Методическая разработка по дополнительному образованию детей дошкольного старшего возраста по подготовке к обучению в школе "Букваренок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Белянкина Инга Владимировна

Методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет на 2 года обучения и предусматиривает обучение по разделам: Обучение грамоте и Развитие математической логики. Занятия проходят в рамках дополнительного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

для детей с ФФНР на тему:

Домашние животные и птицы.

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о домашних животных и птицах.
  1. . Продолжать закреплять и уточнять знания о пользе, которую приносят домашние животные и птицы: о том, как люди за ними ухаживают.
  2. . Обратить внимание на употребление в речи детей.
  • форм именительного падежа существительных множественного числа.
  • родительного падежа существительных множественного числа.
  • наименований «членов семьи» домашних животных и птиц.
  1. Закреплять знания детей о звуке [к]

2.1. Уметь дать характеристику звука и его артикуляцию.

  1. Расширение и обогащение словаря детей.
  2. Развитие динамического праксиса рук.
  3. Развивать мыслительные процессы: память, внимание, воображение.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным. Предварительная работа
  1. Знакомство со звуками
  2. Чтение воспитателями рассказов, стихов, книг о домашних животных и птицах. Рассматривание иллюстраций, картин, плакатов.
  3. Беседы с детьми о домашних животных.
  4. Рисование животных и птиц, лепка.

Материал и оборудование

  1. Иллюстрации домашних животных и их детенышей
  2. Зеркала.
  3. Пеналы для звукового анализа слов.
  4. Природный материал: бобы, фасоль, семена арбуза, камушки, счетные палочки.

Ход занятия

Методические действия

1.

Организационный момент

Дети проходят к своим местам. Здороваются.

  • Назвать день недели, месяц, число.
  • Вторник 3 февраля.
  • Назвать слово на картинке, разделить слово на слоги и назвать количество слогов.
  • Молодцы! Кто ответил может присаживаться.

Индивидуальные ответы и хоровое повторение

2,

Ход занятия

2.1

Артикуляционная гимнастика сказка «У бабушки с дедушкой».

  • Открываем зеркала. Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь, Глазками поздоровайтесь.
  • Начинаем упражнения.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки), С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки). Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд). Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка). Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положение за нижними зубами).

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). Блюдца поставим — положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик - не щёки, не мимо (подуть на широкий язык). Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы), Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули - мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх). Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад). Вкусный был завтрак - мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

2.2

Пальчиковая гимнастика

  • Давайте, ребята, разогреем свои пальчики.
  • Растираем ладошки, «снимаем перчатки», а теперь пальчики здороваются, обнимаются крепко, расслабляются. Обнимаются, расслабляются.
  • Руки вверх, пальчики сжимаем, разжимаем. И на место возвращаем.

Динамическое упражнение.

  • Ладошка - ребро - кулачок.
  • Кулачок - ладошка - ребро.
  • Кулачок - ребро - ладошка.
  • Ребро - ладошка - кулачок.
  • Молодцы!

Индивидуальное выполнение

3.

  • Ребята, сегодня мы с вами повторим всё, что знаем о домашних животных и птицах.
  • Почему этих животных называют домашними?
  • Потому что эти животные живут радом с человеком и человек заботится и ухаживает за ними. Кормит их, убирает, приручает, ласкает, бережно к ним относится.
  • А какую пользу приносят домашние животные и птицы?
  • Молоко даёт корова .А человек научился из молока делать разные молочные продукты.
  • Лошадь помогает человеку в труде, перевозить разные грузы, пахать землю, а так же на ней можно ехать верхом.
  • Птицы несут яйца, а пух и перья использует человек в одежде и наполняет ими подушки для сна.
  • Кролики нам тоже дают пух.
  • Из шерсти барана и овцы человек шьёт и вяжет тёплые вещи и даже ткёт ковры.
  • Собака охраняет дом человека, ходит с ним на охоту. Является другом. Существуют даже ездовые собаки, на которых можно ездить
  • Кошка хозяйничает дома, ловит мышей, ласкается, может даже лечить человека.
  • Молодцы!

Беседа

Индивидуальные ответы детей

4.

- Ребята, у вас есть мама и папа. Давайте сейчас вспомним как кого называют.

Кошка - кот, собака - пёс, лошадь - конь, корова - бык, овца - баран, свинья - боров, крольчиха - кролик, гусыня - гусь, курица - петух, индюшка - индюк, утка- селезень,

Вопрос. Ответы детей. Хором и индивидуально.

5.

-Мы с вами засиделись, хотите отдохнуть?

5.1

Игра с мячом. «Один - много», (сущ. Ед. ч.им. п. - сущ. Мн. ч. им. П.), (сущ. Ед. ч. им. П. - сущ. Мн. ч род. П).

  • Маму и папу мы назвали, а сейчас будем называть названия детёнышей домашних животных и птиц.

Утёнок - утята - утят, гусёнок - гусята - гусят, индюшонок - индюшата - индюшат, щенок - щенки - щенят, котёнок - котята - котят, жеребёнок - жеребята - жеребят, поросёнок - поросята - поросят, телёнок - телята - телят, крольчонок - крольчата крольчат, ягнёнок - ягнята - ягнят, цыплёнок - цыплята - цыплят.

Чей детёныш? (использование в игре картинок с изображением детёнышей домашних животных и птиц).

  • Отдохнули, присаживайтесь, пожалуйста.

Словесный образец логопеда

6.

  • Продолжаем.

Повторение пройденного звука [К].

  • Ребята, я забыла что это за звук.?
  • Кто расскажет характеристику этого звука?
  • Звук [К] - согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким, он короткий.
  • А как этот звук получается? Артикуляция звука [К]?
  • Губы свободны, кончик языка опущен вциз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу, горлышка «молчит».
  • Молодцы!
  • Давайте выложим Из материала, который приготовлен у вас На столе букву [К].

Дети выкладывают из бобов, фасоли, семян арбуза, камушков, палочек букву.

Звуковой анализ слова. «Котик».

-Открываем пеналы и начинаем работать.

- Сколько в этом слове слогов ?

- Два. Правильно.

- Первый слог [КО]. Первый звук [К].

- Он согласный, твёрдый. Берём синий квадрат.

- Второй звук [О].

- Он гласный, берём красный квадрат.

- Второй слог [ТИК].

- Звук [Т'] - какой он?

- Согласный, мягкий. Берём зелёный квадрат.

- Дальше какой звук?

- Звук [И].Правильно. Он гласный, берём красный квадрат.

- И последний звук какой?

- Звук [К]. Он согласный, твёрдый берём синий квадрат.

- Молодцы!

Дети всё убирают со стола.

7.

- ПальчиКи устаЛи, давайте поиграем.

Пальчиковые упражнения со словами.

«Петух, курица и гусь».

Петушок зерно клюет,

Курица к нему идет,

А гусак стоит, гогочет,

Тоже зерен клюнуть хочет.

«Котик и козлик»

Котик усатый под деревом бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

Услышал наш котик шаги за собою,

А козлик седою тряхнул головою.

«Плутовка»

Кошка на ковре сидела, И из миски «Вискас» ела, Прыгнула на стул плутовка И на стол вскочила ловко. У меня сомнений нет: Ищет киска «Китикэт».

Итог занятия.

- Вы меня сегодня очень порадовали. Мы многое с вами повторили,

8.

поиграли. Вспомнили и повторили названия домашних животных и

птиц и их детенышей. Повторили и вспомнили звук [К]. - Скажите мне на ушко любое слово, которое начинается на звук [К] или [К'].

Resource id #1810


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия

 в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР на тему:

Зимующие и перелётные птицы нашего края.

Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пищи; углублять представление о причинах отлёта птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о слоговой и звуковой структуре слова.
  2. Обогащение и активизация словаря детей по темам: «Весна», «Зимующие и перелётные птицы».
  3. Совершенствование навыков чтения.
  4. Закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными
  5. Закреплять знания о предложении и составлении предложения из слов.
  6. Развивать мыслительные способности детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
  7. Воспитывать интерес к родному языку.
  8. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Пропедевтическая работа.

  1. Знакомство с буквами.
  2. Чтение слогов, слов и простых предложений.
  3. Чтение воспитателями рассказов, стихов, книг о весне, птицах.
  4. Рассматривание иллюстраций, картин.
  5. Печатание слов, простых предложений.
  6. Работа с разрезными кассами.

Материал.

  1. Иллюстрации по сезонам (зима, ранняя весна).
  2. Иллюстрации с изображением птиц.
  3. Индивидуальные слоговые таблицы.
  4. Карточки с названием птиц.

Ход занятия.

Дети входят на занятие под тихую музыку. Здороваются.

- Дети, вы получили карточки. Нужно придумать к слоговым схемам слова.

Дети садятся. Логопед предлагает придумать слова к звуковым схемам. Дети отвечают. Предлагаю детям почитать слоговые таблицы. Читаем коллективно хором , индивидуально. Далее дети самостоятельно находят в таблицах слова.

Загадываю детям загадку о весне:

-Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна)

 -Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня        (Весна)

Читаю детям небольшой отрывок о весне. Во время чтения звучит музыка.

Весна удивительное время года. Весна - утро года. Природа просыпается от зимнего сна. Ещё нет настоящего тепла, а деревья поскрипывают и греют сонные спины на тёплом солнце, тянут ветви, потягиваются. А их верхушки вдруг окружит кричащая,

машущая крыльями птичья стая…Деревья всматриваются в небо, в друг друга и протягивают в приветствии ветви. А само солнце? Оно бросает солнечных зайчиков, и те рукодельничают - расцвечивают лужи, играют в сосульках, которые худеют и истончаются, прыгают по стёклам льда и становятся акварельно- цветными. А здесь солнечные зайчики грели и размягчали лапками землю, сделали её хлипкой и разжиженной, чтобы побежал ручеёк питать почву водой…Островки земли, обрамлённые в искусную раму из тающего снега, тоже старания солнечных зайчиков. Волнуется земля, будоражит её Весна и скоро закудрявит островки травкой... Всё кругом заворожено, спешит наполнить свежим запахом, цветом, звуком прозрачный и радостный мир Весны.

  • Какие красивые и чувственные слова написал автор о весне. А я хочу спросить вас ребята:

-А чем весна пахнет? Какие у неё звуки?

-Вспомните какие звуки у весны?

Предполагаемые ответы детей.

-Запах тёплого ветерка, запах оттаявшей земли, первых цветов.

 -Звуки капели, журчание весеннего ручейка, щебетание и чирикание весёлых, оживлённых птиц.

-А кто же самый первый приветствует весну и сообщает нам об этом?

  • Птицы!
  • Правильно. Наши друзья птицы.
  • Мы с вами много о птицах читали, рассказывали, рассматривали иллюстрации, картины.
  • На какие группы можно разделить птиц?
  • Зимующие, перелётные, пролётные.
  • Уточним, каких птиц называют пролётными?
  • Снегири и свиристели - это пролётные птицы. Они прилетают к нам только на зиму, так как для них есть корм. Они хорошо переносят холода.
  • А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений и семена разных трав. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. А клесты в самый холодный период зимы выводят своих птенцов.

-Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной возвращаются в родные края.

Задание: выложить из букв название птиц соответствующее изображению на картинке. Прочитать. Назвать сначала зимующих, затем перелётных птиц.

  • А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Чем угостим птиц? (Логопед, кидая мяч, называет птицу, а ребёнок отвечает, чем угостит.)
  • Воробья - крошками.
  • Синицу - салом.
  • Снегиря - рябиной.
  • Свиристеля - семечками.
  • Голубя - пшеном.
  • Клеста - семенами еловых и сосновых шишек.
  • Ворону - кусочком колбаски.
  • Овсянку - овсом.
  • Зеленушку - семенами ольхи и берёзы.
  • Щура - семенами сорных трав.
  • Поползня - семенами подсолнуха.
  • Чижа - семенами дыни, кабачка.

Логоритмическое упражнение « Хочу быть птичкой». Упражнение сопровождается движениями со словами.

  • Я по улице гулял
  • Галок и ворон считал.
  • Раз, два, три, четыре, пять.
  • Буду их считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо.

 Влево, вправо. Я

 там не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх, крылья вниз,

Только слышен ветра свист.

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Предлагаю детям игру. (Надо прочитать название птиц и самостоятельно соотнести к нужной группе: зимующие, перелётные). Затем дети садятся. Молодцы! Мы с вами отдохнули поиграли.

Назовите мне птиц, название которых состоят из одного слога, из двух, из трёх и четырёх слогов.

  • Мы с вами ещё не составляли предложения.
  • Из слов надо самостоятельно составить предложение и прочитать его.
  • Прочитайте у кого загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки.
  • Молодцы, ребята! Благодарю вас. Вы сегодня меня очень порадовали. Сегодня мы многое с вами повторили, поиграли, почитали. Угощение.

Resource id #1812

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности "Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, фрукты, челов...

методическая разработка"Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, как средства подготовки и обучения детей дошкольного возраста плаванию"

Использование здоровьесберегающих технологий в игровой формепозволяет более эффективно  решать задачи сохранения и укрепления здоровья детей,а обучение плаванию более интересным для ребенка....

Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"

АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности " Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, ф...

Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»

Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет "Обучение скорочтению чере развитие высших психических процессов".Рабочая программа воспитателя ГБДОУ детско...

Рецензия на методическую разработку «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)»

Разработка предназначена для воспитанников (обучающихся) старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Разработка в полной мере соответствует ФГОС и требованиям ГОСТ к структуре и оформлению работ данного т...