Авторская программа стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности
материал (старшая группа)
Применение системы "Модуль-игра" С.Л.Новоселовой для развития игровой деятельности дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление авторской программы стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности
1. Информационный блок программы
1.1. ФИО разработчика Хомякова Любовь Васильевна
1.2. Название программы «Педагогическая технология использования системы «Модуль-игра», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности».
1.3. Цель программы обеспечение освоения и применение системы «Модуль-игра» в сюжетно-ролевой игре (по Кравцовой Е.Е).
1.4. Задачи программы:
- Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную
деятельность по развитию детской игры.
- Раскрыть концептуальную модель развития детской игры Е.Е Кравцовой.
- Обогатить опыт работы со шкалой ECERS-R, как инструмента оценки предметно-пространственной среды.
- Познакомить с содержанием научно-методического обоснования системы «Модуль-игра» С.Л. Новоселовой и интегрировать ее в модель развития детской игры
Е.Е Кравцовой.
- Провести SWOT-анализ системы «Модуль-игра» для развития с/р игры.
- Создать кейс материалов по применению системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников.
1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры
Практически никого не надо убеждать, что ребенок дошкольного возраста – это существо играющее. Все изменения в психике и в личности дошкольника связаны с игрой. Игра определяет формы взаимодействия дошкольников с окружающими, игра готовит ребенка к переходу на новый этап, к новой ведущей деятельности. Поэтому, если мы хотим научить ребенка учиться, нужно с ним играть. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативы и самостоятельности. Ребенок субъект – хозяин своих действий. Самостоятельная деятельность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства собственной активности. Ведущая деятельность возрастного периода неразрывно связана с воображением. Любые ситуации, игры будут иметь развивающий характер, если связаны с воображением. Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления. Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений. Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, способствует формированию у ребенка способности определенным образом ориентироваться в них. Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми. В игре формируется:
- Внутренний план действий
- Произвольность действий
- Планирование
- Децентрация
- Способность совместно действовать по общим правилам и образцу
- Развитие воображения
- Способность замыслить и организовать собственное действие
- Развитие речи и умение участвовать в диалоге.
Игра, хоть и считается ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, возникает не сразу. Согласно концепции Е.Е. Кравцовой:
- Сначала ребенок научается соединять отдельные предметы по смыслу, самостоятельно придумывать самые простые сюжеты - режиссерская игра. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество – научается «видеть целое раньше частей».
- Затем ребенок пробует перевоплощаться, переносит функцию с одного предмета на другой, «примеряет» ее на себя. Эта «примерка» делает ребенка всемогущим – образно-ролевая игра.
- Кода ребенок получил опыт ролевого поведения и перевоплощения, то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Здесь особое внимание ребенка направлено на социальные отношения людей.
- Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль – появляется игра с правилами.
- Режиссерская игра старшего дошкольного возраста собирает важнейшие достижения других игр, в ней проявляются все особенности воображения ребенка.
Особое условие развития сюжетно-ролевой игры — детские игрушки, являющиеся точной копией реальных предметов, или даже сами эти предметы. Ребенку с такой игрушкой ничего не нужно домысливать самому. Все заложено в самой игрушке, не остается места воображению. Очень часто игрушки отвлекают ребенка и становятся не средством игры, а ее целью, поэтому очень важно предоставит детям бросовый, неоформленный материал в избытке. Нужны инструменты – сделай или представь их себе. И то, и другое станет развивать воображение. Настоящие же инструменты могут переключить внимание ребенка, и его деятельность будет идти не от замысла, а от наличия той или иной игрушки.
Для развертывания сюжетно-ролевой игры идеально подходит предметно-игровая система «Модуль-игра», отвечающая определению развивающей предметной среды: она функционально моделирует развитие детской деятельности; создана с учетом многолетних исследований, проводимых автором системы С.Л. Новоселовой.
- В игре дети сами создают себе из модулей-элементов любую, отвечающую их игровому замыслу предметно-игровую среду, гибко меняя ее по ходу игры. Это может быть и прилавок магазина, и приемная врача, и стройка, и т.п.
- Система «Модуль-игра» - это и новые возможности детского конструирования. Сооружая постройку для себя, дети учитывают свой рост и возможность действовать внутри постройки.
- Система «Модуль-игра» предоставляет уникальную возможность конструирования не только традиционным способом составления целого из частей, но и путем изымания из целого большого модуля отдельных его составных элементов, что обогащает содержание конструктивной деятельности дошкольников, развивая их проектное мышление, будит фантазию.
- Система «Модуль-игра» является дидактическим материалом для сенсорного, сенсомоторного развития. Дети знакомятся с формой, величиной, количеством предметов, их весом, положением относительно друг к другу и окружающему пространству. Дети приобретают способность соотносить практические действия с конкретными свойствами элементов-модулей, а также планировать свои действия с учетом цели и замысла.
Система «Модуль-игра» - это не только развивающая предметная среда для игр, но и развивающая педагогическая технология, которая учитывает значение игры в детском развитии.
Данная стажёрская программа познакомит педагогов с технологией использования системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников.
Стажёрам будут созданы условия для апробации системы «Модуль-игра» в образовательном пространстве ДОУ.
2. Содержательный блок программы
2.1. Перечень необходимого оборудования для проведения стажировки
- Физкультурный зал.
- Музыкальный зал.
- «Мягкий зал».
- Кабинет психолого-педагогического сопровождения.
- Групповые помещения, которые могут использоваться при работе целевых групп.
- Кабинеты оборудованы персональными компьютерами и ноутбуками.
- Свободный доступ к интернету.
- Оргтехника и фотоаппарат с функцией видеокамеры.
- Магнитные доски разного размера.
- Переносная демонстрационная магнитная доска, флипчарт.
- Проектор.
2.2. Программа стажировки (формулировки понятийных или практических задач, решаемых на стажировке, количество часов, содержание работы по задаче)
Программа стажировки включает 3 блока и рассчитана на 24 часа.
Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: мастер-классы, лекционные занятия и практические семинары.
Основные формы, методы, приемы обучения: «SWOT-анализ», использование RAFT-технологии; работа в группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов этой работы, обсуждения; различные формы рефлексии: «Плюс - минус - интересно», «Три М», «Чемодан, мясорубка, корзина», техника «Рефлексивная мишень».
1 блок программы направлен на погружение стажеров в концепцию
Е.Е. Кравцовой: периодизация развития игры по критерию Л.С. Выготского: наличие мнимой (воображаемой) ситуации.
Предполагает повышение педагогического мастерства стажёров за счёт включения теоретико-практического блока ознакомления с закономерностями и этапами развития с/р игры в дошкольном возрасте (по Кравцовой Е.Е.)
Предусматривает работу по ознакомлению с содержанием научно-методического обоснования системы «Модуль-игра» С.Л. Новоселовой и интегрирование ее в модель развития детской игры.
Основные формы, методы, приёмы на данном этапе: тестирование, семинар-практикум, лекция, презентации из опыта работы, SWOT-анализ, RAFT- технология.
2 блок направлен на изучение стажёрами опыта работы со шкалой ECERS-R, как инструмента оценки предметно-пространственной среды группы, апробация показателей 1-6 подшкалы «Предметно-пространственная среда» на разных группах детского сада.
Предполагает ознакомление стажёров с опытом применения системы «Модуль-игра» для оптимизации пространственно-игровой среды группы, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Основные формы, методы, приёмы: структурированное наблюдение, работа с оценочными листами, составление диаграммы, совместное игровое имитационное моделирование.
- 3 блок предусматривает углублённую работу по внедрению технологии применения системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников. Содержание модуля направлено на разработку стажёрами индивидуальных и групповых проектов по внедрению системы «Модуль-игра»; на создание и презентацию кейса материалов по применению системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников.
Основные формы, методы, приёмы: обсуждения, работа с раздаточным материалом, работа в малых группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов.
В процессе стажировки участники ведут двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии), что позволит в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
2.3. Учебный план стажировки
Формулировка понятийной и (или) практической задачи | Количество часов | ||||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 блок | |||||
Актуализация запроса по теме стажировки – входящее тестирование. | 0,5 | ||||
Семинар-практикум «Концепция развития детской игры Е.Е Кравцовой». | 1 | 1 | |||
Ознакомление с закономерностями и этапами развития с/р игры в дошкольном возрасте (по Кравцовой Е.Е.). RAFT- технология. | 1 | 1 | |||
Знакомство с научно-методическим обоснованием системы «Модуль-игра»; интеграция ее в модель развития детской игры Е.Е Кравцовой. Презентации из опыта работы. Формирование кейса «Модуль-игра», ее применение». | 1 | 1 | 1 | ||
Рефлексия «Плюс - минус - интересно». | 0,5 | ||||
2 блок | |||||
Семинар-проба «Шкала ECERS-R – инструмент оценки предметно-пространственной среды группы». | 2 | ||||
Апробация показателей 1-6 подшкалы «Предметно-пространственная среда» на младшей и старшей группах детского сада. Работа с оценочными листами, составление диаграммы по результатам экспертизы. | 1 | 3 | |||
Совместное имитационное моделирование «Идеальная РППС». | 2 | ||||
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина». | 0,5 | ||||
3 блок | |||||
Стажёрская проба «Применение системы «Модуль-игра в игровой деятельности». | 2 | ||||
Разработка стажёрами индивидуальных и групповых проектов по внедрению системы «Модуль-игра» в развитие с/р игры по технологии ЕЕ. Кравцовой. Отбор материалов для кейса «Модуль-игра», ее применение». | 2 | ||||
Самостоятельная деятельность стажеров в группе детского сада по организации с/р игры с использованием «Модуль-игры». | 1,5 | ||||
Презентация содержания кейса «Модуль-игра», ее применение». | 1 | ||||
Рефлексия «Три М», техника «Рефлексивная мишень». | 0,5 | ||||
Схема-паутина - итог совместной работы в группе. | 0,5 | ||||
Всего: 24 часа | 2 | 7 | 12,5 | 2,5 |
3. Способы оценки результатов стажировки.
3.1. Внешняя оценка результатов стажеров
Форма оценки | Эксперты | Каков способ фиксации самооценки |
Анкетирование участников стажёрской площадки. | Участники стажёрской площадки. | Баллы. |
Отзывы о результатах работы стажёрской площадки. | Участники стажёрской площадки. | Качественная оценка. |
Голосование за программу стажировки. | Педагоги детского сада. | Размещение итогов голосования на сайте ДОУ. |
Проведение экспертизы другими участниками стажерской площадки. | Участники стажёрской площадки. | Экспертные листы, баллы. |
3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов
Как и в какой форме организована самооценка | Кем будет организована оценка | Каков способ фиксации самооценки |
Рефлексия по каждому блоку стажировки. | Стажер. | Дневник. |
Оценочный лист: ответы на вопросы:
| Стажер. | Заполнение оценочного листа. |
«Стоп-кадр» - стажер выбирает личностно значимый момент стажировки. | Стажёр. | Фотоальбом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.
Описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитиедошкольников в игровой деятельности. Проект "Территория игры"...
Программа стажировки по теме "Технологии работы с детьми, обеспечивающие развитие дошкольников в игровой деятельности"
Материал подготовлен для участие во Всероссийском конкурсе "Школа Росатома"...
Анализ проведенной стажировки по теме: «Педагогическая технология использования системы «Модуль-игра», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности»
С 5 по 7 февраля 2019 г. в МБДОУ д/с № 13 проходила стажерская площадка проекта "Школа Росатома"....
Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности
Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности...
«Технологии, обеспечивающие развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей».
Представление авторской программы стажировки по проблемам проектирования и реализации технологий, обеспечивающих развития игровой деятельности дошкольников....
Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2021г.
Игра дает ребенку практику содержательного взаимопонимания в процессе ролевого взаимодействия. В игре у дошкольника формируется способность к самостоятельной монологической и диалогической речи. Игра ...
Авторская программа стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2022г.
Лего-технология отвечает вызовам времени, обеспечивает развитие личности в игровой деятельности на культурном содержании пяти образоывательных областей....