Современные подходы обеспечения социально-эмоционального благополучия детей.
консультация
В статье рассматриваются вопросы эмоционального благополучия ребенка, описываются современные подходы образовательных отношений в детской группе и группового взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody.docx | 690.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмина Наталия Германовна
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №72» г.Чебоксары
Современные подходы обеспечения
социально-эмоционального благополучия детей.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы эмоционального благополучия ребенка, описываются современные подходы образовательных отношений в детской группе и группового взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада.
Проблема обеспечения эмоционального благополучия и педагогической поддержки ребенка дошкольного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях кризиса социальных отношений и повышенного темпа жизни. Одной из задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Профессиональный Стандарт Педагога также гласит о том, что педагог должен принимать непосредственное участие в создании психологически комфортной образовательной среды через поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации. В современном мире компьютеров проблема изучения эмоционального и социального взаимодействия вызывает все больший интерес. Если раньше она в основном касалась школьников и подростков, то сейчас актуальна и для дошкольников. В поведении детей мы очень часто замечаем отстраненность, эмоциональную черствость, низкий уровень «эмоционального интеллекта», который приводит к частым конфликтам между детьми в группе, нежеланию ребенка участвовать в совместной деятельности, что негативно влияет на психологический климат в группе. Многие родители делают акцент на интеллектуальное развитие ребенка, видя именно в этом главную родительскую задачу, не акцентируя внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Вместе с тем «Эмоциональный интеллект» способствует личному успеху человека на 80 %.
Среди факторов, определяющих низкий эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста, специалисты выделяют:
-нерациональный режим жизнедеятельности;
-интеллектуальные и физические перегрузки;
-авторитарность стиля общения с ребенком взрослых и т.д.
Все чаще воспитатели и педагоги-психологи замечают, что дети не в состоянии распознать и почувствовать эмоции и настроение другого человека, у многих дошкольников наблюдается тревожность, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, амбициозность, агрессивность.
Как в условиях детского сада сделать условия обучения дошкольников комфортными и уместными для их психики? И как создать положительный климат в группе?
Все это требует знания специальных приемов и технологий. Поиски ответов на эти и другие вопросы и стали для нас темой для изучения. Мы стали изучать различные подходы к данной проблеме и строить совместную деятельность с детьми на принципе интеграции разных видов детской деятельности. Существует множество технологий, методик и приемов для развития эмоционального интеллекта у дошкольников. Одной из интереснейших, на наш взгляд, методик, стало изучение и использование элементов социо- игровой педагогики, разработанных Вячеславом Букатовым, доктором педагогических наук.
Предлагаемый подход связан с широким использованием игр, организацией работы детей по «малым группам» (своего рода «микросоциумам»).Внутри такой группы возникают благоприятные условия для позитивного сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями своего друга. Обучая и поддерживая друг друга, дети устанавливают контакт, позволяющий им успешнее реализовать замысел. С большим интересом дети объединяются в команды по каким –либо признакам, например, по цвету волос и т.д.
Особое внимание педагоги доу стали уделять роли «добрых групповых традиций».
Так в одной из групп родилась идея создания групповой традиции- оформление и ведение альбома, который рассказывает о всех значимых событиях из жизни группы. Идея нашла положительный отклик со стороны детей, с большим удовольствием была принята родителями. Сначала это был классический фотоальбом, в котором педагоги вместе с детьми размещали фотографии с различных мероприятий, а сейчас это «Книга добрых дел». В ней хранится история их дошкольного детства. Память о пережитых вместе событиях, общих делах и заботах сплачивает дошкольников, стимулирует развитие дружеских отношений.
С целью установления комфортного социально-психологического климата в группах введена ежедневная традиция утреннего сбора или «Минуты вхождения в день», сигналом которого является колокольчик. Благодаря творческому подходу к организации данного режимного момента, как у детей так и у педагогов, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе.
Одна из любимых традиций, которая вызывает живой отклик у детей –это создание совместных стенгазет, которые отражают особенности детского коллектива, его предпочтения, интересы и достижения, которые меняются по мере взросления и развития детей. Эта традиция стала приобретать исследовательский характер. В процессе совместной детской деятельности создаются условия, при которых дети имеют возможность обозначить свои личные интересы и осознать себя частью коллектива.
В практике детского сада используются разные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями, некоторые из них переросли в традиции. Так, например традицией стало проведение семейных гостиных, которые несут культурно- досуговую и продуктивно-творческую направленность. Сеансы дарения привлекательных мелочей- еще одна традиция, которую поддерживают дети и родители. Маленькие подарки доставляют большую радость детям и помогают педагогу создать в группе атмосферу равных прав.
Следующим средством развития эмоциональной сферы выступили игры и упражнения Клауса Фопеля, которые дают детям опыт позитивных социальных взаимодействий. Например, такие игры как «Ручеек» и «Магнит»-вызывают у детей особый эмоциональный отклик.
Одна из эффективных форм совместной деятельности педагога и детей- это создание ситуаций, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог помогает детям приобрести новый опыт. Наиболее эффективной и развивающей на сегодняшний день в детских садах является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования, где чаще всего изучаются объекты живой и неживой природы. В нашем детском саду педагог-психолог использует элементы социального экспериментирования и экспериментирования человеческих эмоций, где объектом изучения являются отношения ребенка с его социальным окружением (сверстниками, другими детьми, детьми противоположного пола, со взрослыми).
В этих экспериментах используются простые предметы(воздушный шарик, блестящие звездочки, камешек и т.д.), которые демонстрируют эффективность применения социальных приемлемых способов решения конфликтов, помогают понять многообразие человеческих эмоций, осознанию необходимости уметь говорить с человеком о проблемах и т.д.
Социальное экспериментирование позволяет:
-расширить представлений детей о базовых эмоциях;
-совершенствовать коммуникативные навыки;
-развить навыки сотрудничества;
-удовлетворить потребность в самоутверждении;
-«найти себя» в разных видах деятельности.
Такой подход к организации деятельности по социально-эмоциональному развитию детей позволяют нам проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов.
Список литературы:
1.Баринова, Е.В. Учимся дружить/ Е.В.Баринова. Ростов на Дону: Феникс, 2014.—89с.
2.Букатов, В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников/ В. М. Букатов. —М: ТЦ Сфера,2014. —128с.
3.Пазухина, И.А. «Маленькие экспериментаторы в детском саду./И. А. Пазухина // Дошкольная педагогика.—2012.—№10. — С.52-56.
3.Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников .Методические рекомендации /Е. Н. Юрчук—М:ТЦ Сфера, 2008. —128с.
4.Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет./ К.Фопель —М: Генезис,2010. — 143с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников
В данных методических рекомендациях говорится о важности роли эмоций в организации учебно-воспитательного процесса в целом, который включает в себя:- организацию предметно-развивающей среды;- формиров...
Педагогический проект «Мир эмоций» (проблемы социально-эмоционального воспитания дошкольников)
Выбранная мной тема является одной из самых актуальных на современном этапе развития общества в связи с тем, что целенаправленная совместная работа педагогов и родителей по социально-эмоци...
Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...
Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...
Причины социально-эмоционального неблагополучия детей в современном обществе.
В современном обществе появилось очень много социально-эмоционально неблагополучных детей. Каковы причины социально-эмоционального неблагополучия детей и какие пути решения данной проблемы мы можем ис...
Современные тенденции социально-эмоционального развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ на занятиях физической культурой.
Семинар "Современные тенденции социально-эмоционального развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ на занятиях физической культурой."...
Современные тенденции социально-эмоционального развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ на занятиях физической культурой.
Презентация "Современные тенденции социально-эмоционального развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ на занятиях физической культурой."...