«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром"
методическая разработка (старшая группа)
"Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром"
Актуальность:
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать
гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрушина О.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
(из опыта работы воспитателя)»
Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребенок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способностей - способность к познанию. Формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Современная система организации познавательной деятельности дошкольников должна быть ориентирована на становление поисково-исследовательской активности, развитие мотивации на самостоятельный поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром.
В соответствии с ФГОСДО согласно целевым ориентирам «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом и определяют его успешность на последующих ступенях образования.
Ведущим принципом ФГОС ДО провозглашен принцип системно - деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающий условия, в которых дети выступают активными участниками, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Актуальность:
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать
гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе. Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.
Для самовыражения и эмоциональной стабильности, самоутверждения, общения со сверстниками, закрепления пройденного материала в разных видах игровой деятельности (в дидактических играх, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных). необходима - игровая зона, Ознакомление с окружающим миром предполагает: - развитие познавательно – исследовательской деятельности; - ознакомление с предметным окружением; - ознакомление с социальным миром; - ознакомление с миром природы. Что бы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, многофункциональную, развивающую педагогическую среду.
Центр познавательно-исследовательской деятельности регулярно пополняется материалом для экспериментирования (бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля, песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки, крышечки от пластиковых бутылок). Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач: - формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; -развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей); -расширение способов развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; -поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности.
Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым. Знания и умения, которые усвоил, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их, как свои собственные, получая полную свободу деятельности.. Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, в том числе изготовленных своими руками, которые отвечают следующим требованиям: - побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами; -развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями; -устанавливают причинно-следственные связи между строением предмета и способом его употребления. Например: «С утра до вечера», «Профессии», «Кому что нужно?», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Служу России», «Транспорт», «Прогулки по городу», «Узнай и назови здание», «Символы города» , «От лаптя до туфельки», «Народы России», «Ботаническое лото», «Фрукты-овощи», «Животный мир», «Чьи вы детки, с чьей вы ветки?», «Части растения», «Развитие (цветы, рыбы, лягушка, насекомые, птицы, человек)», «Где растёт цветок?», «Собери лукошко», «Зимующие или перелётные?», «Подбери клюв птичке», «Из какого водоёма рыбка?», «Насекомые»; «Четыре сезона», «Сезонные приметы», «Живое - не живое».
Игры с использованием моделей: «Магазин» с алгоритмом описания качеств предмета, «Отгадай задуманное слово» с моделью мира рукотворного, живого и неживой природы, «Чей домик?» с моделью описания свойств предмета или живого объекта, и т. д.
Организовывая сюжетно-ролевые игры, мы в игровой форме закрепляем знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.
Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.
Таким образом, предметно - развивающая среда не только дает информацию об окружающих предметах, но является средством передачи социального опыта и способствует формированию способностей, познавательной и практической активности дошкольников.
Ознакомление детей с окружающим миром формирует у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает.
Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Педагогическая статья...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»
Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»
Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребенок, будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в разных видах деятельности, поэтому одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного воз...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё,...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей е...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...