрепляет фон за натурой и т.д. После того как все будет готово, педагог еще раз смотрит на наглядный материал с того места, где расположен последний стол.
Педагог, готовясь к занятию, обязательно прорисовывает, лепит или вырезает то изображение, которое будут выполнять дети., даже если на занятии предполагается показ.
Кроме того просматривает методическую литературу по данной теме, выбирает наиболее действенные методы и приемы обучения с учетом особенностей детей своей группы.
В старших группах упражнять детей в умении садиться тихо.
В зависимости от содержания занятия продумываются варианты расстановки столов. Различная организация повышает интерес к занятиям.
Все занятия делятся на три части:
- Объяснение задания. Воспитатель сообщат детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, вызвать интерес к занятию. Воспитатель поверяет осанку детей и напоминает с чего начать работу.
- Процесс выполнения задания. Воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к работе, чтобы не было пауз во время занятия. Дети старшей группы по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр. Приучать убирать за собой если что-либо уронили.
Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку.
Примерно за 5 минут до конца занятия детей предупреждают о ом, что следует заканчивать работу.
- Совместный анализ выполненной работы. Входит в методику проведения занятия как один из важнейших ее компонентов. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное значение. Для правильного анализа необходимо выставлять все работы на стенде. Организация может быть различной. Если занятие затягивается анализ можно провести после прогулки или во второй половине дня. Работы оформляют в паспорту с указанием фамилии и организуется выставка.
Чаще всего в практике детских садов используются карандаши и краски. Каждый из материалов имеет свои достоинства, особенности и возможности, и воспитателям следует обдумать, какой из них надо предложить при выполнении того или иного рисунка, какой материал поможет добиться наибольшей выразительности образа.
Предварительный просмотр:
Задача педагога - научить детей художественной деятельности,
выразительному изображению предметов и явлений.
Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов, оборудования, правильной организации дежурства и организации занятия - от этого зависит успешное выполнение работы детьми.
Подготовка материалов к занятию | Организация дежурства | Организация занятий. |
1.К каждому занятию воспитатель продумывает формат и цвет бумаги. (Для рисования карандашами потребуется бумага меньшего размера, когда рисуют большой кистью №14-15-больше альбомного листа; для дек. рисования черный, красный, желтый-для хохломы белый-для дымки и т.д.). 2.Накануне воспитатель обязательно проверяет и подтачивает цветные и графитные карандаши (старшие дети могут в этом принять участие). 3.В старшей и подготовительной рисуют акварельными красками. Воспитатель показывает, как правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивает с кисти на каждую краску; к занятию краски размокают и готовы к употреблению). Также заранее готовят гуашевые краски и палитры (в младших потребуется 4-6 цветов, в старших до 6-8). 4.Для рисования подготавливают кисти, тряпочки, баночки для воды. Воду наливают перед занятием дети. В ходе занятия старших детей приучают менять воду по мере загрязнения. 5.В каждой группе должен быть стенд для анализа детских работ. | Начиная со средней группы детей привлекают к дежурству по занятиям. В начале года воспитатель старшей группы объясняет порядок подготовки столов к занятию и требует его соблюдения. Прежде всего он напоминает последовательность работы дежурных и остальных детей при подготовке своего рабочего места. По окончании занятия кисти ополаскивает воспитатель после того, как каждый ребенок вымыл свою кисть и поставил на общий стол. Необходимо научить ребят выполнять все быстро, четко, последовательно, доводить начатое дело до конца. Дежурные, проверив готовность каждого ребенка, сообщают об этом воспитателю. | Непосредственно перед занятием воспитатель готовит все, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрации, лист бумаги для показа; определяет место, где будет стоять предмет; прикрепляет фон за натурой и т.д. После того как все будет готово, педагог еще раз смотрит на наглядный материал с того места, где расположен последний стол. Педагог, готовясь к занятию, обязательно прорисовывает, лепит или вырезает то изображение, которое будут выполнять дети, даже если на занятии предполагается показ. Кроме того просматривает методическую литературу по данной теме, выбирает наиболее действенные методы и приемы обучения с учетом особенностей детей своей группы. В старших группах упражнять детей в умении садиться тихо. В зависимости от содержания занятия продумываются варианты расстановки столов. Различная организация повышает интерес к занятиям. |
Правила работы с изобразительными материалами | ||
Правила рисования карандашом. | Правила рисования кистью и краской. | |
| Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №52 "Самолётик" Рекомендации по организации обучения изобразительной деятельности старших дошкольников Нижневартовск. |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не только переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»
Методы обучения изобразительной деятельности система действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность, направленную на усвоение содержания программы
Классификация методов ( И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин ) Информационно-рецептивный Репродуктивный Эвристический Исследовательский Игровой
Информационно-рецептивный метод (объяснительно-иллюстративный) Приёмы: рассматривание наблюдение экскурсия образец воспитателя показ воспитателя Словесный метод включает приёмы: рассказ, искусствоведческий рассказ беседа, художественное слово указание показ
Репродуктивный метод применяется при закреплении полученных знаний, выработки навыков и умений путём упражнений Приёмы: приём повтора работа на черновиках выполнение формообразующих движений рукой
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Игровой метод Способ организации обучения, в основе которого лежат игровые мотивы усвоения материала (Т.Н.Доронова) Игровая задача – формулировка игровых действий Игровые действия Приёмы: Игровой рассказ Обыгрывание готового изображения Игровые упражнения
Игровой метод Сюжетно-изобразительная игра Обыгрывание игрушки Обыгрывание законченного изображения Обыгрывание законченного изображения Игровые упражнения Игровые приемы с элементами ролевого поведения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).
Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс ...
Примерный план-шаблон учебно-воспитательной работы (воспитательно-образовательного процесса) на месяц
Удобная форма написания ежедневного планирования работы воспитателя на месяц. В основные виды деятельности педагог вносит планируемые мероприятия, темы занятий, игры и т.п. Экономит время педаго...
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
....
Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
Воспитательная работа в детском саду.Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательномучрежденииопределяется Базовым к...
Материалы МРЦ "Воспитательная работа в ДОО". заседание "Одаренные дети"
во вкладке представлены материалы заседания, авторами и составителями которых являются педагоги ДОО ГГО...
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО.МОЙ ЛУЧШИЙ ОПЫТ
Публикация в сборнике, стр. 94Мастер-класс для родителей на тему«Творческая мастерская по изготовлению игрушек»Цель: гармонизация детско-родительских отношений по средствам совместноготвор...