«Дружба народов»
проект (подготовительная группа)
Мы единством и дружбой народов сильны.
Проект "Дружба народов " подготовила воспитатель МКДОУ номер 1 г. Дигора Хадаева Лилия Авгановна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_respubliki_novyy.docx | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
-Участники проекта:
Дети подготовительной группы , родители, воспитатели.
-Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над проектом ведется в течении 7 месяцев
-Сроки реализации проекта: октябрь 2018г. – апрель 2019г.
Проект реализуется в 3 этапа:
1. организационно-подготовительный этап;
2. этап реализации;
3. заключительный этап.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры, как своего народа, так и других национальностей.
Задачи проекта:
- создание культурно-образовательной среды в группе;
- знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов ;
- вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
- обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
- воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию ; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
- взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –
патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
Актуальность проекта:
Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разных национальностей. Они живут рядом, плечом к плечу, им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, независимо от того, что эти люди говорят на другом языке, соблюдают иные традиции.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я разработала проект «Республики РФ и ближнего зарубежья», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости и справедливости, отзывчивости; воспитания чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.
В условиях поликультурного региона, каким является Северная Осетия образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов.
Как мудро замечает католикос армянской церкви Вазген II: «Человек, ушедший от своего народа, никогда не придет к другому».
А ведь культуры взаимодействуют не только на языке знания, сколько на языке чувств. И это особенно важно в работе с дошкольниками.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион РСО- Алания, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
На данный момент проект находится в стадии завершения. Результаты промежуточной диагностики в сторону повышения уровня сформированности нравственно- патриотических чувств детей позволяет говорить о возможности рекомендовать предложенный проект к использованию в практике работы ДОУ нашей республики.
Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над проектом ведется в течение 7 месяцев
Сроки реализации проекта: октябрь 2018г. – апрель 2019г.
Проект реализуется в 3 этапа:
1. организационно-подготовительный этап;
2. этап реализации;
3. заключительный этап.
На организационно-подготовительном этапе были проведены:
1.Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.
2.Изучение специальной литературы о творческом наследии народов.
3.Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.
4.Разработка проекта.
5.Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение
членов семьи к совместной работе над проектом.
Первоначальная диагностика проводилась в 3 направлениях, определяющих критерии оценки: знания – отношения – действия.
Цель диагностики:
Выявить уровень сформированости у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о народах ; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; уровень сформированости умений применять полученные навыки в различных видах деятельности.
Оценка проводилась по 3 уровням: высокий, средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).
Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.
Критерии:
1. Когнитивный критерий
Показатели:
- Знания и представления детей об обычаях и традициях различных национальностей;
- Знания и представления детей о фольклоре народов ;
- Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов.
2. Эмоционально-мотивационный критерий.
Показатели:
- Наличие интереса у детей к обычаям и традициям разных народов;
- Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов;
- Эмоционально-положительное отношение к народам разных национальностей.
3. Деятельностный критерий.
Показатели:
- Умение детей организовывать народные игры;
- Умение детей действовать с предметами быта разных народов ;
- Умение детей применять в изобразительной деятельности знания о декоративно-прикладном искусстве.
На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:
- Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
2.Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Северной Осетии», «Национальный костюм осетин», «Национальный орнамент», «Народные сказки», « Пословицы и поговорки », «Игры народов »; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по теме.
3.Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой Северной Осетии.
4.Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
5.Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.
Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:
- Игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;
- Беседы;
- Непосредственно образовательная деятельность на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
- Выставки в мини-галерее изделий. Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду;
- Просмотр видеофильмов;
- Экскурсии;
- Использование силуэтного моделирования;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;
- Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
- Создание альбомов, книг по художественно-эстетическому развитию;
- Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.
Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия:
1.Заключительная диагностика.
2.Анализ и обобщение полученных результатов.
3.Презентация проекта (совместные итоговые творческие мероприятия в конце учебного года в подготовительной группе).
В процессе работы над проектом мы ожидаем получить следующие результаты:
- повышение уровня сформированости нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах, проживающих в Северной Осетии ;
- раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок";
- укрепление, расширение образовательного поля «ребенок –учреждение-семья-общество»
Приложение
Перспективный план образовательной деятельности по реализации проекта
«Республики РФ и ближнего зарубежья»
октябрь | Тема и задачи | Содержание |
Тема: "Осетия- мой край родной»
| Мероприятие «Моя Осетия» Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине. Чтение сказок. Разучивание пословиц о дружбе. Рассматривание картин с изображением быта осетин. | |
ноябрь | Тема: "Грузия» Цель: Формировать у детей основы моральных и нравственных ценностей, интереса и позитивных установок к народам, живущих в других странах; Познакомить с культурой, бытом и традициями народов Грузии. Вызвать интерес к жизни этих народов: нац. Одежда, нац. Одежда, посуда, народные игры, национальные игры. Познакомить с растительным и животным миром. | Рассказ о народных костюмах, о умельцах, которые их создают. Познакомить со спецификой национального костюма, орнаментальным оформлением. Дидактические игра: "Составь узор". Раскраска "Народные костюмы". |
декабрь | Тема: «Путешествие по Армении» Цель: Формировать представление об окружающем мире. Познакомить детей с новой республикой- Армения; с государственной символикой Армении, достопримечательностями Еревана- столицы Армении. Воспитывать у детей уважительное отношение к людям других национальностей. Развивать познавательный интерес, креативное мышление. | Рассматривание иллюстраций «Армянские музыкальные инструменты» Экспериментирование с различными художественными материалами (аппликация) Создать альбом символика Армении. Просмотр видеоролика «Вулканы Армении» Чтение стихотворения «Арарат»
|
январь | Тема: «Путешествие в республику Узбекистан» Цель: Закрепить знания детей о народностях ближнего зарубежья; о их быте , культуре, ремеслах, жилищах, растительном и животном мире; Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир. | Познакомить детей с новейшей историей узбекского народа. Рассмотреть иллюстрации с видами национальной обуви, одежды. Просмотр видеофильмов о символике и достопримечательностях узбекистана; Дидактические игры: "Раскрась платье невесты узбекским орнаментом". Использование силуэтного моделирования в свободной деятельности; |
февраль | Тема: «Знакомство с культурой республики Таджикистан» Цель: Создать условия для развития интереса к культуре таджикского народа; воспитывать уважительное отношение к таджикскому народу; развитие и обогащение речи, мыслительных процессов. | Рассматривание книги с таджикскими сказками; Рассматривание иллюстраций о традициях Таджикистана; Предложить детям шаблоны для создания коллекций таджикских костюмов. |
март | Тема: "Казахстан". Познакомить детей с культурными традициями казахского народа, с особенностями казахского костюма, своеобразием орнамента, его основных цветов (красного, зеленого и белого), с народными играми; развивать чувство уважения к культуре данного народа. | Рассматривание национальных костюмов, элементов орнамента. Чтение сказок. Рассматривание музыкальных народных инструментов: Беседа о традициях казахов. |
апрель | Тема: "Кабардино-Балкария". Цель: Формирование интереса к культуре России и народам Кабардино- Балкарии; дать понятие о повседневном и праздничном костюме; научить видеть и знать какие на одежде национальные орнаменты, какому цвету отдают предпочтение. Познакомить с флорой и фауной данной республики. | Посетить центральную библиотеку для ознакомления с литературой Кабардино- Балкарии; Показ слайдов о КБР- месторасположение на карте, символика, национальная одежда, природа, животный мир. |
Апрель | Итоговое занятие: «Россия- великая наша держава» Цель: Патриотическое воспитание; привитие толерантности; расширение кругозора. | Конкурс чтецов: «Юные почитатели поэзии» Цель: Чтение стихов по данной тематике. Создание альбома : «Символики РФ и бывших республик СССР» |
Литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
- Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.
- Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
- Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
- Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дружба народов"
Формировать навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур.Познакомить с традициями и культурой Азербайджана....
Мы единством и дружбой народов сильны.
Каждый родитель стремится воспитать своего ребенка так, чтоб он осознал свой долг перед родиной, уважал историю и традицию своих предков, чтил память об и подвиге. Наравне с родителями патриотич...
презентация "Дружба народов,народы России"
презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...
Сценарий Фестиваля дружбы народов Поволжья "Лучик дружбы"
В этом мероприятии принимали участие дети всех возрастных групп ДОУ и педагоги, сценарий составлен в соответствии с этнокультурным компонентом...
Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.
РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...
Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...
Клубный час "Дружба народов-Русский народ"
Путешествие по России, в гостях у русского народа....