Методические рекомендации «Пальчиковые и подвижные игры»
методическая разработка (младшая группа)
Методические рекомендации раскрывают каждый раздел программы «Малыши и фольклор». Основными их направлениями являются полноценное психическое развитие, в том числе и развитие речи, мышления, формирование движений, сенсорных чувств, при ознакомлении детей с русским народным творчеством. Кроме конспектов занятий, представлены потешки - игры, в которых стихи сопровождаются движениями рук.
Потешки развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.
Особенно подчеркивается роль общения с взрослыми в становлении коммуникативных действий ребенка направленных на ознакомление с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_i_pdvizhnye_igry_red.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Пальчиковые и подвижные игры»
Составитель: Приманчук Т.М., воспитатель.
Методические рекомендации раскрывают каждый раздел программы «Малыши и фольклор». Основными их направлениями являются полноценное психическое развитие, в том числе и развитие речи, мышления, формирование движений, сенсорных чувств, при ознакомлении детей с русским народным творчеством. Кроме конспектов занятий, представлены потешки - игры, в которых стихи сопровождаются движениями рук.
Потешки развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.
Особенно подчеркивается роль общения с взрослыми в становлении коммуникативных действий ребенка направленных на ознакомление с окружающим миром.
Представленный материал может использоваться воспитателями в повседневной жизни малышей и в проведении режимных моментов.
Содержание
Пояснительная записка_____________________________________________3
Пальчиковые игры «Здравствуй гостья, зима»__________________________4
Солнышко встало__________________________________________________6
Мир живой природы________________________________________________9
Разговорчивые пальчики___________________________________________14
Терминологический словарь________________________________________20
Литература_______________________________________________________21
Пояснительная записка
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольников, поэтому в воспитании детей раннего возраста важно использование устного народного творчества, которое является максимально доступным и понятным для детей. В фольклоре заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, творческой активности, развитие природных задатков ребенка.
Начинать играть с ребенком можно с колясочного возраста. Постепенно ребенок развивается и уже может сам проговаривать и делать все предлагаемые упражнения. Это очень полезно для малыша: такие занятия развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.
Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребенка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка.
Одним из важнейших условий реализации программы «Малыши и фольклор» является:
- речевая активность;
- системность;
- доступность;
Цель методических рекомендаций состоит в том, чтобы педагоги использовали устное народное творчество в воспитательно-образовательном процессе с детьми раннего возраста.
Смогли правильно и интересно организовать занятия и режимные моменты.
В помощь педагогам предлагается методический материал в виде:
- конспектов занятий по развитию речи;
- потешек;
- пальчиковых и подвижных игр;
- загадок, театральных занятий.
Пальчиковые игры
Здравствуй, гостья зима!
Ой, сердит мороз!
(дети качают головой, взявшись за неё руками).
Ветки снегом занес
(обе руки на голове, кисти висят, одна положена на другую)
Хватает за нос.
(дети хватают себя за нос)
Щиплет до слез.
(кулаками потирают щеки).
Ребятишки не пугаются И на лыжах
И на ванночках катаются,
Над дедом морозом сердитым потешаются.
(прыгают и хлопают в ладоши).
****
Валенки, валенки
(нога на пятке, носком водить из стороны в сторону).
Не велики, не меленьки,
(ноги вместе, руки в стороны, показывать величину).
А как раз по ножке Нашему Сережке.
(наклониться и поглаживать ноги).
****
Белым снегом замело
Все дороги и село
Все дороги, все пути
(наклонившись вперед, «поглаживать снежок» - водить руки из стороны в сторону).
Ни проехать, ни пройти
(удивляться, развести руки в стороны и поднимая плечи, поворачиваться то одну, то в другую сторону).
****
Уж ты, зимушка-зима
Закружила, замела
(«моталочкии» то в одну, то в другую сторону).
Все дорожки, все пути
(наклониться вперед, водить руками из стороны в сторону).
Не проехать, не пройти.
(удивляются).
Ах, нынешняя зима
Непогожая была
Непогожая была
(показать, как идет снег).
Всё метелица мела:
Завеяла, замела,
(крутить одной рукой, согнутой в локте, вокруг другой).
Все дорожки занесла.
(наклонившись, слегка расставив ноги, поглаживать руками дорожку).
****
Морозушка-мороз
(повороты влево, вправо, слегка пружиня ногами).
Не тяни домой за нос
(взяться за кончик носа и, как бы нехотя идти вперед).
Не студи, не балуй,
(грозить пальцем).
Иди окна разрисуй
(отгонять мороз руками четыре раза).
****
Дед мороз, дед мороз
Через дуб перерос
Через дуб перерос
( пружиня ногами поворачиваться в сторону, прямо, и в другую сторону).
Прикатил подарков воз:
(обеими руками показать подарков воз).
Морозы трескучие,
(потирать плечи, постукивать ногой).
Снега сыпучие,
(четыре раза взмахивать кистями сверху вниз).
Ветры завьюженные,
(качать руками над головой).
И метели дружные.
(руки вверх и опуская, вращать кистями).
****
Уж ты зимушка-зима Ты с морозами пришла
(дети греются, потирая свои плечи).
Ветер воет, вьюга воет
(качать руками над головой).
Вдоль по улице метет.
(«моталочки» с поворотами).
****
Ты мороз, мороз, мороз
(протянуть руки, как бы обращаясь к морозу).
Не показывай свой нос!
(грозить пальчиком)
Уходи скорей домой
Стужу уводи с собой.
(махать руками по четыре раза на каждую фразу).
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки-самокаточки.
(бежать друг за другом).
Да с горы то - ух!
(присесть).
В снег пушистый - бух!
Солнышко встало
Солнышко, выгляни,
Красное высвети.
(рисовать солнце).
На холодную водицу,
На щелоковую травицу,
(наклонившись, показывать кистями из стороны в сторону, травку, воду).
На аленький цветочек,
(выпрямиться, показать цветок).
На кругленький лужочек.
(показать лужок, вытянуть руки и развести их в стороны).
****
Солнышко - ведрышко
Прогляни, просвети!
(рисовать солнышко).
На яблоньку высокую,
(соединить обе скругленные руки над головой).
На веточку зеленую,
(руки, согнутые в локтях, поставить в стороны: одну выше, другую ниже, кистиопустить).
На грушицу кудрявую,
(обе руки вверх, кисти опустить)
Березку кучерявую.
(слегка склониться).
****
Здравствуй, солнце ясное,
Здравствуй, солнце красное!
(приветствовать солнце, поднимая руки вверх, раскачивая ими то в одну сторону, то в
другую сторону).
Закатилось красное солнышко
За темные леса.
(шевелят пальчиками, руки разводят в стороны, наклоняясь вперед).
В лесу пташки приумолкли
(птицы машут крыльями).
Все садились по местам
По ракитовым кустам.
(дети присаживаются на одно колено, руки сзади складывают ладонь в ладонь
Упражнения с вариантами
1. Рисовать солнце сразу обеими руками из и. п. стоя:
Руки скрещивают внизу, ведут вверх и через стороны опускают вниз.
Солнышко, покажись,
Красное снарядись,
Поскорей, не робей.
Нас ребят обогрей.
****
Солнышко, солнышко
Выгляни в окошечко,
Дам тебе веретенышко,
Насыплю горошечка.
****
2. И.п. ноги на ширине плеч, наклониться вперед и опустить руки вниз, постепенно выпрямиться, а руки через стороны вести вверх. Пальцы растопырены, шевелить ими - это лучики солнца. Потом через стороны опустить руки вниз, «солнце выходит и заходит».
Солнышко, Сслнышко,
Колоколнышко,
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло.
****
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
****
3.Рисовать солнце сначала одной, потом другой рукой. Например: правую руку вести перед корпусом влево, вверх и вправо, вниз. Ноги мягко пружинят.
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвяти:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На реки, на поля,
На зеленый огород,
И на весь народ.
****
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Дам тебе меду целую колоду.
****
4. Обе руки идут вместе сначала в одну сторону, вверх, потом в другую сторону и вниз. И.п.: ноги на ширине плеч. Упражнение выполняется с переносом тяжести с одной ноги на другую.
Свети, свети солнышко
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
Мир живой природы
Волчок - волчок,
Шерстяной бочок,
Через ельник бежал,
В можжевельник попал.
(бежать широким шагом).
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом.
(присаживаться, а потом ложиться).
****
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догнала.
И в ямку - бух!
(бежать, как лиса, любоваться хвостом, в конце присаживаться).
****
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобные лепешки.
Ну, высуни рожки!
****
Улитка, улитка,
Выпусти рога,
Надои молочка,
Напои пастушка.
Улитка, улитка,
Выпусти рога.
Дам крынку молока
И краюшку пирога.
Еще масло и творог,
Полной каши горшок.
****
Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе хлеба,
И кусок пирога!
При выполнении данных упражнений надо положить кулак на кулак, сжатые пальцы смотрят вниз. Верхний кулак - домик, нижний - улитка. Шевелить нижним кулаком из стороны в сторону, «выпустить рога» - указательный и средний пальцы смотрят вниз.
Бабочка
При выполнении данных потешек упражнения выполняются так:
Поднимать руки вверх и вниз, то в одну сторону, то в другую. Помахивать кистями, руки на бедра - бабочки отдыхают.
Бабочка - коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На березовой ветке.
****
Бабка - липка,
Сядь на травку.
Сядь на травку,
Зеленую муравку.
****
Стрекоза - колечко,
Сядь на крылечко
Лягушка
Прыгать на корточках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы растопырены.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Ква-ква, ква-ква-ква,
Скачет, вытянувши ножки.
****
Кулю - кулю мошки,
Скачем, как лягушки.
Скачем, как лягушки,
Лягушки - балабушки.
****
Беда - беда, балабода.
Живет бабка у болота.
Выпучи глаза, сидит,
Громко - громко говорит:
Квак - квак, квак - квак,
А я прыгаю вот так.
Лес
Стоит тополек
Тонок и высок,
Тонок и высок
(руки вверх, соединить кончики пальцев рук, смотреть вверх).
Листвой широк
(развести руки в стороны).
Его солнышко печет
(рисовать руками солнце).
Частым дождичком сечет,
(помахивать кистями).
Буйный ветер повивает
(качать руками из стороны в сторону).
Тополечек наклоняет.
(наклоны вперед руки висят).
А он маковый звенит
(поднять руки вверх, шевелить пальцами).
Развеселый стоит.
(улыбаться).
Ивушка, ивушка, зеленая моя!
Что же ты, Ивушка, не весела стоишь?
(руки вверх, шевелить пальцами).
Или тебе Ивушка солнышком печет,
Солнышком печет.
(рисовать руками солнце).
Частым дождичком сечет,
(махать кистями рук).
Под корешок ключева вода течет?
(наклоны вперед, качать руками в стороны).
****
Во сыром бару еленька
(встать прямо, руки чуть в стороны).
Под еленькой травонька.
(наклониться, кисти из стороны в сторону качаются).
На травоньке тропонька,
По тропоньке идет Катенька
(идти по кругу)
По ельничку, по березничку,
(топающий шаг).
По части леску, по орешнику.
(шаг повторить).
****
Ветер, ветер пышет
Рябину он колышет.
(покачивать руками над головой).
****
Стой, мой клен,
Ты тонок и высок.
(руки вверх, шевелить кончиками пальцев).
Летом ты широк,
(руки развести в стороны).
Комлем сухой,
Маковкой золотой.
(руки вверх, шевелить кистями и пальцами).
Весной - веселенький,
Летом - зелененький.
(продолжать шевелить, качая руками над головой).
Во поле береза стояла,
(руки вперед и вверх).
Во поле кудрявая стояла.
(развести руки в стороны, оставляя их вверху).
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла.
(качать руками над головой).
****
За морями
(взмахнуть правой рукой).
За горами,
(взмахнуть левой рукой).
За железными
(правую руку согнуть)
Столбами.
(руки соединить, сделать крышу).
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
(выглядывать из теремка).
И замочек отомкни.
(руки опустить через стороны вниз).
****
Мята, мята, вся примята.
(качать головой, приложив ладони к щекам).
В мяте елка,
(повороты в стороны на правую и левую руки).
В ней светелка.
(сделать домик над головой).
В светелке голубушка,
Моя внучка Любушка.
(сделать окно и выглядывать).
Разговорчивые пальчики
Сорока, сорока,
Сорока - белобока,
Кашу варила
(на ладошке одной руки «варить» кашу).
На порог скакала,
Г остей созывала.
(обеими руками звать гостей).
Гости не бывали,
Кашки не едали.
(развести обе руки в стороны).
Все своим деткам отдала.
(показать руками вправо, прямо, влево).
Этому на блюдечке,
(пригибать большой палец к ладошке).
Этому на тарелочке.
(пригибать указательный).
Этому на ложечке.
( средний палец).
Этому поскребушки.
(безымянный).
А этому нет ничего,
-Ты, спал, маленок:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Каши не варил.
(мизинцу выразить сожаление).
****
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
(поиграть пальчиками на дудочке).
Сидит
(руки на пояс, присесть).
Ворон
(сложить пальчики к большому «клювик»)
На дубу.
(руки вверх, пальцы развести).
Он играет во трубу.
Во серебряную.
(поиграть на дудочке).
Вдоль по реченьке.
( «волны» руками)
Лебедушка
(походить, плавно выгнув ручки).
Плывет.
(помахать «крыльями»).
Выше
(потянуть руки, пальцы развести).
Бережка
(руки одна на другую перед грудью)
Головушку несет
(руки к щекам, наклон головы в одну и в другую стороны).
Белым крылышком помахивает,
(взмахи «крыльев»).
На цветы
(кисти вместе, пальчики развести).
Водичку стряхивает.
(стряхнуть кисти рук - 2 раза).
Как
(развести руки).
У нашего
(ручки к себе)
Кота
(«ушки» над головой).
Шубка очень хороша,
(повернуться, похваляясь - вправо, влево).
Как
(развести руки).
У котика
(«ушки» над головой).
Усы
(пальчиками провести над верхней губой).
Удивительной
(покрутить пальчиками).
Красы,
(гордо выпрямиться).
Глазки смелые,
(показать пальчиками глазки).
Зубки белые.
(показать пальчиками улыбку).
***
Улитка, улитка!
(кулачок в кулачке, поменять руки).
Покажи
(руки от себя, ладошки вверх).
Рога,
(поднять «рожки» к голове).
Дам
(руки от себя).
Кусок пирога,
(закрыть ладошки).
Пышки,
(шарик из ладошек).
Ватрушки,
(прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки). Сдобной лепешки, -
(прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки).
Высуни
(руки от себя ладошки вверх).
Рожки!
(поднять «рожки» к голове).
****
В нашей | |
(руки от себя). | |
Избушке | |
(руки «домиком» над головой). | |
Петух | |
(большой и указательный пальцы - клювик», остальные «гребешок»). | |
Поет, | |
(«клюв» раскрыть). | |
Мышка - | |
(ладошки вместе, большие пальцы поднять). | |
Норушка | |
(сделать двумя ладошками горсточку). | |
Избушку | |
(руки над головой домиком). | |
Метет, | |
(поболтать кистью). | |
Кошка | |
(ручки «ушками» над головой). | |
На окошке | |
(ладони под подбородком). |
Штанишки
(большие пальцы соединить, остальные - вниз).
Шьёт,
(движение иголкой).
Курочка
(большие пальцы - «клювик», остальные маленький «гребешок»).
На печке
(кулачок на кулачок - «печная труба»).
Горшки
(ладошками сделать глубокую горсточку).
Скребет.
(поцарапать коготками).
****
Жили-были
(кистями рук покрутить перед собой - «фонарики»)
Зайчики (показываем «ушки»)
На лесной
(прямые руки вверх, пальцы врозь - «дерево»
Опушке,
(ладонями нарисовать плоскость).
Жили-были («фонарики»).
Зайчики
(«ушки»).
В беленькой избушке.
(«домик»).
Мыли
(пальцами правой руки провести по указательному пальцу).
Свои ушки,
(тоже по среднему).
Мыли
(потереть правой рукой левую).
Свои лапочки,
(потереть левой рукой правую).
Наряжались
(покрутить кистями рук внизу).
Зайчики,
(«ушки»).
Надевали
(потопать правой ногой).
Тапочки.
(потопать левой ногой).
****
Сел
(руке к плечам).
На ветку
(руки в стороны).
Снегирек.
(помахать руками - «крылышками»).
Брызнул
(соединить пальцы вместе, затем будто оттолкнуть ими что-то, разжать).
Дождик -
(перебирать пальчиками сверху вниз).
Он промок.
(сжаться в комочек).
Ветерок,
(плавно помахать руками над головой из стороны в сторону).
Подуй слегка,
(обмахнуться, как веером - сделать ветерок).
Обсуши
(перебирать пальцами перед собой вдоль тела).
Нам
(руки к себе).
Снегирька.
(помахать «крылышками»).
****
Воробей
(скрестить кисти).
Живет
(взмахи скрещенными кистями).
Под крышей.
(руки «домиком»).
В теплой норке –
(ладони «гнездышком»).
Домик
(руки домиком»).
Мыши.
(«ушки» мыши).
У лягушки
(руки полусогнуты в локтях, в стороны, ладони от себя, пальцы врозь).
Дом
(руки «домиком»).
В пруду,
(круг перед собой).
Домик
(руки «домиком»).
Пеночки
(помахать «крыльями»).
В саду.
(руки вверх - «деревья»).
Эй,
(руку вперед).
Цыпленок,
(пальцы в «яичко»).
Где
(руки развести).
Твой дом?
(руки «домиком»).
- Он у мамы под крылом.
(помахать «крыльями»).
Терминологический словарь
Театр - искусство изображения спектаклей, произведений.
Играть - развлекаться, резвиться.
Речевая активность - обогащение словаря детей.
Эмоции - душевное переживание детей.
Активизировать - побудить к активности.
Воспитывать - влиять на психический, моральный облик ребенка.
Проблема - сложный теоретический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Литература
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. 2004.
2. Бахметьева. Т.Н. Соколова Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль. «Академия развития» 1997.
3. Белая А.Е., Мирясова В.И.. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ACT. Астрель. Москва.2003.
4. Бардышева. Т.Ю. Учредитель - издательский дом «Карапуз». 1999.
5. Ветрова В. «Ладушки, ладушки». Москва Издательство «Знание». 1995.
6. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения малышам. Москва. ОНИКС 2006.
7. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Творческий центр СФЕРА Москва. 2006.
8. Елецкая О.В, Вареница Е.Ю. «День за днем говорим и растем». Творческий центр Сфера. Москва 2007.
9. Кострикина Л.Ю., Рыкова О.Г., Корнилова Т.Г. « Малыши! Физкульт-привет!» Москва 2006.
10. Крупенчук О.И Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. СПб. Издательский дом «Литера». 2005.
11. Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж. 2007.
12. Потягушечки, порастушечки для маленьких.
13. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраса. Москва. «Просвещение» 1998.
14. Самые маленькие в детском саду. «Линка - Пресс». 2005
15. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2004
16. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1986.
17. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......
Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста
Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации по использованию подвижных игр в целях развития эмоциональной сферы ребёнка
рекомендации...
Методические рекомендации на тему: «Подвижная игра в развитии дошкольника»
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможност...
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, сюжетно -ролевые игры.
Транспорт....
Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации к проведению подвижных игр в старших группах детского сада.
Особенности проведения подвижной игры в старших и подготовительных группах детского сада....
Методические рекомендации «Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей ОВЗ»
Рекомендации, как правильно организовать игры для детей ОВЗ...