Рабочая программа для старшей группы
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа для старшей группы с приложениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 77.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ УРУХСКОЙ»
СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮ:
Старший воспитатель МБДОУ Заведующий МБДОУ «Детский сад
«Детский сад № 20 № 20 «Ромашка» ст. Урухской»«Ромашка» ст. Урухской»__________________Н.Г. Ивашина
____________И.В. Мальченко Приказ № ____от ____.____.2015
ПРИНЯТ:
Решением педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 20
«Ромашка» ст. Урухской»
Протокол № __ от __. ___.2015 г
воспитателя МБДОУ«Детский сад№20«Ромашка» ст. Урухской»
Бойко Ирины Юрьевны
для детей старшей группына 2015 – 2016 учебный год.
ст. Урухская
2015 г.
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | стр | |
Пояснительная записка | 3 | |
1.1 | Краткая характеристика групп | 4 |
1.2 | Анализ состава и потребностей семьи. | 7 |
1.3 | Социальный заказ родителей | 8 |
2 | Планируемые результаты освоения программы | 10 |
2.1 | Целевые ориентиры | 11 |
2.2 | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы ДОУ. | 13 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2. | Перспективно-тематическое планирование | |
2.1 | Комплексно – тематическое планирование | |
2.2 | Перспективный план работы с родителями | |
ОРГАНИЦАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1 | Оформление предметно-развивающей среды старшей группы | |
3.2 | Описание материально-технического обеспечения | 18 |
3.3 | Режим дня в холодный период | |
3.4 | Режим в теплый период | |
3.5 | Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы | |
3.6 | Планирование воспитательно – образовательной работы | |
3.7 | Схемы закаливания | |
3.8 | Комплексы утренней гимнастики | |
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей старшей группы | ||
Приложения | ||
4.1 | Индивидуальная карта | |
4.2 | Сводная диагностическая таблица индивидуального развития воспитанников старшей группы | |
Список литературы | ||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Рабочая программа разработана для проведения воспитательно-образовательной деятельности с детьми (старшей) группы. Рабочая программа обеспечивает комплексный подход в организации и реализации образовательного процесса с учётом имеющихся условий.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии и на основании следующих нормативно - правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21.12.2012 г.);
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155, (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г. Регистрационный № 30384), вступивший в силу 1 января 2014 г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.05.2013 г.)
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (далее – Порядок), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный № 30038)
- Устав МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» ст. Урухской»;
- Основная образовательная программа дошкольного образованияМБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» ст. Урухской»
- Положение о Рабочей программе педагога МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» ст. Урухской»
Рабочая программа разработана с учетом проекта Примерной основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы», разработанной коллективом авторов под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная Рабочая программа учитывает возрастные особенности и потребности детей старшей группы, 5-6 лет, социальный заказ родителей и имеющиеся условия детского сада и группы. Структура и содержание Рабочей программы определена сроком на 1 год и корректируется воспитателями в соответствии с реальными условиями, дополняется календарным планированием работы и комплексно-тематическим планом, а так же Рабочими программами музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Рабочую программу в течение учебного года, должны бытьсогласованы со старшим воспитателем.
Краткая характеристика старшей группы «Радуга»,общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.
Списочный состав: 27детей; Из них: мальчиков - 8, девочек – 19.
Дети, требующие особого внимания (дети-сироты, опекаемые, инвалиды) –Боброва Юля ( опекаемая). Из них: мальчиков - 0, девочек – 1.
Анализ состояния здоровья детей:
Область оценки физического здоровья детей: | Старшая группа «Радуга» |
По группам здоровья: | |
I группа | 17 ( 62,9%) |
II группа | 6 ( 22,2%) |
III группа – | 3 ( 11,11 %) |
IV группа - | 1 ( 3,8%) |
Адаптация в условиях группы составила: | количество человек: 27 детей; легкой –30 %, средней – 50 %, тяжелой – 20% |
Возрастные особенности развития детей старшей группы «Радуга»
Игровая деятельность.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Однако, игровое взаимодействие сопровождается речью, не всегда соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. При этом, речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Художественно-эстетическое развитие.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Познавательное развитие.
Дети испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Речевое развитие.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Анализ состава и потребностей семьи.
Характеристика контингента родителей старшей группы МБДОУ "Детский сад №20 "Ромашка" ст. Урухской" (на 1 сентября 2015 года)
№ | Показатели | количество | |
1. | Количество семей | 27 | |
1.1 | Количество семей с одним ребенком | 4 | |
1.2 | Количество семей с 2 детьми | 18 | |
1.3 | Количество семей с 3 и более детьми | 5 | |
2. | Состав семей по объему | ||
2.1 | Полная семья | 19 | |
2.2. | Неполная семья | 5 | |
2.3. | Матери-одиночки | 3 | |
2.4. | Дети, воспитывающиеся отцом | ||
3. | Образовательный уровень родителей | отец | мать |
3.1. | Неполное среднее | - | - |
3.2. | Среднее | 2 | 7 |
3.3. | Начальное профессиональное | - | - |
3.4. | Среднее профессиональное | 19 | 17 |
3.5. | Высшее | 5 | 3 |
4. | Социальный статус родителей | ||
4.1. | Рабочие | 11 | 6 |
4.2. | Служащие | 6 | 5 |
4.3. | Частные предприниматели | - | - |
4.4. | Руководители | 1 | - |
4.5 | Специалисты | 4 | 9 |
4.6 | Безработные | 4 | 6 |
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ РОДИТЕЛЕЙ
Согласно опросу родителей, приоритетом развития ребенка данного возраста можно считать развитие речи и логического мышления детей. Однако, некоторые из них предъявляют завышенные требования к организации воспитательно-образовательного процесса, ориентируемые, скорее на детей подготовительного к школе возраста.
При этом, 30% группы считают достаточным сохранение физического здоровья. Для этого они просят обратить внимание на обогащение условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Также родители заинтересованы в приобщении детей к истокам народной культуры, и хотели бы видеть, в качестве дополнительного образования, деятельность по краеведческой тематике.
Обеспечение активного участия детей в кружках по интересам, разного рода праздниках и развлечениях также является приоритетным среди родительского состава группы.
Отдельной строкой выделяется систематическое информирование родителей о результатах деятельности группы.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ:
Образовательная область | Методические пособия для педагогов | Рабочие тетради, пособия для детей |
Социально-коммуникативное развитие | Весёлый этикет – Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина. Воспитание ребенка- дошкольника – Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. Учимся сочувствовать, сопереживать - С.И. Семенака Воспитывая маленького гражданина – Г.А. Ковалева Система работы по воспитанию чувства патриотизма – Т.В. Иванова Методическое пособие «Беседы» - О здоровье, об этикете, о правилах пожарной безопасности, о мире морей и океанов, о космосе, о пространстве и времени о поведении ребенка за столом, о хлебе, о правилах пожарной безопасности, о том кто где живёт, о правах ребенка, о хорошем и плохом поведении, о профессиях, о характере и чувствах. | Альбомы для рассматривания: О правилах пожарной безопасности, о мире морей и океанов, о космосе, о поведении ребенка за столом |
Познавательное развитие | Ознакомление с природой и развитие речи(интегрированные занятия) - Л.Г. Селихова. Ознакомление с предметным окружением -О.В. Дыбина Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников Л.Г. Горькова. Ознакомление с природой в детском саду - О.А. Соломенникова Ребёнок и окружающий мир (комплексные занятия) Л.Л.Тимофеева. Организация деятельности детей на прогулке (старшая группа) Т.Г. Кобзева. Мир природы и ребенок - Л.М. Маневцова, П.Г. Саморуковой. Добро пожаловать в экологию( дидактический материал для работы с детьми 5-6 лет) Старшая группа- О.А. Воронкевич. Прогулки в детском саду- И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет - Г.В. Лаптева. Математика в детском саду - В.П. Новикова. Формирование элементарных математических представлений -И.А. Помораева, В.А. Позина. Е.В. Колесникова | Для индивидуальной работы используются: Я узнаю мир (рабочая тетрадь) –О.В.Дыбина. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром Л.Ю. Павлова. Математика в детском саду (демонстрационный материал) – В.П. Новикова. Математические игры в детском саду (сборник игр) – В.П. Новикова. Математика в детском саду (рабочая тетрадь) – В.П. Новикова. Раздаточный материал В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера – В.П. Новикова. Л.И. Тихонова. Я считаю до 10 математика в детском саду – Е.в. Колесникова. Дидактические игры Воскобовича |
Речевое развитие | Развитие речи в детском саду (старшая группа) - В.В. Гербова Развитие речи детей 5-7 лет -.О.С. Ушакова Материал к занятиям по развитию речи -Т.И. Подрезова. По дороге к азбуке - Т.Р.Кислова. Хрестоматия для старшей группы - составитель М.В. Юдаева. | По дороге к АЗБУКЕ-1 часть – Р.Н. Бунеева. По дороге к АЗБУКЕ- 2 часть – Р.Н. Бунеева. По дороге к АЗБУКЕ-3 часть – Р. Н. Бунеева. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование с детьми 5-6 лет - Д.Н. Колдина. Изобразительная деятельность в детском саду - Т.С. Комарова. Комплексные занятия (планирование работы воспитателя ДОО) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Изобразительная деятельность - И.А. Лыкова Изобразительная деятельность Художественный труд (комплексные занятия) О.В. Павлова. Конструирование из строительного материала - Л.В. Куцакова. | Наглядно-дидактическое пособия «Мир в картинках», «Искусство детям» |
Физическое развитие | Физкультурные занятия в детском саду –О.М. Литвинова. Спортивные занятия на открытом воздухе –Е.И. Подольская Нескучная гимнастика –Е.А. Алябьева. Физическая культура в детском саду –Л.И. Пензулаева. Сборник подвижных игр –Э.Я. Степаненкова. Малоподвижныеигры и игровые упражнения –М.М. Борисова. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(в виде целевых ориентиров –промежуточных результатов).
Социально- коммуникативное развитие
1.Сформированы дружеские взаимоотношения между детьми; привычка сообща играть, трудиться, заниматься; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
2. Развито уважительное отношение к окружающим. Сформированы такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
3. Сформировано умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развито стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
4. Расширены представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
5.Сформирована привычка следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно мыть руки, при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
6. Различные поручения, связанные с уходом за растениями в уголке природы и на участке группы, элементарные трудовые поручения, а также обязанности дежурного выполняются добросовестно и охотно.
7. Сформированы основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Развиты понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
8. Дети знакомы с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов, а также с дорожными знаками. Дети знают и соблюдают основы безопасности жизнедеятельности человека. Расширены знания об источниках опасности в быту. Сформировано умение обращаться за помощью к взрослым.
Познавательное развитие.
- Дети знакомы с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый и белый. Сформировано умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называю их.
- Развито у детей в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Сформировано желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками.
- Проявляется самостоятельность в игре, доминирует эмоционально- положительный отклик на игровое действие. Развита творческая самостоятельность. Сформированы такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.
- Имеют достаточные представления о мире предметов. Сформировано представление о предметах, облегчающий труд человека в быту. Развито умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы.
- Имеют достаточные представления о профессиях: воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, торговли и т.д.); о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
- Развито чувство благодарности к человеку за его труд.
- Расширены представления о малой Родине. Дети знакомыс некоторыми достопримечательностями, культурой, традициями родного края.
- Расширены представления детей о природе. Дети умеют наблюдать. Развита любознательность. Закреплено представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Дети умеют ухаживать за растениями. Расширены представления детей о диких животных и их среде обитания.
Речевое развитие
- Речь как средство общения развита в соответствии с возрастом. Расширены представления детей о многообразии окружающего мира.
- Закреплено правильное, отчетливое произнесение звуков. Развит фонематический слух и умение определять место звука в слове.
- Умеют составлять по образцу простые и сложные предложения. Умеют связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Умеют (по плану, образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
- Развит интерес детей к художественной литературе.
- Дети имеют представления об основных различиях между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Знакомы с иллюстрациями известных художников.
Художественно- эстетическое развитие.
- Развит интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Дети имеют представления о жанрах изобразительного и музыкального искусства.
- Знакомы с понятиями «народное искусство», « виды и жанры народного искусства». Сформировано бережное отношение к произведениями искусства.
- Развит интерес к изобразительной деятельности, сенсорный опыт, вкус.Умеют передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений.
- Знакомы с особенностями декоративной лепки. Сформирован интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-
- рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материалприкладного искусства. Умеют лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек. Умеют расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.
- Понимают связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; умеют создавать разнообразные постройки и конструкции. Умеют строить по.
- Развито умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Физическое развитие.
Дети самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры (самостоятельно чистят зубы, моют руки перед едой; при кашле, чихании закрывают нос и рот платком), соблюдают элементарные правила во время умывания. Соблюдают элементарные правила поведения во время еды, пользуется вилкой. Умеют быстро, аккуратно раздеваться и одеваться, соблюдают порядок в своем шкафу.
Сформированы навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). Сформировано элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
Сформировано элементарные представления о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон), о зависимости здоровья от правильного питания; факторах, разрушающих здоровье. Дети умеют заботиться о собственном здоровье.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ
В МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» ст. Урухской мониторинг проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Основная цель мониторинга заключается в определении степени освоения ребенком образовательной программы и влияния воспитательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка, а также оценке эффективности педагогических действий.
Результаты мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализации образования
- Оптимизации работы с группой детей
Мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми(как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов и пр.)
- игровой деятельности
- познавательной деятельности
- проектной деятельности
- художественной деятельности
- физического развития
Индивидуальная карта развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» ст. Урухской», в динамике(Приложение 1).
Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных, личностных особенностей воспитанника, уровня усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» ст. Урухской»(Приложение 1).
Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада воспитателями и специалистами, которые ведут образовательную и коррекционно-развивающую работу с ребенком.
В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в детском саду.
Для реализации основной цели психолого-педагогического сопровождения необходимо обеспечить информационный обмен, единое информационное пространство. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагогов с дошкольниками. На особом контроле воспитателей и специалистов должны быть дети, показавшие низкий и высокий уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Для работы с этими детьми необходимо пересмотреть условия для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями.
Педагоги заполняют карту в начале и конце учебного года, анализируя реальное поведение ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.
Педагогическая диагностика проводится методами наблюдения, игры или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития в рамках профессиональной компетенции педагога);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Сводная диагностическая таблица индивидуального развития воспитанников старшей группы фиксирует общее развитие группы, определяя качественный уровень психолого-педагогической работы по разным образовательным областям и помогает педагогам корректировать воспитательно - образовательный процесс.
Рекомендации для педагогов при заполнении карты развития ребенка:
1.Карта заполняется при поступлении ребенка в детский сад и ведется до выпуска в школу.
2. В заполнении карты принимают участие все педагоги ДОУ.
3. Группа здоровья, физкультурная группа указываются, согласно данных медицинской карты ребенка.
4. Оценка результатов освоения программы дошкольного образования указывается согласно принятой в ДОУ системе оценивания диагностики (мониторинга):
Н - ребенок не может выполнить параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
С - ребенок со значительной помощью взрослого выполняет параметры оценки;
В - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого параметры оценки;
О - ребенок выполняет параметры оценки самостоятельно.
Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития. Эти же параметры в интервале ниже средних значений можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Максимально низкие показатели будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области.
5. Средний показатель выводится по итогам всех полученных данных.
Условные обозначения:
н.г. - начало года
к.г. - конец года
Критерии оценки уровня развития ребенка:
-оптимальный (О)
-высокий (В)
-средний (С)
-низкий (Н)
ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «РАДУГА»
Предметно развивающая среда группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная и безопасная для детей.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Предметно развивающая среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы.
Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателю дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменений предметно развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно развивающей среды группы.
Вариативность предметно развивающей среды группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
В качестве таких уголков развития в группе выступают:
• уголок для ролевых игр, включающий в себя: «Магазин», «Семью», «Парикмахерскую», «Гараж», «Мастерскую» и «Поликлиннику», которая, в свою очередь, подразделяется на «Аптеку» и «Медицинские кабинеты специалистов».
• книжный уголок представлен собственно «Библиотекой», «Читальным залом» и «Книжной мастерской».
• зона для настольно-печатных игр представлена дидактическими играми по различным образовательным областям, различными мозаиками, лото, паззлами.
• уголок природы (наблюдений за природой) наполнен комнатными цветами, подобранными согласно возрасту детей, предметами, для ухаживания за ними и спецодеждой для детей (фартуки, нарукавники, перчатки).
• спортивный уголок – это несколько мячей, разного размера, скакалки, кегли, дорожка здоровья, выносной спортивный материал, а также нетрадиционное оборудование, изготовленное из бросового материала.
• уголок ряжения, наполненный масками, есть костюмы (медведь, волк, заяц, ковбой, Зорро, пират, джигит); для девочек – цветочные венки, костюм Русалочки, бижутерия. В перспективе - пополнить уголок ряжения элементами национальных костюмов для девочек.
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей -конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.
Предметно - развивающая среда группы находится в полном распоряжении воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования.
При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).
Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.
Предметно-развивающая среда группы соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (СанПиН 2.4.1.3049-13) и ФГОС ДОО и обеспечивает все направления развития детей.
Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
К материально – технической базе, используемой организации в работе с детьми старшей группы относятся: могнитафон, принтер, компьютер, ноутбук, экран, проектор, электронная почта, интернет.
Учебная зона, магнитная доска, цветные с четные палочки Кюизенера, набор с четных материалов, логические блоки Дьенеша, игры Воскобовича.
Кроме того в наличии имеются мягкие модули и прочее физкультурное оборудование.
Литература:
- Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Режим доступа:http://www.firo.ru/?page_id=11821
- Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации Режим доступа:http://www.firo.ru/?page_id=11821вная
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya/
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2015.
- Весёлый этикет – Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина.
- Воспитание ребенка- дошкольника – Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова.
- Учимся сочувствовать, сопереживать - С.И. Семенака
- Воспитывая маленького гражданина – Г.А. Ковалева
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма – Т.В. Иванова
- Методическое пособие «Беседы» - О здоровье, об этикете, о правилах
пожарной безопасности, о мире морей и океанов, о космосе,
о пространстве и времени, о поведении ребенка за столом, о хлебе,
о правилах пожарной безопасности, о том кто где живёт,
о правах ребенка, о хорошем и плохом поведении, о профессиях,
о характере и чувствах.
- Ознакомление с природой и развитие речи(интегрированные занятия) - Л.Г. Селихова.
- Ознакомление с предметным окружением -О.В. Дыбина
- Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников Л.Г. Горькова.
- Ознакомление с природой в детском саду - О.А. Соломенникова
- Ребёнок и окружающий мир (комплексные занятия) Л.Л.Тимофеева.
- Организация деятельности детей на прогулке (старшая группа) Т.Г. Кобзева.
- Мир природы и ребенок - Л.М. Маневцова, П.Г. Саморуковой.
- Добро пожаловать в экологию( дидактический материал для работы с детьми 5-6 лет) Старшая группа- О.А. Воронкевич.
- Прогулки в детском саду- И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова.
- Развивающие прогулки для детей 5-6 лет - Г.В. Лаптева.
- Математика в детском саду - В.П. Новикова.
- Формирование элементарных математических представлений -И.А. Помораева, В.А. Позина.
- Развитие речи в детском саду (старшая группа) - В.В. Гербова
- Развитие речи детей 5-7 лет -.О.С. Ушакова
- Материал к занятиям по развитию речи -Т.И. Подрезова.
- По дороге к азбуке - Т.Р.Кислова.
- Хрестоматия для старшей группы - составитель М.В. Юдаева.
- Рисование с детьми 5-6 лет - Д.Н. Колдина.
- Изобразительная деятельность в детском саду - Т.С. Комарова.
- Комплексные занятия (планирование работы воспитателя ДОО) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Изобразительная деятельность - И.А. Лыкова Изобразительная деятельность
- Художественный труд (комплексные занятия) О.В. Павлова.
- Конструирование из строительного материала - Л.В. Куцакова.
- Физкультурные занятия в детском саду – О.М. Литвинова.
- Спортивные занятия на открытом воздухе –Е.И. Подольская
- Нескучная гимнастика –Е.А. Алябьева.
- Физическая культура в детском саду –Л.И. Пензулаева.
- Сборник подвижных игр –Э.Я. Степаненкова.
- Малоподвижные игры и игровые упражнения –М.М. Борисова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...
Консультация для воспитателей "Рабочая программа в старшей группе. Программа "Развитие"
Рабочая программа...
рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"
Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....
Рабочая программа для старшей группы по программе "От рождения до школы"
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...
Рабочая программа для старшей группы.Перспективный план для старшей группы.
Годовые задачи,сетка занятий....
Рабочая программа для старшей группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...
Рабочая программа воспитателей старшей группы ГБОУ Школа № 851 группы № 7 «Теремок» с учетом ФГОС ДО на 2016-2017 учебный год составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Верак
СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел Рабочей программы………………………………………………&hell...