Консультация для педагогов Тема: «Ознакомление детей с трудом взрослых посредством проектной деятельности»
консультация

Конышева Марина Викторовна

Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно с раннего детства знакомить детей с разными профессиями, ролью трула в жизни человека. Эффективно осуществлять эту работу  поможет метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons_dlya_vos_-_ley_po_trudu_konysheva.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение –

 МБДОУ – д/с №27 «Чебурашка»

Консультация

для

 педагогов

Тема: «Ознакомление детей с трудом взрослых

посредством проектной деятельности»

                                                                              Выполнила

                                                                                воспитатель

                                                                                              1 квалификационной

                                                                            категории

                                                                                      Конышева М.В.

        Клинцы

                                                      2017г.

     

Содержание.

1.Актуальность.

2. Метод проектов как средство формирования представлений о труде взрослых.

3.Вывод.

  Актуальность.  

     Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых.

      Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.    

      «Ранняя» (детская) профориентация должна проводиться заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Метод проектов как средство формирования представлений о труде взрослых.

Для решения проблемы трудового воспитания дошкольников на современном этапе необходимы новые подходы. Сейчас все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении. Метод проекта является одним из перспективных методов, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным, а также способствует систематизации знаний по той или иной теме.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой личности ребенка.

Метод проектов  можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и

воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная

практическая деятельность по достижению поставленной цели.

    Например, долгосрочный проект  «Все работы хороши».

Цель: Формирование представлений детей о профессиях взрослых, интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.

       В задачах проекта отражается интеграция многих образовательных  областей.

А задачи таковы:

Формировать восприятие целостной картины мира, расширять представления детей о труде взрослых, продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города («Познавательное развитие»).

Развивать интерес к различным профессиям, особо уделить внимание профессиям родителей, способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к одному делу («Социально – коммуникативное развитие»).

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, речь детей в различных формах и видах детской деятельности («Речевое развитие»)

Развивать творческую инициативу детей («Художественно - эстетическое развитие»)

Развивать художественное восприятие, эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта («Речевое развитие»).

Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Воспитывать уважение к людям труда.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным, задают вопросы взрослым, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

Актуальность темы:

В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. Дети быстро перенимают новые оценки результатов труда (выгодно – невыгодно и др.) и установки взрослых. Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», поэтому в сложившихся условиях необходимо многое переосмыслить в организации педагогической работы в трудовом воспитании. Несмотря на переоценку многих ценностей нельзя игнорировать категорию вечных, абсолютных, среди которых труд и его нравственная и социальная значимость.

В связи с этим из приоритетных направлений деятельности с детьми избирается трудовое воспитание детей, в рамках которого организуется  работа по созданию проекта «Все работы хороши»

Каковы же этапы проекта:

I этап – Подготовительный:

Это определение целей и задач проекта; подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д), разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями, прогнозирование результата.

II этап: Организационный:

Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями. Важно определить роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.

Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например – труд нефтяника). И здесь совершенно очевидно, что работа педагога детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды.

Структура организационного этапа:

-Оформление информационного стенда для родителей по теме  проекта.

-Консультации по теме проекта: «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

-Родительское собрание «Трудовое воспитание в формирование личности ребёнка».

Целью данной формы работы является включение родителей в проектную деятельность (активизация внимания родителей на огромное воспитывающее значение знакомства ребенка с их трудом. Знакомство с целью и задачами проекта, оказание родителями помощи в пополнении предметно-развивающей среды, участие в совместном создании родителями и детьми познавательной книги «Профессии наших родителей»).

-Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей;

-Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.

  В соответствии с ФГОС при создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и принцип интеграции образовательных областей. Тема проекта должна быть отражена в каждом уголке группы: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями и т.д.

-Введение детей в ход проекта через игровую ситуация с формулировкой проблемы.

Например:

Детям приходит письмо от Незнайки, который не знает, кем хотел бы быть и помочь ему найти ответ на вопрос: «Какая профессия - самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись? Прочитав письмо от Незнайки, необходимо провести детьми беседу: «Какая же профессия самая главная? А что бы было, если бы не было профессии врача, воспитателя?» и т. д. В ходе этой совместной беседы дать возможность высказаться каждому ребёнку.

Гипотеза детей: «Профессии - все нужные и важные»

Постепенно целенаправленно составить с детьми план совместной деятельности для подтверждения предположения о важности профессий.

План действий:

Обратиться за помощью к взрослым;

Найти информацию в книгах;

Научиться играть в различные игры по ознакомлению с профессиями

III этап: Познавательно-творческий:

В данный этап входят мероприятия по реализации основных видов деятельности по плану проекта:

  • Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий.

Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

  • Непосредственно образовательная деятельность «Весёлые поварята», «Кто такая кастелянша?», «Открытие ателье» и др.

НОД сопровождается беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми - всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Использование различных приёмов работы способствует развитию у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря.

  • Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, физкультурное развлечение, организация дидактических, настольных, словесных игр.

Игры направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.

  • Изобразительная деятельность и художественное творчество. Оформление выставки «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно бытовой. Дети видят результат своего труда, его значимость для других.
  • В самостоятельной деятельности дети организовывают сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Минимаркет», «Пожарные» и др.

 В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

IV этап Заключительный:

На заключительном этапе проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы. На этом же этапе проходит презентация продукта проектной деятельности. Например, тематический альбом «Профессии наших родителей»

Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей детей и родителей.

Вывод.

    Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, обогатить словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

    Проектная деятельность является эффективным средством, содействующим решению этой задачи. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем,  исследователем того мира, который его окружает. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка проекта по теме: ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

1. Значение труда в развитии ребенка2. Ознакомление детей с трудом взрослых3. Живой пример окружающих взрослых4. Методы ознакомления детей с трудом взрослых    4.1 Экскурсии и бе...

Консультация для воспитателей " Ознакомление детей с трудом взрослых"

В этой консультации педагоги могут ознакомится с методами и приемами ознакомления детей с трудом взрослых через экскурсии, беседы, наблюдения и через совместную деятельность детей со взрослыми. А такж...

Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей  дошкольного возраста с трудом взрослых. Задачи:- совершенствовать работу с родителями по ознакомлению дошкольников с трудом ...

Консультация для родителей "Ознакомление детей с трудом взрослых"

Консультация для родителей "Ознакомление детей с трудом взрослых"...

Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

Консультация для родителей:«Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей». Уважаемые родители! В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к ...

Консультация для родителей «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей»

Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активиз...

Консультация для родителей на тему: «Ознакомление детей с трудом взрослых» (младшая, средняя группа)

Назначение материала: консультация для родителей дошкольников.Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с трудом взрослых. Зад...