Инновационная форма работы с родителями на примере деятельности клуба «Дочки-сыночки»
методическая разработка (старшая группа)

Опыт работы педагога с родителями в формате деятельности клуба «Дочки-сыночки» с целью выстраивания партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями. Предложены наиболее эффективные приемы активизации родителей на встречах, варианты получения «обратной связи», которые могут быть использованы специалистами и воспитателями в своей практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка30.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 61 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА  САНКТ–ПЕТЕРБУРГА

Инновационная форма работы с родителями на примере деятельности клуба

«Дочки-сыночки»

Подготовил: воспитатель Левченко Е. С.

Санкт-Петербург, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Основная часть…………………………………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………………..….....................8

Литература………………………………………………………………………………..……..9

Приложение………………………………………………………………………………..…..10

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал.

 (Е.А. Мухачёва)

Введение

      Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.          Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.              

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.        

В настоящее время наблюдается:  

  • ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);
  • перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
  • трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания;
  • глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, злоупотребление психоактивными веществами, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)  

           Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов ДОУ (психологов, воспитателей, логопедов, дефектологов, медицинского работника). Семье нужна поддержка и сопровождение.               Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, негативно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому самой эффективной формой работы по взаимодействию с родителями, мы считаем, создание в ДОУ семейного клуба. Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Основная цель создания семейного клуба «Дочки-сыночки» - установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями.  

Основные задачи семейного клуба «Дочки-сыночки»:

  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • совершенствовать условия воспитания ребенка в семье и в детском саду;
  • активизировать участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду;  
  • формировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;
  • оптимизировать детско-родительские отношения;
  • реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;  
  • инициировать обмен позитивным опытом семейного воспитания.  

     

Основная часть

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная информация – побуждение участников встречи к практическому действию.

Работа семейного клуба «Дочки-сыночки» проходила в несколько этапов.        

Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Особое внимание воспитатели уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого проводились «Дни открытых дверей»; родительское собрание, в ходе

которого родители познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду. Посещение семьи на дому, изучение карты здоровья детей, анкетирование и беседы с родителями помогли выявить индивидуально-личностные особенности детей. В ходе второго этапа были сформированы общие принципы взаимодействия клуба, основные направления работы, цели и задачи семейного клуба, содержание работы.  

Общие принципы взаимодействия членов клуба:  

1. Принцип добровольности и открытости.  

2. Принцип равенства.

3. Принцип общности.  

4. Принцип уважения и понимания друг друга.  

5. Принцип активности.  

6. Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.

7. Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.  

Основные направления работы семейного клуба «Дочки-сыночки»:

1.  Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.

3.  Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.

4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.  

Работа клуба организуется с учетом возраста детей. Заседания клуба проводятся раз в два месяца.  Решения клуба для родителей носят рекомендательный характер.

        При планировании работы семейного клуба мы учитываем пожелания родителей и психолого-педагогическую необходимость. Мы стараемся сделать так, чтобы родители детей могли посещать встречи в клубе. Кроме этого планируются такие детско-родительские мероприятия, как выставки, проекты, конкурсы. Клубная работа очень творческая и гибкая, она позволяет быстро и эффективно реагировать на возникающие вопросы.

Формы взаимодействия в семейном клубе.

           Мы используем практикумы, детско-родительские занятия, досуги, праздники. Категорически не признаем лекций, так как при чтении лекции усваивается лишь 15-20% материала. И вообще, это достаточно скучно. Мы используем игры, проблемные ситуации, и как показывает практика, родителей не пугает, если им приходится становиться в позицию ребенка. Главное в клубной работе - преподнесение психолого-педагогических знаний должно быть вдохновляющим! Современные технические средства позволяют сделать встречи с родителями яркими и запоминающимися.          

В каждом ДОУ существует группа родителей, которые не проявляют интереса к жизни детского сада. Есть такая группа родителей и у нас, к счастью не слишком многочисленная. Однако, мы заметили, повышению интереса родителей к внутреннему миру детей помогают публикации, например, забавных детских высказываний, детские выставки, а также организация выставок детско-родительских работ. Клубная работа, на наш взгляд не должна ограничиваться просвещением. Большое значение имеют детско-родительские досуги и праздники, на которых веселое общение помогает установлению гармоничных отношений как между родителями и детьми, так и между педагогами и родителями. Такие встречи помогают родителям увидеть педагогов с новой стороны, а педагогам дают возможность подметить особенности семьи. В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения. Мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках, соревнованиях, праздниках. Двери детского сада открыты. Мы рады присутствию родителей в наших стенах.            

Семейный клуб, как показывает наш опыт чрезвычайно интересная и эффективная форма взаимодействия с родителями. Конечно, кроме клубной работы мы используем и традиционные формы взаимодействия с семьей. Нельзя обойтись без индивидуальных консультаций педагогов дополнительного образования, воспитателей. Необходимо только помнить, что востребованность нашей работы зависит от нашего профессионализма и нашей творческой заинтересованности.    

               

Перспективный план работы семейного клуба «Дочки-сыночки»

вторая младшая группа 2015-2016 г

Месяц

Темы

Формы работы

IX-2015 г.

«Наш детский сад»

(устав, программа сада)

Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта

 «Образ мамы» (высказывания детей)

Оформление летописи

X-2015 г.

«Во что играют наши дети?»

Эпизодические посещения

«Мама, папа, я – читающая семья»

Литературная гостиная

«Любимые игрушки»

Совместный с родителями досуг

XI-2015 г.

«Делаем вместе»

День сотрудничества

«Быть мамой – моя новая профессия»

«Родительский университет»

«Кафедра грамотного материнства

«Подарки детям»

Аукцион

XII-2015 г.

«Игры дома»

Тренинг

«Что такое семья для ребенка?»

Круглый стол

I-2016 г.

«Путешествие в кругляндию»

Мастер-класс

«Гимнастика и ее разновидности»

Вечер вопросов и ответов.

II-2016 г.

«Как победить застенчивость?»

родительско-педагогический хоккей или шахматный поединок

 «Что такое семья для ребенка?»

Круглый стол

III-2016 г.

«Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу семьи»

Дискуссия с родителями

«Во что играют наши дети?»

Эпизодические посещения

IV-2016 г.

«Азбука нравственности»

День сотрудничества

«В гостях у сказки»

Совместный досуг с родителями

V-2016 г.

«Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций»

«Родительский университет»

 «Кафедра семейных традиций»

Перспективный план работы семейного клуба «Дочки-сыночки»

средняя группа 2016-2017 г

Месяц

Темы

Формы работы

IX-2015 г.

«Наш детский сад»

(устав, программа сада)

Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта

 «Образ мамы» (высказывания детей)

Оформление летописи

X-2015 г.

«Новый стандарт изменит дошкольное образование в России»

Брифинг

«Роль семьи в воспитании ребенка»

Деловая игра

XI-2015 г.

«Подарки детям на Новый год!»

Встреча в форме дискуссионной площадки

«Мамочка любимая»

Совместный досуг с родителями

«Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу семьи»

Дискуссия с родителями

XII-2015 г.

«Мама и папа – первые и главные учителя»

«Родительский университет»

 «Кафедра эффективного родительства»

«Наш детский сад»

(просвещение родителей по их вопросам)

Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта

I-2016 г.

«Делаем вместе»

День сотрудничества

«Хорошее настроение»

Совместный с родителями досуг

II-2016 г.

«Гимнастика и ее разновидности»

Вечер вопросов и ответов.

«Развитие образной речи ребенка»

Практикум для родителей

III-2016 г.

«Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций»

«Родительский университет»

«Кафедра семейных традиций»

IV-2016 г.

«Роль семьи в воспитании ребенка»

Деловая игра

«Мама, папа, я – читающая семья»

Литературная гостиная

V-2016 г.

«На пороге лето»

День сотрудничества

Заключение

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщению опыта семейного воспитания.

          Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.        

Литература 

  1. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. – изд. 2-е, исправленное. – Волгоград: Учитель, 2016. – 203 с.
  2. Микляева Н.В. Семейный и родительский клубы в детском саду. – М.: Библиотека воспитателя, 2012. – 128 с.
  3. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. – М.: Дошкольное воспитание и развитие, 2009. – 64 с.
  4. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. – М.: Воспитатель ДОУ, 2011. – 135 с.
  5. Борисова Н.П. Детский сад. Поиски активных форм взаимодействия. – М.: Детский сад. Управление, 2007. – 120 с.
  6. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями. – М.: Дошкольное воспитание, - 1998. – 98 с.
  7. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: Дошкольное воспитание, 2004. – 145 с.

Приложение

Работа семейного клуба «Дочки-сыночки» в формате проектной деятельности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная форма работы с родителями на примере деятельности клуба "Дочки-сыночки"

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быт...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ»

В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В основе взаимодействия современного педагога дошкольно...

Проектная деятельность: «Использование инновационных форм работы в организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Создавать условия для опытно – экспериментальной деятельности, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей....