Статья "Планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию"
статья (младшая группа)
Составление плана опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_slashcheva_e.a.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное казённое учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Центральный»
(структурное подразделение)
Адрес:111538 ,г.Москва , ул.Вешняковская, д.27а.
тел./факс:8(499)373-95-10, 8(499)373-78-10, 8(499)373-75-63; е-mail: dr6f@dszn.ru
Статья:
« Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию»
Выполнила: воспитатель Слащева Елена Александровна
Москва, 2019
"Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам"
Ральф Уолдо Эмерсон.
От рождения всякий ребенок, здоров ли он или с особенностями - уже исследователь. Природа дала ему жажду познания окружающего мира. Стремление исследовать, наблюдать, самостоятельно знакомиться с ближайшим окружением – главные черты обычного детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка. Поэтому в процессе исследовательского поведения происходит психическое развитие ребенка. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Знакомясь с предметами и явлениями, у малыша развиваются органы чувств. Активизируются самостоятельность и свобода действий с предметом, развиваются умственные возможности ребенка. Малыш испытывает радость от свободной деятельности. Восприятие мира ребенком в раннем возрасте идет через чувства и ощущения. Познавая предмет, ребенок сначала соприкасается с внешними его признаками: величиной, формой, цветом, температурой, фактурой. Л.С. Выготский когда-то сказал, что своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Со временем малыш начинает задавать вопросы о сущности и закономерностях предметов и явлений. С этого момента мы можем не давать ребенку готовую информацию, а совместно с ним быть участниками небольших экспериментов, помогающих ответить на детские вопросы и рождающих маленьких исследователей. Древнекитайская мудрость гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".
Роль экспериментатора ребенку очень близка. В раннем возрасте детям присуще наглядно-действенное мышление, а основой его является эксперимент. Таким образом, в первые три года жизни практическое экспериментирование является ведущим способом познания мира ребенком.
Воздействуя на предметы и явления окружающего с целью познания и освоения, ребенок учится самостоятельности в практических действиях, развивает в себе познавательную активность. Накапливая багаж знаний о предметах, малыш стремится познать окружение не только вширь, но и вглубь. Он получает новые знания, ставит новые цели и преобразует предметы. В экспериментировании с предметами ближайшего окружения происходит саморазвитие ребенка. И, если лишить ребенка возможности исследовать окружающее, его психическое развитие, в лучшем случае, замедлится, и ребенок не получит необходимых представлений о свойствах предметов и явлений окружающего. Мало того, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Поэтому с раннего детства необходимо знакомить ребенка не только с предметным миром, но и с миром природы, формирующим познавательный интерес малыша, развивающим наблюдательность, активизирующим эмоциональность.
Дети раннего возраста открыты и непосредственны. Они легко привлекаются к совместной с педагогом деятельности. Они с удовольствием обследуют предметы, бумагу, песок; экспериментируют с водой: красят ее, замораживают, разливают; наблюдают, как снег превращается в воду, узнают, что камни тонут в воде, а бумага нет – кораблики плавают в ванночке. Задача любого взрослого, поддерживать в юных исследователях желание делать открытия, постоянно узнавать новое о знакомых предметах и явлениях.
Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами бумаги, воды и песка. Мы проводим опыты с магнитами, мыльными пузырями.
Зимой мы знакомимся со льдом, снегом. Ранней весной наблюдаем за сосульками, чуть позже за ручейками, сажаем «огород» на подоконнике, летом отслеживаем изменения в жизни растений на грядках. Дети замечают появление из набухших почек нежных зеленых листочков. А осенью отмечаем разноцветие листьев в букете.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, в организации экспериментальной деятельности мы ориентируемся на эмоциональную окрашенность опытов, культивируем желание действовать самостоятельно и в команде. Ориентируемся на принцип повтора, предлагая детям исследовать одно и то же свойство предмета в разных сочетаниях.
Проведя анализ нервно-психического развития наших детей, мы отметили незначительность познавательной активности, низкий уровень самостоятельности, незнание способов действия с предметами.
Отсутствие благоприятных условий для развития самостоятельности при ознакомлении с ближайшим окружением, наблюдательности, исследовательских способностей, показало необходимость начать экспериментальную деятельность с детьми уже в раннем возрасте.
Изучая литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что опытно – экспериментальная деятельность в раннем возрасте, должна учитывать классические принципы построения и проводиться в гибкой системе, адаптированной к специфике данного возраста.
Предлагаемый нами материал для детского экспериментирования связан с жизнью детей и плавно перетекает в игру. Каждый ребенок личностно эмоционально заинтересован в экспериментальной работе с предлагаемым материалом. Объекты опытной деятельности доступны детям и безопасны. В ходе исследования дети решают проблемную ситуацию: помогают кукле Кате постирать платочки, котенку Кузе собрать камушки и перышки в корзиночки и прочее.
Первые занятия по детскому игровому экспериментированию дают начальные представления о свойствах изучаемого объекта, возможных способах действия с ним: «Вода»: дети узнают, что вода течет из крана (переливается из емкости в емкость), может пролиться. Водой дети моют руки, умываются. Руки и лицо становятся мокрыми, мы вытираем их полотенцем. Полотенце становится влажным, вешаем его сушиться.
Затем, на последующих занятиях, опытным путем дети узнают, что вода бывает теплая и холодная – разной температуры, если воду вынести на мороз, то она превратится в лед (замерзнет); вода не имеет цвета (бесцветна), но если ее окрасить, она становится цветной; вода не имеет вкуса, но, если в нее добавить сахар, она станет сладкой, а если ее посолить она станет соленая; если в воду опустить предмет, он станет мокрым; одни предметы плывут по воде (эти предметы мы можем назвать легкими), другие предметы – тонут (эти предметы - тяжелые).
Аналогичная работа проводится с песком, камнями, бумагой, снегом. Весной наблюдаем за ростом лука на подоконнике, набуханием и раскрытием почек на веточках тополя (березы), стоящих в вазе. Замачиваем бобовые, наблюдаем за появлением хрупкого белого корешка, сажаем их на огороде. Затем ухаживаем и наблюдаем до сбора урожая.
В процессе организованной деятельности по детскому игровому экспериментированию показываем практическую ценность полученных знаний. Накопленный опыт систематизируем и обобщаем. Помогаем детям правильно использовать их в различных бытовых ситуациях.
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Время проведения | Тема занятия | Цель | ||
Сентябрь | 1. «Свойства песка» | Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы). Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. | ||
2. «Почему получается или не получается куличик» | Ознакомление со свойствами песка. Если песок сухой, сыпучий - из него нельзя построить куличики, а если песок влажный, не сыпучий- из него можно построить куличики. | |||
3. «Песок и глина» | Познакомить детей со свойствами песка и глины. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать. | |||
4. « Дорожки и узоры из песка» | Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать узор. Из мокрого – нет. | |||
Октябрь | 1. «Озеро» | Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением. Движение воздуха - это ветер, различать его силу. | ||
2. «Как работает воздух» | Показать детям, как воздух может поддерживать предметы. | |||
3. «Летающие воздушные шары» | Выяснить свойство воздуха в шарах. Воздух выходит из шарика и шарик летит. | |||
«Игры с трубочками (соломинки)» | Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими. | |||
Ноябрь | 1. « Какая она, вода?» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая). | ||
2. «Вода – волшебница». | Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Воспитывать бережное отношение к воде. | |||
3. «Разноцветная водичка». | Продолжать знакомить со свойствами воды. Вода прозрачная, но может менять свою окраску. | |||
4. . «Превращение воды в хрустальные льдинки». | Познакомить со свойством воды (замораживание). Развивать умение делать выводы. | |||
Декабрь | 1. «Знакомство с бумагой» | Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства. | ||
2. « Бумага для рисования» | Научить определять качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность). | |||
3. «Бумага мнется» | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги. Определять качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | |||
4. «Чудесный мешочек» | Познакомить с органами чувств и их назначением. | |||
Январь | 1. «Каков он, снег?» | В процессе экспериментирования познакомить детей со свойствами снега. | ||
2. «Мы снежинки» | Показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. | |||
3. «Свойства снега » | Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. | |||
4. «Вода из снега» | Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры. | |||
Февраль | 1. «Избушка изо льда» | Знакомство со свойствами льда | ||
2. «Лед в воде» | Показать, как лед может таять в воде в зависимости от количества или качества и размера | |||
3. «Цветные льдинки» | Показать, как краска растворяется в воде и замерзает при низких температурах | |||
4. «Мороз, снег, лед» | Закрепление знаний о свойствах воды, снега и льда | |||
Март | 1. «Легкий и тяжелый» | Рассказать, что предметы бывают разные по весу, научить группировать предметы легкие-тяжелые | ||
2. «Тонет, не тонет, плавает» | Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). | |||
3. «Что тяжелее?» | Сравнить свойства песка, камня в воде. | |||
4. «Перышко» | Показать, что перо легче воздуха и воды(плавает на поверхности) | |||
Апрель | 1. «Сажаем лук» | Рассказать о луке и что необходимо для роста растений | ||
2. «Проращивание фасоли» | Расширить представления о росте растений. Особенности проращивания фасоли | |||
3. «Веточка березы»
| Наблюдение за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. Рассказать о потребности растения в тепле. | |||
4. «Свет повсюду» | Рассказать, что источники света могут быть природные и искусственные | |||
Май | 1. «Огород у окна»
| Дать представление о возможности взращивание лука из луковицы при наличии необходимых условий | ||
2. «Солнечные зайчики» | Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности | |||
3. «Мыльные пузыри» | Познакомить детей со свойствами мыльной воды и научить их самостоятельно пускать мыльные пузыри | |||
4. «Играем с губкой». | Знакомство со свойствами губки. Научить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. |
Благодаря целенаправленной работе по опытно - экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными. Происходит становление их эмоционального статуса. Развиваются такие психические процессы как восприятие, внимание, память, формируются понятийный и речевой аппараты, углубляются знания и представления об окружающем. Оттачивается общая и мелкая моторика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях .центра содействия семейному воспитанию.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы...
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...
Статья "Духовно-нравственное воспитание в условиях центра содействия семейному воспитанию"
Центр содействия семейному воспитанию в современном мире не только учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания....
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Воспитание дошкольников в условиях Центра содействия семейному воспитанию посредством трудовой деятельности
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию прида...
Особенности воспитания детей в разновозрастных группах в условиях Центра содействия семейного воспитания.
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Современные условия развития общества и перемены в нем, диктуют необходимость изменения подходов к орга...