Театрализованная деятельность в детском саду.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Переберина Лилия Владимировна

Театрализованная  деятельность в детском саду.

 

Как  мы можем задействовать дошкольника в театрализованную деятельность, как это отразится на его развитии и воспитании?

Основным видом дошкольной деятельности является игра. Она имеет большое значение в жизни ребенка, впрочем, как и в жизни взрослого.

На занятиях в детском саду дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более,  что каждый из них играет именно того кого он хочет играть именно сегодня. В игре он становится главным героем, он показывает, на что он способен, что он умеет…

Хочется особо, остановится на жанре литературы – сказке. Сказка – одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. Когда мы рассказываем сказку, здесь раскрывается целый ряд театральных навыков: эмоции, выразительное исполнение, мимика… без них сказка была бы не сказкой…

Сказка всегда, имела большое влияние на ребенка. Мы знаем необходимость сказок  в детском возрасте, на них выросло не одно поколение. В них, устоявшихся  и проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Много русских сказок, которые нас учат добру, в которых всегда побеждает зло, сказок о чудесах, о подвигах их героев, которые необходимо что бы услышал каждый ребенок. Когда дошкольник слушает сказку, он переносит образ героя на себя, ему хочется быть во всем похожим на него, совершить их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием  детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка,  его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.  Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Участие в театральной деятельности благоприятно влияет на развитие речи, дыхание и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Как воспитатель может в своей работе использовать опыт театральной деятельности?

В первую очередь, нужно приобщить детей к театрализованной культуре. В беседах с детьми рассказать об устройстве театра, какие театральные жанры бывают, познакомить с разными видами театров. В ходе своей работы, у воспитателя должна быть взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.  Воспитатель в своей работе формирует у детей использовать для передачи образа различные средства выразительности. Должны быть созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.  Воспитывает у детей интерес к театральной деятельности, создает ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывает сценки; с раннего возраста учит детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Создает условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощряет исполнительское творчество, развивает свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждает к импровизации средствами мимики, выразительных движений и т. д.).

Какие нужно создать условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности?

Во-первых, это создание эстетической предметно-развивающей среды в соответствие с возрастными особенностями детей. Отбор литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. Во-вторых, оснащение театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников. Важно также соблюдение условий при работе с художественными произведениями: выразительное прочтение произведения, с использованием комплекса средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Проведение беседы, поясняющей и выясняющей понимание ребенком не только содержания произведения, но и отдельных средств выразительности. Введение в тему, создание эмоционального настроения, распределение ролей (выбор роли по желанию, назначение на главные роли робких, застенчивых детей, распределение ролей по карточкам, проигрывание ролей в парах).

Каждый педагог понимает, что создание и развитие театрализованной деятельности детей дело не простое и не дешевое – это настольный театр, куклы бибабо, декорации, пальчиковый театр, это костюмы для инсценировок и многое другое. Для решения этих вопросов нужно брать в союзники родителей – важно донести до них значимость театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста. Для этого необходимо чаще организовывать детские представления и концерты для родителей, приглашая их к совместному активному участию. Привлекая внимание родителей к театрализованным играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно посоветовать родителям,  использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это способствует повышению уровня самоуважения ребенка, помогает ему чувствовать свою значимость в семье.

В заключении хотелось бы еще раз сказать о важности театральной деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребёнка, тем ярче будут творческие проявления. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба.).

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...