Программа "Путешествие Букваренка"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Содеражние программы связано с краеведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 28 «АБВГДейка – детский сад в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (МБДОУ №28 «АБВГДейка»)

Образовательная программа

«Путешествие Букварёнка по г. Кемерово»

Составители:

учитель-логопед

Лазаренко Н.Н.,

воспитатель

Масунова Е.Н.

Кемерово, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Учебно-тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Знания о родного городе являются составляющей культуры любого человека. Изучение истории, объектов и мест родного города – это не только возможность дать знания, но и прикоснуться к личности ребенка, сформировать у него общечеловеческие ценности. Город создан человеческим трудом. Он хранит традиции, культуру людей, которые в нем жили, живут и будут жить.

Кемерово относительно молодой и активно развивающийся город. Администрацией Кемеровской области и г. Кемерово многое делается для развития культурной жизни города. Подрастающему поколению необходимо знать о красоте собственного города, его достижениях, чтобы в дальнейшем стать его полноценными гражданами.

Образовательная программа «Путешествие Букваренка по г. Кемерово» составлена в связи с актуальность и в соответствии с требованиями ФГОС ДО,

Цель образовательной программы – создать условия для социализации, духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста посредством краеведческого материала.

Задачи программы:

  1. Познакомить с историей родного города, историческими, культурными и другими объектами и местами г. Кемерово.
  2. Формировать бережное отношение к окружающей среде, культуру поведения в городе, общественных и культурных местах.
  3. Способствовать развитию представлений о профессиональной деятельности человека, и, в частности, о труде шахтеров.
  4. Создавать условия для принятия дошкольниками общечеловеческих ценностей.
  5. Содействовать формированию предпосылок для освоения грамоты.

Особенности построения программы.

Содержание программы носит эклектичный характер. Дети знакомятся с разными памятниками, скульптурами, интересными местами города Кемерово. Красной нитью проходят темы, связанные с трудом, и, в частности шахтерским, экологией, Великой отечественной войной, культурой поведения в городе. Изучение объектов и мест г. Кемерово, исторических событий происходит в алфавитном порядке. Хотя педагог может менять изучением тем местами, т.к. отдельная тема представляет собой завершенный блок. Таким образом, происходит общее знакомство дошкольников с историческими, культурными и др. объектами и местами родного города.

Краеведческий материал содержит в себе потенциал для социализации детей: обращение к общечеловеческим ценностям, профессиям и труду, памяти погибшим в войнах, экологии, культуре поведения. Параллельно у детей формируются предпосылки для обучения грамоте.

Принципы построения программы.

  1. Принцип наглядности.

Содержание программы построено как виртуальная экскурсия по родному городу.

  1. Принцип энциклопедичности.

Содержание программы подобрано таким образом, чтобы дошкольник мог ориентироваться в истории, культуре родного города. Представления о родном городе, сформированные на основе содержания данной программы, позволят на ступени начальной школы продолжить более глубокое знакомство с родным городом.

  1. Принцип единства семьи и образовательной организации в воспитании.

Родители вовлекаются в процесс реализации программы. Они в реальности посещают с детьми изучаемые места и объекты г. Кемерово, делают фотоотчеты, предоставляют фотографии из семейных архивов.

Срок реализации программы 1 год (подготовительная группы). Объем программы составляет 35 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.

Возраст

Время занятий

(в минутах)

6-7

30

Форма занятий: фронтальные занятия.

Возрастные особенности детей:

6-7 лет:

Восприятие совершенствуется. Умеют дифференцировать фонемы. Ребенок может запоминать до 8-9 объектов. Способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей. Продолжает увеличиваться словарный запас, совершенствуется лексико-грамматический строй речи, произношение. Ребенок владеет монологической и диалогической формой речи. Активизация воображения. Развитие творческого и воссоздающего воображения. Способны к произвольному вниманию, устойчивость до 20-25 минут, но зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

Планируемые результаты реализации программы

В результате реализации программы воспитанники будут иметь представление об:

  • памятниках и скульптурах г. Кемерово;
  • некоторых памятных местах, местах отдыха г. Кемерово;
  • истории г. Кемерово;
  • профессиях, в том числе профессии «шахтер»;
  • культуре поведения в городе, общественных и культурных местах, на природе.

В результате реализации программы воспитанники будут уметь:

  • осуществлять звуковой анализ и синтез слов;
  • использовать речь для выражения своих впечатлений, размышлений.

В результате реализации программы воспитанники будут обладать:

  • положительным отношением к окружающему миру,
  • интересом к родному краю, его истории,
  • ценностным отношением к семье, городу, природе.

В результате обучения по программе у обучающихся будут складывать предпосылки к обучению, выражающиеся в:

  • любознательности;
  • умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Формы контроля: опрос, викторина, творческое рассказывание, наблюдение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Кол-во часов

Знакомство

1

Буква А.

1

Буква Б.

1

Буква В.

1

Буква Г.

1

Буква Д

1

Буквы Е и Ё.

1

Буква Ж.

1

Буква З.

2

Буква И.

1

Буква Й.

1

Буква К.

2

Буква Л.

1

Буква М.

1

Буква Н.

1

Буква О.

2

Буква П.

1

Буква Р.

1

Буква С.

1

Буква Т.

1

Буква У.

1

Буква Ф.

1

Буква Х.

1

Буква Ц.

1

Буква Ч.

1

Буква Ш.

1

Буква Щ.

1

Буква Э.

1

Буква Ю.

1

Буква Я.

1

Большая семья.

2

Итого

35

СОДЕРЖАНИЕ

Знакомство (1 час).

Введение игрового персонажа Букваренка. Букваренок ищет друзей.

Беседа о детском саде «АБВГДейка». Профессия – воспитатель. Алфавит. Кирилл и Мефодий. (Обобщение и коррекция представлений об алфавите, буквах и звуках).

Встреча с буквой А, звуком [а].

Буква А (1 час).

Аэропорт им. А.А. Леонова, парк «Антошка», кинотеатр «Аврора». Прослушивание звука двигателей самолета. Правила поведения в культурных местах.

Буква Б (1 час).

Встреча с буквой Б, звуками [б], [б′].

Областная научная библиотека им. Федорова. Зачем человеку уметь читать и писать? Где хранятся знания?

Скульптура «Драгоценная бабушка». Забота о старшем поколении.

Бульвар Строителей, бассейн «Лазурный». Культурный отдых и спорт.

Буква В (1 час).

Встреча с буквой В, звуками [в], [в′].

Скульптура «Михайло Волков». Открыватель угольный руды. Кузнецкий угольный бассейн.

Великая Отечественная война. Победа – Виктория. Почему нужно помнить. «В шесть часов после войны», мемориал «Вечный огонь».

Весенняя улица – одна из красивейших улиц Кемерово.

Буква Г (1 час).

Встреча с буквой Г, звуками [г], [г′].

Рассказ о горелой горе. Закрепление знаний о Михайло Волкове и Кузнецком угольном бассейне. Музейный комплекс «Красная горка»

Главпочтамте. Почему люди пишут друг другу письма. Как работает почта. Профессия – почтальон. Письмо букв.

Буква Д (1 час).

Встреча с буквой Д, звуками [д], [д′].

Скульптура «Дружба народов». Что такое дружба, зачем дружить.

Доска памяти на ул. Весенняя.

Драмтеатр. Дворец Шахтеров. Профессия – актер. Правила поведения в театре.

Буквы Е и Ё (1 час).

Встреча с буквами Е и Ё, звуками [йэ], [йо].

Красота в нашем городе – семейством ежиков.

Составление описательного рассказа.

Буква Ж (1 час).

Встреча с буквой Ж, звуком [ж].

Детская железная дорога. Профессия – машинист.

Скульптура «Журавли». Прослушивание звука идущего поезда, крика журавлей.

Буква З (2 часа).

Встреча с буквой З, звуками [з], [з′].

Развитие города Кемерово: от села к городу. Памятный знак основателям г. Кемерово. Скульптура «Земля Кузнецкая». Символика города Кемерово, гимн Кемеровской области.

Рассказ о контактном зоопарке. Беседа с детьми на основе их личных впечатлений от посещения зоопарка, о бережном отношении к животным.

А.С. Пушкин. Чтение «У Лукоморья дуб зеленый…».

Сказка о рыбаке и рыбке. Скульптура «Золотая рыбка». Жадность – отрицательное качество. Что бы я попросил у рыбки.

Буква И (1 час).

Встреча с буквой И, звуком [и].

Река Искитимка. Бережное отношение к природе.

Кемеровский государственный институт культуры. Какие профессии там получают.

И еще одна профессия – инспектор. Зачем соблюдать правила дорожного движения?

Буква Й (1 час).

Встреча с буквой Й, звуком [й].

Загадочная буква Й – Йети. Где живет Йети? Скульптура «Угольки (йети-шахтеры)», веревочный парк «Йети». Фантазирование на тему «Если я встречу Йети…»

Буква К (2 часа).

Встреча с буквой К, звуками [к], [к′].

Скульптуры «Младенец в капусте», «Колыбель». Прослушивание колыбельных. Самая главное слово – мама.

Скульптура «Коногон» - где расположена, чем занимался.

Спорткомплекс «Кузбасс». Беседа о спорте как составляющей здорового образа жизни. Известные спортсмены из Кемерово: Е. Груднева – гимнастка, В. Иваненко, Е. Прохорова – легкая атлетика.

Буква Л (1 час).

Встреча с буквой З, звуками [з], [з′].

Знаменитые люди нашего города – А.А. Леонов, В.Д. Мартемьянов. Профессия – летчик.

Мемориал «Войнам-кузбассовцам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах».

Отвага и доблесть кузбассовцев.

Беседа о Лапландии. Составление описательного рассказа.

Буква М (1 час).

Встреча с буквой М, звуками [м], [м′].

Музыкальный театр им. А.К. Боброва. Репертуар. Певец А.К. Бобров. Прослушивание отрывков из оперетт.

Мечеть. Мусульманство

Скульптуры «Мать и дитя», «Модница». Женская красота.

Буква Н (1 час).

Встреча с буквой Н, звуками [н], [н′].

Притомская набережная. Культура поведения на улице. Рассказы детей по собственным впечатлениям от прогулок по городу и набережной.

Нулевой километр.

Буква О (2 часа).

Встреча с буквой О, звуком [о].

Скульптура «От улыбки». Почему нам необходимо улыбаться?

Областная больница и скульптура «Скамья здоровья». Важная профессия – врач, медсестра.

Областной краеведческий музей. Что можем там увидеть. Профессия – экскурсовод.

Скульптура «Олень». Бережное отношение к природе. Красная книга Кузбасса.

Скульптура «От улыбки». Почему нам необходимо улыбаться?

Областная больница и скульптура «Скамья здоровья». Важная профессия – врач, медсестра.

Буква П (1 час).

Встреча с буквой П, звуками [п], [п′].

Памятник погибшим в ВОВ. Парк Победы. Слава российской армии. Профессия – военный.

Площадь Советов – администрация города и области, место для прогулок и отдыха. Губернатор Кемеровской области – А.Г. Тулеев, глава города – И.С. Середюк.

Скульптура «Погода в доме». Семья – главное в жизни человека.

Буква Р (1 час).

Встреча с буквой Р, звуками [р], [р′].

Рудник. Добыча угля.

Дни рождения. Родильный дом. Рассказывание на тему «Когда я был совсем маленьким».

Буква С (1 час).

Встреча с буквой С, звуками [с], [с′].

Знаменский Собор. Стадион «Химик».

Скульптура «Собака». Почему нужно заботиться о братьях наших меньших.

Сосновый бор. Охрана природы.

Буква Т (1 час).

Встреча с буквой Т, звуками [т], [т′].

Река Томь и скульптуре «Труженица Томь».

Кукольный театр, репертуар, рассказывание детей о своих впечатлениях от посещения театра.

Памятник «Труженики тыла».

Буква У (1 час).

Встреча с буквой У, звуком [у].

Рассказ о КемГУ. На кого там учатся?

Беседа об угле – одном из богатств Кузбасса. Как образовывался уголь.

Буква Ф (1 час).

Встреча с буквой Ф, звуками [ф], [ф′].

Филармонии им. Б.Т. Штоколова. Репертуар. Прослушивание органной музыки.

Фонтан около драмтеатра, фонтан «Шахтерская слава». Прослушивание отрывка песни о шахтерах.

Скульптура «Флора». Красная книга (растения).

Буква Х (1 час).

Встреча с буквой Х, звуками [х], [х′].

Беседа о стадионе «Химик». Зимние виды спорта. Известные спортсмены из Кемерово (А. Колокольцева, Н.Г. Шиве – советская конькобежка, А. Бессмертных – лыжные гонки).

Рассказ о храме Святой троицы. Знакомство с иконой Андрея Рублева «Троица».

Буква Ц (1 час).

Встреча с буквой Ц, звуками [ц].

Цирк в Кемерово. Цирковые профессии.

Рассказы детей по впечатлениям о посещении цирка.

Буква Ч (1 час).

Встреча с буквой Ч, звуком [ч].

Часовня Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

Чрезвычайные ситуации. Памятник «Пожарным и спасателям Кузбасса». Кто совершает подвиг в обычной жизни (работники МЧС). Правила поведения дома и в детском саду.

Беседа о парке чудес. Рассказывание детей об отдыхе в парке.

Буква Ш (1 час).

Встреча с буквой Ш, звуком [ш].

Кемерово – город шахтеров. Рассказ о памятнике шахтерам Э. Неизвестного, скульптуре «Шахтерская верность». Обобщение знаний детей об шахтерской профессии, добыче угля.

Шалготариан – дружба венгерского и русского народов.

Буква Щ (1 час).

Встреча с буквой Щ, звуком [щ].

От Щегловска до Кемерово. Районы современного Кемерова: Рудничный, Центральный, Заводский, Ленинский, Кировский, жилой район Лесная поляна.

Рассказы детей о любимом городе.

Буква Э (1 час).

Встреча с буквой Э, звуком [э].

Экология. Беседа о заботе о природе, нашем родном доме. Красота и чистота в нашем городе.

Буква Ю (1 час).

Встреча с буквой Ю, звуком [йу].

Юрий Двужильный – герой ВОВ. Улица Юрия Двужильного.

Буква Я (1 час).

Встреча с буквой Я, звуком [йа].

Беседа о любви к родному городу «Я люблю Кемерово».

Торговый центр «Я».

Большая семья (2 часа).

Обобщение изученного материала. Викторина «Что есть в моем городе». Рисование на тему «Мой город».

КВН «Я знаю город». Прощание с Букваренком.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герасимов, А. Н. История Кемеровской области: Книга для чтения [Текст] / А. Н. Герасимов, С. А. Герасимова. – Кемерово: СКИФ-ИПП «Кузбасс», 2007. – 224 с.
  2. Жаренкова, Н.З. Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с профессиями» [Текст] / Н.З. Жаренкова, О.В. Муртазина. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 48с.
  3. Звягин, С.П. История Кузбасса [Текст] / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова и др. – Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014. - 368 с.
  4. Историческая энциклопедия Кузбасса [Текст]. – Т.1. -Кемерово, 1996. -310 с.
  5. История Кузбасса [Текст] / отв. ред. Н.П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006. – 360 с.
  6. Красная книга Кемеровской области [Текст] – Т. 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. – 2-е изд-е, перераб. и дополн. – Кемерово: «Азия принт», 2012. – 208 с.
  7. Красная книга Кемеровской области [Текст] – Т. 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. – 2-е изд-е, перераб. и дополн. – Кемерово: «Азия принт», 2012. – 192 с.
  8. Разинкин, А.В. Кемеровская область с древнейших времен до конца XVIII в. [Текст]: учебное пособие / А.В. Разинкин. - Кемерово, 1996.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дошкольная педагогика [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 510 с.
  2. Звягин, С.П. История Кузбасса [Текст] / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова и др. – Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014. - 368 с.
  3. Матова, В.Н. Краеведение в детском саду [Текст] / В.Н. Матова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 176с.
  4. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс] / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Otrojdenia-do-shkoli.pdf
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дополнительному образованию детей дошкольного старшего возраста по подготовке к обучению в школе "Букваренок"

Методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет на 2 года обучения и предусматиривает обучение по разделам: Обучение грамоте и Развитие математической логики. Занятия проходят в рамках дополни...

Презентация "Братский букваренок"

Составлена при использовании  поэтическогосборника Юрия Жернакова «Братский букваренок»....

Образовательная программа кружка по обучению грамоте "Букваренок" для детей старшего дошкольного возраста

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обу...

Букваренок

Дополнительное пособие для чтения к УМК "Предшкола нового поколения"...

Рабочая программа кружка "Букваренок"

Пояснительная записка      Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить чит...

Авторская игра "Наряди Букваренка"

Логопедическая игротека...