Социализация личности ребенка дошкольного возраста поликультурной группы в процессе работы над сказкой
статья (старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Владимировна

Аннотация. В статье рассматривается социализация личности ребенка дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой.

Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, поставленных перед педагогами, является социализация и  приобщение детей к культурному наследию социума.

Ключевые слова: социализация, сказка, поликультурное образование, дошкольный возраст.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_orlova.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Орлова

Воспитатель ГБОУ школа 842

г. Москава

elenaorlova.elena@yandex.ru

Социализация личности ребенка дошкольного возраста поликультурной группы в процессе работы над сказкой

Аннотация. В статье рассматривается социализация личности ребенка дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой.

Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, поставленных перед педагогами, является социализация и  приобщение детей к культурному наследию социума.

Ключевые слова: социализация, сказка, поликультурное образование, дошкольный возраст.

ФГОС ДО определены единые воспитательные ориентиры дошкольного образования, направленные в  на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Приоритетом развития личности ребенка дошкольного возраста является социализация[3].

Поликультурное воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире, создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов.

Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и становления в ней личности. Поэтому одной из основных задач, поставленных перед педагогами, является приобщение детей к культурному наследию социума, введение ребенка в него.     В нашем образовательном учреждении (ГБОУ 842, дошкольные отделения) проводится работа направленая как на социализацию ребенка дошкольного возраста, так и работа направленная на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий. В дошкольном отделении к.115 создана необходимая среда: приобретен дидактический материал, оформлены фотоальбомы, созданы презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов, действует музей. Педагоги создали аудиотеку фольклора народов России (стихи, песни, сказки). Составлен каталог народных игр. Для проведения фольклорных праздников и развлечений были сшиты детские национальные костюмы. Разработана и успешно реализуется программа познавательного развития «Фольклорные праздники» Вместе с тем уже несколько лет наша школа является инновационной площадкой, на которой успешно реализуется проект «Современная технология эффективной социализации детей ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия».

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, социальный норм. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей [3].

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

            Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

  • интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
  • способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;
  • сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Ч. Кули считает,  что личность проходит следующие стадии социализации:

  • имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
  • игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
  • групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы[3].

Таким образом, для эффективного взаимодействия в обществе надо обладать определенным набором навыков и знаний, необходимых для существования.

Ребенок, который родился в данном социокультурном обществе испытывает большие проблемы адаптации к данному обществу, для ребенка, рожденного в другой культурной среде этот процесс будет еще более трудным. Каждый из нас хотя бы раз выезжал на отдых в страны с другим культурным укладом: традициями, языком, вспомните как неловко чувствуем мы себя в тот момент. Именно так чувствуе себя маленький ребенок себя в еще чужой для себя стране. И наша задача, как педагогов помочь ему не только адаптироваться, но и социализироваться в этой  пока еще чужой для него  культуре.  Помочь ему понять и принять ее.

Современная реальность такова, что уже на уровне дошкольных учреждений мы сталкиваемся с многонациональным составом дошкольных групп. Группа, где я работаю, тоже является поликультурной. Это группа детей младшего возраста, и в силу возрастных осбенностей набор методов и приемов сильно ограничен. Но есть одно средство, которое универсально подходит для детей любой национальности – это сказка.

Педагогический подход к воспитанию ребенка с помощью сказки в психологии называют сказкотерапией. Это практическое направление с хорошо развитыми практическими данными и слабым теоритическим обоснование, как отмечает И.В. Вачков. Как отмечает он же сказка выполняет две задачи: «задачу зеркала» и «задачу кристалла». Сказка помогает взглянуть на себя, на свои отношения со стороны, тем самым развивает самосознание.  Сказка помогает увидеть по другому свои отношения и отношения между людьми, тем самым способствуя выстраиванию новых более конструктивных отношений [2].

Сказка входит в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и остается на протяжении всей жизни. Со зказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с человеческими взаимоотношениями и с окружающем миром в целом. Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку ребенок знакомится с народной культурой, бытом, знакомится с пословицами и поговорками. А ведь имеено это и есть социализация личности. Для ребенка, у которого русский язык неродной, сказка – это способ общения на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни в новом для него обществе.

 Через сказку детям, гораздо проще обучиться правильному звукопроизношению нерадного для них языка, выполняя различные игровые задания, способствующие социализации личности. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи.

Сказка помогает понять ребенку, что он и его товарищи не такие разные. В.В. Анисимов провел исследование, где показал, что сюжеты многих народных сказок, песенок, поговорок схожи между собой. Именно это позволяет нам успешно строить работу в нашей группе. В этом учебном году мы начали разрабатывать образовательный проект « Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе татрализации сказки» и это не случайно, ведь дошкольный возраст – возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему волшебному, необычному, чудесному.

С помощью сказки разработаны специальные упражнения  , которые основаны на последовательном включении в деятельность ребенка сказок разного типа. Начиная с потешек и песенок, которые способствуют развитию моторики, переходят к сказкам формирующие пространственные представления и представления границ. Сказка «Колобок» - формирует пространственное представление. Сказки «Рукавичка», «Теремок» формируют представления о границах. В сказках «Теремок» и «Рукавичка» нет главного героя, не отображены характеры, в них есть только проблемная ситуация и те кто ее создают. Следующий уровень сказок это сказки о социальных границах – правилах, например, «Кот, петух и лиса» или «Лиса и снегурочка» [1]. Эти сказки формируют противоположности можно-нельзя и свой-чужой, наглядно объясняя, почему так. Следующий уровень направлен на осознание эмоциональной сферы ребенка. Постепенно сказка переходит  от взаимоотношений зверей к отношениям людей, затем к отношениям людей с разным социальным положением. Таким образом, сказки формируют представления о социальных взаимоотношениях [5].

 В каждой сказке всегда ставиться проблема, которая социально значима и, как правило, разрешается и заряжает оптимизмом. При это каждая сказка имеет свою мораль, каждая освещает какую – то новую ситуацию, с которой подрастающему человеку придется столкнуться в реальной жизни.

Но при выборе сказки, надо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержния пониманию ребенка, но и ее моральной стороной, приемлемой для детей различных национальностей. Например: для народов Северного Кавказа волк – священное животное, и сказки, где волк оказывается в глупом, унизительном положении для них не приемлемы. Эти нюансы можно выявить при общении с родителями или во время «круга рефлексии» при общении с детьми [3]

Хочу поделиться, тем как мы планируем строить нашу работу:  так как дети еще маленькие сначала мы знакомим со сказками, проводим беседы о сказках( обсуждение сюжета, чему учит сказка, есть ли похожие сказки в культуре ребят, для которых русский неродной). Игры, упражнения, микроэтюды, импровизации, иллюстрации направленные на понимание морального аспекта пословицы, поговорки, сказки. Игры по развитию речи, работа по бытовым деталям сказки.

. После этого проводится отработка наиболее интересных этюдов и сцен, создание на их основе инсценировки. Результатом нашей работы мы в апреле месяце планируем поделиться с воспитанниками и педагогами  нашего образовательного учреждения – это инсценировка сказки «Курочка ряба».

Большим плюсом такой работы по социализации детей в поликультурной группе можно считать, то что и родители ребенка с неродным русским языком вовлекаются в эту работу. Ведь сам проект «Современная технология эффективной социализации детей ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия» предполагает активную включенность родителей в группы и образовательного учреждения. Знакомство с культурой нашего народа, нашими традициями, языком поможет всей семье успешно адаптироваться к условиям жизни в новом для них обществе, понять и принять новые социокультурные отношения.

Список литературы

  1. Анисимов, В.В Торопою русской старины/ Анисимов В.В – М.: Два капитана, 2016 г. – 175 с.
  2. . Горский, А. В. Мир первостихий. /А. Горский. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: Северо-Запад. - 2006. - 320 с. – 48-51 с.
  3. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие / Гришаева Н.П. – М. : изд. «Вентана – граф», 2017 г. – 270 с.
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. - СПб.: ТОО “Диамант”. - 1996. -Т. II. - 784 с. - С. 77-79.
  5. Чудо чудное: Русские народные сказки от А до Я. Составление, послесловие В.Г. Сокольского; художник Ст. Ковалев. - М.: «Дом». - 2013. - 208 с. - С. 73-96.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре...

" Социализация личности ребёнка дошкольного возраста."

                                             Педагог-психолог ГБОУ СОШ 1...

«Роль игры в эмоциональном развитии и социализации личности ребенка раннего возраста». ( с слайдовой презентацией)

Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах людях....

Статья "Развитие творческих способностей с помощью сказкотерпии, как фактор социализации личности ребенка дошкольного возраста"

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обла...

«Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию картин»

Эссе на тему «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию кар...

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...