Современные подходы обеспечения социально-эмоционального благополучия детей.
консультация

Кузьмина Наталия Германовна

В статье рассматриваются вопросы эмоционального благополучия  ребенка, описываются современные  подходы  образовательных отношений в детской группе и  группового  взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве  детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody.docx690.48 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Наталия Германовна

Старший воспитатель  МБДОУ  

«Детский сад №72»  г.Чебоксары

 

Современные подходы  обеспечения  

социально-эмоционального благополучия  детей.  

        Аннотация: в статье рассматриваются вопросы эмоционального благополучия  ребенка, описываются современные  подходы  образовательных отношений в детской группе и  группового  взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве  детского сада.

Проблема обеспечения эмоционального благополучия и педагогической поддержки ребенка дошкольного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях кризиса социальных отношений и повышенного темпа жизни. Одной из задач Федерального Государственного Образовательного  Стандарта дошкольного образования   является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том  числе  их эмоционального благополучия. Профессиональный  Стандарт  Педагога также гласит о том, что   педагог  должен  принимать непосредственное участие в создании психологически комфортной образовательной среды  через   поддержание     эмоционального благополучия    ребенка  в  период пребывания в  образовательной организации.  В современном мире компьютеров проблема изучения эмоционального и социального взаимодействия вызывает все больший интерес. Если раньше она в основном касалась школьников и подростков,  то сейчас актуальна и для дошкольников. В поведении  детей  мы  очень часто замечаем  отстраненность, эмоциональную черствость, низкий уровень «эмоционального интеллекта», который приводит к частым конфликтам между детьми в группе, нежеланию  ребенка участвовать в совместной деятельности, что негативно влияет на психологический климат в группе. Многие родители делают акцент на интеллектуальное  развитие  ребенка, видя  именно в этом  главную родительскую задачу, не  акцентируя  внимание на  развитие эмоциональной сферы ребенка. Вместе с тем «Эмоциональный интеллект» способствует личному успеху человека на 80 %.

  Среди факторов, определяющих  низкий эмоциональный интеллект  у детей дошкольного возраста, специалисты выделяют:http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d220898f0f036ac5732dc353807b4125-79-144&n=21

-нерациональный  режим жизнедеятельности;

-интеллектуальные и физические  перегрузки;

-авторитарность  стиля общения с ребенком взрослых  и т.д.

Все  чаще воспитатели и педагоги-психологи замечают, что дети не в состоянии распознать и почувствовать эмоции и настроение другого человека,  у многих дошкольников наблюдается тревожность, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, амбициозность, агрессивность. 

 Как в условиях  детского сада сделать условия обучения дошкольников комфортными и уместными для их психики? И как создать положительный климат в группе? http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=b73bed724dff8a6868e56c76c2a08025-77-144&n=21

Все это требует знания специальных приемов и технологий. Поиски  ответов на эти и другие  вопросы и стали для  нас темой для изучения. Мы стали изучать различные подходы к данной  проблеме  и строить совместную деятельность  с детьми на принципе интеграции разных видов детской деятельности. Существует  множество технологий, методик и приемов для развития  эмоционального интеллекта у дошкольников. Одной из интереснейших, на наш взгляд, методик, стало изучение и использование элементов социо- игровой педагогики, разработанных Вячеславом  Букатовым, доктором педагогических наук.

 Предлагаемый подход связан с широким использованием игр, организацией работы  детей по «малым группам» (своего рода «микросоциумам»).Внутри такой группы  возникают благоприятные условия для позитивного сравнения  своих знаний, умений, возможностей  с возможностями, умениями и знаниями своего друга. Обучая и поддерживая  друг друга, дети устанавливают контакт, позволяющий им  успешнее  реализовать  замысел.  С большим интересом  дети объединяются  в команды  по каким –либо признакам, например, по  цвету волос и т.д.

Особое внимание  педагоги  доу  стали уделять  роли  «добрых групповых  традиций». C:\Users\Пользователь\Desktop\Немцова\DSCN7967.JPG

 Так в одной из  групп родилась идея создания групповой традиции- оформление и ведение альбома, который рассказывает о всех значимых событиях из жизни группы. Идея нашла  положительный отклик со стороны  детей, с большим удовольствием была  принята родителями.  Сначала это был классический фотоальбом, в котором  педагоги  вместе с детьми  размещали фотографии с различных  мероприятий, а сейчас это «Книга добрых дел». В ней хранится история  их дошкольного детства. Память о пережитых вместе событиях, общих делах и заботах  сплачивает дошкольников, стимулирует  развитие  дружеских отношений.

С целью установления комфортного социально-психологического климата  в группах введена ежедневная традиция  утреннего  сбора  или «Минуты вхождения в день», сигналом которого является колокольчик. Благодаря творческому  подходу  к организации данного режимного момента, как у детей так и у педагогов,  формируется  положительный настрой  на весь день, что благоприятно сказывается  на воспитательно-образовательном процессе. C:\Users\Пользователь\Pictures\ДЕТИ И ПЕДАГОГИ\группа Радуга\2014-2015\стенгазета-воспоминания о лете\IMAG1951_BURST001.jpg

Одна из  любимых традиций, которая вызывает живой отклик  у детей –это создание совместных стенгазет, которые отражают  особенности детского коллектива, его предпочтения, интересы и достижения, которые меняются по мере  взросления  и развития детей. Эта традиция стала  приобретать исследовательский характер. В процессе совместной детской  деятельности  создаются условия, при которых дети имеют возможность обозначить свои личные интересы и осознать себя частью коллектива.C:\Users\Пользователь\Pictures\петрова-2гр\Фото0876.jpg

 В практике детского сада   используются разные формы взаимодействия  и сотрудничества с родителями, некоторые  из них переросли  в традиции. Так, например  традицией стало  проведение семейных  гостиных, которые несут культурно- досуговую и продуктивно-творческую направленность. Сеансы дарения привлекательных мелочей- еще одна традиция, которую поддерживают дети и родители. Маленькие подарки  доставляют большую радость детям и помогают   педагогу  создать в группе атмосферу равных прав.

Следующим  средством  развития эмоциональной сферы   выступили  игры и упражнения Клауса Фопеля, которые дают детям опыт позитивных социальных взаимодействий. Например, такие игры как «Ручеек» и «Магнит»-вызывают у детей особый эмоциональный отклик.

Одна из эффективных форм  совместной деятельности педагога и детей- это создание ситуаций, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог помогает  детям приобрести новый опыт. Наиболее эффективной и развивающей на сегодняшний день в детских садах  является  технология проблемного обучения, а в частности  технология детского экспериментирования,  где чаще всего изучаются  объекты живой и неживой природы.  В нашем детском саду педагог-психолог  использует элементы  социального экспериментирования и экспериментирования человеческих эмоций, где объектом изучения являются отношения ребенка с его социальным окружением (сверстниками, другими детьми, детьми противоположного пола, со взрослыми).

В этих экспериментах используются  простые предметы(воздушный шарик,  блестящие звездочки, камешек и т.д.), которые демонстрируют эффективность применения социальных приемлемых способов решения конфликтов, помогают понять многообразие  человеческих эмоций, осознанию необходимости уметь говорить с человеком о проблемах и т.д.  

Социальное экспериментирование позволяет:

-расширить  представлений детей  о базовых  эмоциях;

-совершенствовать коммуникативные навыки;

-развить  навыки сотрудничества;

-удовлетворить потребность в самоутверждении;

-«найти себя» в разных видах деятельности.

Такой подход к организации  деятельности по социально-эмоциональному развитию детей  позволяют  нам  проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов. 

Список литературы:

1.Баринова, Е.В. Учимся дружить/ Е.В.Баринова. Ростов на Дону: Феникс, 2014.89с.

2.Букатов, В.М. Карманная  энциклопедия  социо-игровых приемов обучения дошкольников/ В. М. Букатов. —М: ТЦ Сфера,2014. —128с.

3.Пазухина, И.А. «Маленькие экспериментаторы  в детском саду./И. А. Пазухина // Дошкольная педагогика.2012.№10. — С.52-56.

3.Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие  дошкольников .Методические рекомендации /Е. Н. ЮрчукМ:ТЦ Сфера, 2008. —128с.

4.Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет./ К.Фопель М:  Генезис,2010.  143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников

В данных методических рекомендациях говорится о важности роли эмоций в организации учебно-воспитательного процесса в целом, который включает в себя:- организацию предметно-развивающей среды;- формиров...

Педагогический проект «Мир эмоций» (проблемы социально-эмоционального воспитания дошкольников)

Выбранная  мной тема является одной из самых актуальных на современном этапе развития общества в связи с тем, что целенаправленная  совместная работа педагогов и родителей по социально-эмоци...

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Причины социально-эмоционального неблагополучия детей в современном обществе.

В современном обществе появилось очень много социально-эмоционально неблагополучных детей. Каковы причины социально-эмоционального неблагополучия детей и какие пути решения данной проблемы мы можем ис...

Современные тенденции социально-эмоционального развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ на занятиях физической культурой.

Семинар "Современные тенденции социально-эмоционального развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ на занятиях физической культурой."...

Современные тенденции социально-эмоционального развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ на занятиях физической культурой.

Презентация "Современные тенденции социально-эмоционального развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ на занятиях физической культурой."...