« Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в общественных местах»
статья (подготовительная группа)
Актуальность исследования Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников в общественных местах всегда была достаточно актуальной, а в современных условиях она приобретает особое значение. В психолого – педагогической литературе данной проблеме уделяется немало внимания.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок продолжает активно познавать мир, наблюдая за окружающими людьми, животными и растениями, природными явлениями, он осваивает его многообразие и сложность. Вступая во взаимоотношения с окружающими его людьми, ребёнком приобретается опыт общественного поведения.
Целью нашего исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
-Изучить теоретические аспекты проблемы воспитания культуры поведения у детей 5 – 6 лет.
-Выявить уровень умений культуры поведения в общественных местах детей 5-6 лет.
-Определить педагогические условия воспитания культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Особенности педагогической деятельности, направленной на воспитание
культуры поведения дошкольников в общественных местах, заключаются в
том, что нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Используются специальные методы, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения.
Констатирующий эксперимент зачастую проводится в детском саду. Этот эксперимент проводится по методике аналогичной контрольному эксперименту. Цель констатирующего эксперимента: выявить динамику сформированности представлений о культуре поведения в общественных местах и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.
Заранее подбираются определённые вопросы, на которых основывается эксперимент . Например : «Какие общественные места ты знаешь»? или к примеру : «Какого человека ты назовешь культурным»?
Для выявления умений культурного поведения в общественных местах в ДОУ должны проводится экскурсии с детьми в музей. В результате наблюдения можно выяснить следующее: умеют ли дети применять слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, до свидания и т.д.)? Умеют ли «вести себя сдержано и не привлекать излишнего внимания?» Умеют ли «соблюдать чистоту и порядок?»
Дети пятого-шестого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.
Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням[2].
Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Очень популярными являются диагностики детей, предусматривающие проведение аналитических стандартизованных наблюдений за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих диагностик требует специального опыта и должно выполняться специалистами-психологами. Но так как психолог имеет гораздо меньше возможности наблюдать ребенка в естественной обстановке, чем воспитатель, то целесообразно организовать сотрудничество психолога с воспитателем — путем перекрестного сравнения собственных оценок и наблюдений психолога с оценками и наблюдениями воспитателя.
Метод фантастического выбора – один из самых любимых детьми. Производится апелляция к воображению ребенка, и на фоне воображаемой волшебной ситуации актуализируются и вербально оформляются ценностные предпочтения. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:
· Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.
· У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя?
Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.
Индивидуальная беседа с ребенком
Индивидуальная беседа с ребенком позволяет выявить отношение воспитанника к моральным ценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.
Заключение
Воспитание культуры поведения в общественных местах – один из важнейших показателей общей культуры поведения и развития общества на современном этапе. Поэтому проблема нашего исследования является актуальной и значимой .
По мнению ряда учёных, при формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении нужно использовать различные виды деятельности, показывая на примере ребёнку правильность выбранных действий .
Учёные также уверены, что сложившуюся ситуацию возможно исправить. Однако для этого надо работать с семьёй.
Чтобы понять, в чём проблема, нужно в первую очередь ответить на следующие вопросы :
- Не слишком ли завышены ваши к ребёнку требования: относительно порядка, послушания, режима, чистоты, опрятности?
- Не слишком ли часто в доме звучит слово « нет » ( « нельзя » )
- Как часто вы хвалите ребёнка? Обнимаете? Целуете? Гладите по голове?
- Не слишком ли часто наказываете?
- Как вы наказываете его?
Нужно никогда не забывать о границе дозволенного иначе это может пагубно отразиться на вашем ребёнке.
Семья и ДОУ, как известно, два основных института социализации ребёнка .Именно поэтому воспитателям нужно помочь родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в педагогических знаниях, научить сотрудничать с ребёнком, любить и понимать его.
Таким образом, воспитание в дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления культурных навыков необходимых ребёнку для дальнейшей жизни в обществе,что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/26/sam_2340.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/26/sam_2350.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-193734-1359729425.jpg)
Тема по самообразованию «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье»
Цель: воспитание культуры поведения детей среднего возраста на основе этикетных правил.Задачи:Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-263740-1371101189.jpg)
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
воспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностьювоспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностью...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-566083-1421557073.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-566083-1421557073.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/30/picture-717861-1448863451.jpg)
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей изучалась и рассматривалась педагогами и психологами с давних времён и до нашего времени. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, О.А. Сок...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-972031-1583296872.jpg)
Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....