адаптация ребенка к школе
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Советы родителям по адаптации первоклассника к школе
Учение - это не легкий и ответственный труд. Поступление в школу, существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 229.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Признаки успешной адаптации к школе
Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.).
У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя вашими глазами!
Советы родителям по адаптации первоклассника к школе
Учение - это не легкий и ответственный труд. Поступление в школу, существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц.
Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:
- личностных особенностей ребёнка;
- степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
- от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.
Признаки дезадаптации
Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности.
Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.
Как помочь ребенку?
- В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
- Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
- Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
- Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
- Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
- Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
«Это заветное желание каждого отца, каждой матери -чтобы детям хотелось хорошо учиться. Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, ребенок уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден, что заставить ребенка хорошо учиться можно, побудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем.» (Сухомлинский В.А.)
Признаки успешной адаптации
- Положительное отношение к школе;
- Адекватное восприятие требования учителя;
- Легко усваивает новый учебный материал;
- Прилежно выполняет задания без внешнего контроля;
- Проявляет самостоятельность;
- Имеет хороший статус в коллективе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
- Физическое здоровье;
- Развитый интеллект;
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- Выносливость и работоспособность;
- Умение считать и писать;
- Аккуратность и дисциплинированность;
- Хорошая память и внимание;
- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и воспитатель, а также родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.
Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.
Советы родителям по адаптации первоклассников к школе
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.
Совет второй: ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребенку период адаптации.
Совет третий: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Адаптация ребенка к школе
Адаптация ребенка к школе. Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и...
Преемственность между ДОУ и школой в решении задач успешной адаптации ребенка в школе
Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией в сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим д...
"Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе."
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким у...
Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе.
Консультация для родителей....
Коммуникативная деятельность ребенка. Основные проблемы адаптации ребенка к школе.
Когда ребенок приходит в школу, то помимо учебной деятельности ему приходится столкнуться с непривычной для него средой общения. Конечно, до этого он общался с другими детьми во дворе или в детском са...
"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"
Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....