Инновационная форма работы с родителями на примере деятельности клуба «Дочки-сыночки»
методическая разработка (старшая группа)
Опыт работы педагога с родителями в формате деятельности клуба «Дочки-сыночки» с целью выстраивания партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями. Предложены наиболее эффективные приемы активизации родителей на встречах, варианты получения «обратной связи», которые могут быть использованы специалистами и воспитателями в своей практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 61 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ–ПЕТЕРБУРГА
Инновационная форма работы с родителями на примере деятельности клуба
«Дочки-сыночки»
Подготовил: воспитатель Левченко Е. С.
Санкт-Петербург, 2018
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………..….....................8
Литература………………………………………………………………………………..……..9
Приложение………………………………………………………………………………..…..10
Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
Введение
Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.
Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.
В настоящее время наблюдается:
- ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);
- перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
- трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
- личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания;
- глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, злоупотребление психоактивными веществами, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)
Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов ДОУ (психологов, воспитателей, логопедов, дефектологов, медицинского работника). Семье нужна поддержка и сопровождение. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, негативно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому самой эффективной формой работы по взаимодействию с родителями, мы считаем, создание в ДОУ семейного клуба. Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.
Основная цель создания семейного клуба «Дочки-сыночки» - установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями.
Основные задачи семейного клуба «Дочки-сыночки»:
- повышать педагогическую культуру родителей;
- совершенствовать условия воспитания ребенка в семье и в детском саду;
- активизировать участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду;
- формировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;
- оптимизировать детско-родительские отношения;
- реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;
- инициировать обмен позитивным опытом семейного воспитания.
Основная часть
При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная информация – побуждение участников встречи к практическому действию.
Работа семейного клуба «Дочки-сыночки» проходила в несколько этапов.
Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Особое внимание воспитатели уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого проводились «Дни открытых дверей»; родительское собрание, в ходе
которого родители познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду. Посещение семьи на дому, изучение карты здоровья детей, анкетирование и беседы с родителями помогли выявить индивидуально-личностные особенности детей. В ходе второго этапа были сформированы общие принципы взаимодействия клуба, основные направления работы, цели и задачи семейного клуба, содержание работы.
Общие принципы взаимодействия членов клуба:
1. Принцип добровольности и открытости.
2. Принцип равенства.
3. Принцип общности.
4. Принцип уважения и понимания друг друга.
5. Принцип активности.
6. Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.
7. Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
Основные направления работы семейного клуба «Дочки-сыночки»:
1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
2. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.
3. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.
4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.
Работа клуба организуется с учетом возраста детей. Заседания клуба проводятся раз в два месяца. Решения клуба для родителей носят рекомендательный характер.
При планировании работы семейного клуба мы учитываем пожелания родителей и психолого-педагогическую необходимость. Мы стараемся сделать так, чтобы родители детей могли посещать встречи в клубе. Кроме этого планируются такие детско-родительские мероприятия, как выставки, проекты, конкурсы. Клубная работа очень творческая и гибкая, она позволяет быстро и эффективно реагировать на возникающие вопросы.
Формы взаимодействия в семейном клубе.
Мы используем практикумы, детско-родительские занятия, досуги, праздники. Категорически не признаем лекций, так как при чтении лекции усваивается лишь 15-20% материала. И вообще, это достаточно скучно. Мы используем игры, проблемные ситуации, и как показывает практика, родителей не пугает, если им приходится становиться в позицию ребенка. Главное в клубной работе - преподнесение психолого-педагогических знаний должно быть вдохновляющим! Современные технические средства позволяют сделать встречи с родителями яркими и запоминающимися.
В каждом ДОУ существует группа родителей, которые не проявляют интереса к жизни детского сада. Есть такая группа родителей и у нас, к счастью не слишком многочисленная. Однако, мы заметили, повышению интереса родителей к внутреннему миру детей помогают публикации, например, забавных детских высказываний, детские выставки, а также организация выставок детско-родительских работ. Клубная работа, на наш взгляд не должна ограничиваться просвещением. Большое значение имеют детско-родительские досуги и праздники, на которых веселое общение помогает установлению гармоничных отношений как между родителями и детьми, так и между педагогами и родителями. Такие встречи помогают родителям увидеть педагогов с новой стороны, а педагогам дают возможность подметить особенности семьи. В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения. Мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках, соревнованиях, праздниках. Двери детского сада открыты. Мы рады присутствию родителей в наших стенах.
Семейный клуб, как показывает наш опыт чрезвычайно интересная и эффективная форма взаимодействия с родителями. Конечно, кроме клубной работы мы используем и традиционные формы взаимодействия с семьей. Нельзя обойтись без индивидуальных консультаций педагогов дополнительного образования, воспитателей. Необходимо только помнить, что востребованность нашей работы зависит от нашего профессионализма и нашей творческой заинтересованности.
Перспективный план работы семейного клуба «Дочки-сыночки»
вторая младшая группа 2015-2016 г
Месяц | Темы | Формы работы |
IX-2015 г. | «Наш детский сад» (устав, программа сада) | Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта |
«Образ мамы» (высказывания детей) | Оформление летописи | |
X-2015 г. | «Во что играют наши дети?» | Эпизодические посещения |
«Мама, папа, я – читающая семья» | Литературная гостиная | |
«Любимые игрушки» | Совместный с родителями досуг | |
XI-2015 г. | «Делаем вместе» | День сотрудничества |
«Быть мамой – моя новая профессия» | «Родительский университет» «Кафедра грамотного материнства | |
«Подарки детям» | Аукцион | |
XII-2015 г. | «Игры дома» | Тренинг |
«Что такое семья для ребенка?» | Круглый стол | |
I-2016 г. | «Путешествие в кругляндию» | Мастер-класс |
«Гимнастика и ее разновидности» | Вечер вопросов и ответов. | |
II-2016 г. | «Как победить застенчивость?» | родительско-педагогический хоккей или шахматный поединок |
«Что такое семья для ребенка?» | Круглый стол | |
III-2016 г. | «Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу семьи» | Дискуссия с родителями |
«Во что играют наши дети?» | Эпизодические посещения | |
IV-2016 г. | «Азбука нравственности» | День сотрудничества |
«В гостях у сказки» | Совместный досуг с родителями | |
V-2016 г. | «Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций» | «Родительский университет» «Кафедра семейных традиций» |
Перспективный план работы семейного клуба «Дочки-сыночки»
средняя группа 2016-2017 г
Месяц | Темы | Формы работы |
IX-2015 г. | «Наш детский сад» (устав, программа сада) | Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта |
«Образ мамы» (высказывания детей) | Оформление летописи | |
X-2015 г. | «Новый стандарт изменит дошкольное образование в России» | Брифинг |
«Роль семьи в воспитании ребенка» | Деловая игра | |
XI-2015 г. | «Подарки детям на Новый год!» | Встреча в форме дискуссионной площадки |
«Мамочка любимая» | Совместный досуг с родителями | |
«Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу семьи» | Дискуссия с родителями | |
XII-2015 г. | «Мама и папа – первые и главные учителя» | «Родительский университет» «Кафедра эффективного родительства» |
«Наш детский сад» (просвещение родителей по их вопросам) | Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта | |
I-2016 г. | «Делаем вместе» | День сотрудничества |
«Хорошее настроение» | Совместный с родителями досуг | |
II-2016 г. | «Гимнастика и ее разновидности» | Вечер вопросов и ответов. |
«Развитие образной речи ребенка» | Практикум для родителей | |
III-2016 г. | «Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций» | «Родительский университет» «Кафедра семейных традиций» |
IV-2016 г. | «Роль семьи в воспитании ребенка» | Деловая игра |
«Мама, папа, я – читающая семья» | Литературная гостиная | |
V-2016 г. | «На пороге лето» | День сотрудничества |
Заключение
Работа семейного клуба в детском саду способствовала:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Обобщению опыта семейного воспитания.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Литература
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. – изд. 2-е, исправленное. – Волгоград: Учитель, 2016. – 203 с.
- Микляева Н.В. Семейный и родительский клубы в детском саду. – М.: Библиотека воспитателя, 2012. – 128 с.
- Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. – М.: Дошкольное воспитание и развитие, 2009. – 64 с.
- Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. – М.: Воспитатель ДОУ, 2011. – 135 с.
- Борисова Н.П. Детский сад. Поиски активных форм взаимодействия. – М.: Детский сад. Управление, 2007. – 120 с.
- Григорьева Н. Как мы работаем с родителями. – М.: Дошкольное воспитание, - 1998. – 98 с.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: Дошкольное воспитание, 2004. – 145 с.
Приложение
Работа семейного клуба «Дочки-сыночки» в формате проектной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
Инновационные формы работы с родителями....
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Инновационная форма работы с родителями на примере деятельности клуба "Дочки-сыночки"
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быт...
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...
Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»
Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ»
В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В основе взаимодействия современного педагога дошкольно...
Проектная деятельность: «Использование инновационных форм работы в организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Создавать условия для опытно – экспериментальной деятельности, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей....