Развитие познавательной активности детей дошкольного среднего возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
статья (средняя группа)

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. в статье описывается развитие познавательной активнсти детей средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС из личного опыта работа воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_seminara_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова О.В., воспитатель ГБДОУ № 57

комбинированного вида,

Колпинского района, Санкт- Петербурга

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Это достигается лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

 Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности.

Обучение – это деятельность по передаче новому поколению исторически выработанных и культурно фиксированных способов деятельности. Ознакомление с окружающим миром предполагает: - развитие познавательно – исследовательской деятельности; -ознакомление с предметным окружением; -ознакомление с социальным миром; -ознакомление с миром природы. Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся развивающую педагогическую среду. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы.

Центр познавательно-исследовательской деятельности регулярно пополняется материалом для экспериментирования (бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля, песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки).

 Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач: -формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; -развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей); -расширение способов развития поисково- познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; -поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности.

 Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым. Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их и использует, как свои собственные, получая полную свободу деятельности. Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, в том числе изготовленных своими руками, которые отвечают следующим требованиям: - побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами; -развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями; -устанавливают причинно-следственные связи между строением предмета и способом его употребления. 

 Организовывая сюжетно-ролевые игры, мы в игровой форме закрепляем знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.

В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей по различной тематике с красочными иллюстрациями, иллюстрации к русским потешкам и сказкам Юрия Васнецова, иллюстрации к русским народным сказкам Льва Токмакова и Евгения Рачёва, книги с иллюстрациями Евгения Чарушина, подборка картин разных художников с натюрмортом, портретной живописью и пейзажем по сезонам, энциклопедии, музыкальные и интерактивные книги. Занятия в книжном уголке развивают любознательность, наблюдательность, воображение. При ознакомлении детей с предметным миром мы знакомим их с признаками предметов, учим объединять предметы по общему существенному признаку, группировать предметы по назначению; расширяем представления детей о целесообразности создания предметов быта и истории их создания; побуждаем детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой 

 При знакомстве с социальным окружением я использую следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов.

Свои впечатления дети отражали в продуктивной деятельности. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью, аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений и имеет колоссальное значение для развития личности. 

Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской, поэтому большое внимание я уделяю наблюдению на прогулке и экспериментированию.

Развитию познавательной активности детей помогают также совместные проекты с родителями: «Моя семья»«Как я провёл лето?»«Что умеют наши мамы?»«Герб семьи»«Мамины помощники»«Папина профессия»«Природа и фантазия»«Новогодняя игрушка», создание мини-музея старинного предмета; и мастер-классы совместное оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Магазин»«Доктор»«Моряки»«Парикмахерская»; совместные досуги, посвящённые Дню Матери, и мастер-классы по народному творчеству. Использование личностно-ориентированной модели и передовых педагогических технологий помогают развитию познавательной активности у детей в формировании предметной компетенции.

 Литература 1. Байдина Е. А. Формируем предметно-развивающую среду. -М. Справочник старшего воспитателя ДОУ №2, 2013г., изд. ЗАО «МЦФЭР». 2. Дыбина О. ВОзнакомление с предметным и социальным окружением. М.:Мозаика-Синтез, 2014г. - С. 10-17.

3. Коломейченко Л. Программа социального развития. М.:Воспитатель ДОУ №1 2005г., Творческий Центр Сфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей.     Познавательная активность при правильной педагогической организац...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст- возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребёнок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способн...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС ДО»

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.  Эт...