Влияние отца на психическое здоровье ребенка в семье.
статья

Карнеевич Елена Валентиновна

Автор раскрывает признаки семьи с благоприятным психологическим климатом. Поясняет термин "психологическое здоровье" в семье.

В данной статье рассматриваются модели отцовского поведения, влияние отца и матери на воспитание детей. Особое внимание уделено формированию качеств личности отца на дочь и на сына. Показаны несколько выходов из травмирующей ситуации для ребенка, связанных с отсутствие  отца как главы семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1vliyanie_ottsa_na_psihicheskoe_zdorove_rebenka.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние отца на психическое здоровье ребенка».

Эпиграфом к моему выступлению, я взяла слова Л.Н. Толстого:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Одной из главных ценностей любого человека является здоровье.

Важнейшие компоненты здоровья следующие:

1. Физическое здоровье;

2. Психологическое здоровье;

3. Социальное здоровье;

4. Духовное здоровье.

Все они тесно связаны между собой. Нарушения в одном из них приводит к изменениям других составляющих.

Психологическое здоровье находит проявление в следующих факторах:

Состоянии личности;

• Эмоциональном самочувствии и благополучии;

• Внутреннем душевном комфорте.

Психологическим здоровьем является наивысший уровень психического здоровья.

Ребенок, который здоров психологически, является счастливым, живущим в гармонии с собой, не чувствующим дискомфорта внутри своей личности, умеющим защититься, но не нападающим первым.

Портрет психологически здорового ребёнка:

  • обладает уверенностью, адекватной самооценкой;
  • способен к сопереживанию;
  • испытывает чувство привязанности, любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
  • общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками;
  • доброжелателен к людям.

Одним из главных условий полноценного развития ребёнка является психологическая защищённость - осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях.

Такие дети легко принимают других людей, они способны чувствовать прекрасное, отличаются чувством юмора, склонностью к творческой работе.

Здоровая психика малыша формируется только в условиях благоприятного психологического микроклимата в семье.

Психологическая атмосфера в семье: сплоченность, условия развития, доброжелательность, защищенность, удовлетворенность.

В большинстве случаев в дружной, наполненной любовью и вниманием, уважением и доверием семье растут воспитанные, уверенные в себе и общительные дети.

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются:

  • стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;
  • беседовать на интересующие всех темы;
  • вместе выполнять домашнюю работу;
  • подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;
  • открытость семьи, гостеприимство.

В каждой семье детей воспитывают по-разному, однако каждому ребенку необходимы два человека: мама и папа.

Каково же влияние отца на психическое здоровье ребенка в семье?

Отец играет огромную роль психическое здоровье ребенка в семье.

Отец

Мать

-реализует потребность в том, чтобы не чувствовать себя одиноким, в   защите ребенка;

-"включенные отцы", т.е. активно участвующие в воспитании успешнее влияют на развитие ребенка, чем  "включенные матери";

-открывает ребенку мир, помогает расти умелым, уверенным в себе;

-склонен устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые игры с проявления физической силы и стихийности;

-формирует быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях;

-снимает нервное напряжение, заряжает положительными эмоциями;

-в развитии речи у детей отцы играют более важную роль, чем матери;

-больше общается с детьми в общественных местах: зоопарк, парк отдыха, совместные прогулки;

-формирует модель поведения, которой ребенок следует, половую самоидентичность сына и дочери;

-развивает представление о семейной иерархии;

-формируются внутренние границы и ощущение авторитета;

-"включенные матери", т.е. активно участвующие в воспитании менее успешно влияют на развитие ребенка, чем отцы;

Сын

Дочь

-знакомит с миром;

-учит разруливать конфликты и отстаивать свои интересы;

-развитие Сверх-Я, ответственного за усиление чувства ответственности за свои слова и поступки;

-уверенность в себе, которая идет от знания: я умею, я смогу, я справлюсь. Я – мужчина;

-учит быть мужчиной, передает мужские черты характера (мимику, жесты, речь), отношение к матери;

-определяет характер отношения к девочкам своим отношением к его матери;

-

Дочь - это "подарок" для отца.

Дочь - принцесса, а королевой является мать.

-формирует чувство собственного достоинства;

-адекватное представление о себе;

-уверенность в своих силах, в своей женской привлекательности и обаянии, в том, что достойна любви и уважения;

-формирует представление о семье на примере взаимоотношений отца и матери;

Модели отцовского поведения:

Традиционный отец.

Главные функции:

1) Обеспечение семьи/детей;

2) Защита семьи/детей;

3) Утверждение родительской власти как средству воспитания детей, приучение детей к дисциплине, порядку, в случае необходимости - наказание детей.

Традиционная «правильная» модель мужчины, прежде всего, связана с его работой и успехом как кормильца семьи. «Традиционный» отец заботится о своей семье как руководитель, наставник. Такой отец всегда эмоционально сдержан, часто суров и строг. Традиционные отцы, ни при каких условиях не идут на жертвы ради семьи.

Отсутствующий отец.

Практически не включен в повседневную жизнь своего ребенка/детей, либо утратил контакт с детьми вследствие развода; другими словами отсутствующий отец - это мужчина, не имеющий психологического или физического контакта со своими детьми.

Ответственный отец.

Основными показателями такого отцовства являются: эмоциональная близость с детьми; вовлеченность в непосредственный уход, общение и игры с ребенком; забота о детях; ответственность за их физическое и личностное развитие.

Новый отец.

Образ «нового» - любящего, заботливого отца способствовало увеличению участия мужчин в новых для мужчин сферах родительского поведения.

В определенные периоды жизни семьи он готов оставить свою профессиональную деятельность и быть так называемым домашним отцом, поскольку «...тепло, заботливость и близость одинаково благотворны для ребенка, независимо от того, практикует ли их отец или мать».

Вот, к примеру, в недавнем исследовании было показано, что в развитии речи у детей отцы играют более важную роль, чем матери. Если отец регулярно читает и разговаривает с ребенком, то к трем годам он чаще использует слова отцовского, а не материнского лексикона. Причем это не зависит от уровня образования матери и особенностей ее общения с ребенком. Отцы о языковых возможностях детей не особо осведомлены. По этой причине, их язык общения с ребенком более интересен и сложен. Папы проводят с детьми меньше времени, но это обстоятельство способствует развитию речи ребенка

Лучшее, что может сделать папа для дочки – сформировать у нее чувство собственного достоинства, адекватное представление о себе, уверенность в своих силах, в том, что она достойна любви и уважения.

Что касается мальчиков, то именно папа знакомит их с миром. С тем, как разруливать конфликты и отстаивать свои интересы. Как отвечать за свои слова и поступки. В общем, речь о той же уверенности в себе – не выдуманной, а глубинной – той, которая идет от знания: я умею, я смогу, я справлюсь. Я – мужчина.

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение "включенных отцов" и "включенных матерей", т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.

Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матерям не следует запрещать подобные игры и расценивать их как неумение отца играть с ребенком, на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно время от времени организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, чутко реагируют на их сигналы, становятся значимыми фигурами в детском мире. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше поводов для общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.

Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности.

Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры («Ладушки, «Сорока» и т.п.). Отцы устраивают необычные, энергичные непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца  (или принцессы) или в злого и ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся проявления физической силы и стихийность. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличии от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность.  Отметим, что трех-четырехлетние  дети с большим желанием общаются с родителями противоположного пола –подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем.

Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик, учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый должен осознавать это и помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам.

У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.  Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его  «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе.

Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее благополучие

Какие критерии определяют уровень психологического здоровья детей?:

1. Позитивное настроение;

2. Стремление улучшить качество главных видов деятельности;

3. Благополучное разрешение проблем, связанных с возрастными кризисами;

4. Успешное выполнение социальной роли;

5. Хороший уровень адаптации в социуме;

6. Душевный комфорт ребенка;

7. Адекватное социальное поведение ребенка;

8. Понимание себя и окружающих людей;

9. Реализация способностей в разнообразных сферах жизни;

10. Ответственность за свой выбор.

Степени детского психологического здоровья:

Креативный: малыш прекрасно адаптируется в окружающей среде, умеет бороться со стрессами, творчески относится к жизни. Такие малыши не нуждаются в психологической помощи;

Адаптивный: малыш хорошо адаптируется к социуму, но для него характерна повышенная тревожность;

Дезадаптивный: ребенок стремится приспособиться к окружающему миру, жертвуя своими способностями, возможностями и желаниями или подчиняя к себе окружающих. Такие дети нуждаются в психологической помощи.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА:

Условиями нормального психологического развития малышей являются следующие:

• Спокойная атмосфера в доме;

• Доброжелательная семейная обстановка;

• Правильный выбор стиля семейного воспитания;

• Поведение родителей;

• Обеспечение его психологической безопасности. Одной из главных задач родителей является оказание помощи и поддержка ребенка в трудные минуты его жизни.

Хорошее психологическое здоровье благоприятно сказывается на физическом здоровье ребенка. Основным благоприятным условием нормального психологического развития ребенка является спокойная обстановка, постоянное присутствие взрослых, которые с ним играют, общаются, развивают самостоятельность.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ:

1. Развитие активности малыша - двигательной, познавательной, коммуникативной - с учетом его возраста;

2. Способствование накоплению навыков самостоятельного преодоления жизненных трудностей;

3. Побуждение малыша к познанию самого себя, своих особенностей, возможностей, причин и последствий поведения;

4. Создание благоприятной среды для развития малыша, чтобы он имел возможность видеть идеальную среду.

Проблема значения отцовской мужской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных не только в России, но и во всем мире. Современные исследователи связывают с недостаточной представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы современного человека.

Роль отца сводится к совокупному выполнению им следующих важных задач: содействию перестройке первоначально эмоционально слитных отношений ребенка с матерью; открытию ребенку новых, качественно иных способов взаимодействия; содействию развитию у ребенка представлений о семейной иерархии, и формированию у ребенка представлений о себе как о потомке двух родов: не только материнского, но и отцовского.

Сегодня манус показывает, какую творческую роль может играть в положительном формировании личности сына любящий нежный отец. Отсюда напрашивается вывод, что разрешение семейных проблем кроется, может быть, не в отказе отца и матери от своих ролей, как считают некоторые энтузиасты, а в том, чтобы они дополняли друг друга.

В каждой семье детей воспитывают по-разному, однако каждому ребенку необходимы два человека: мама и папа.

Что делать матери и как воспитывать дочь/сына, если отец не может или не хочет принимать участие? Главным образом, важно не лишать ребенка отца, если даже его нет. Речь идет о формировании у ребенка позитивного мужского образа.

Следует также отметить, что отец в полной семье часто является высшим авторитетом. В каждой стае, чтобы она не развалилась, есть вожак. В большинстве семей эту функцию выполняет отец, всегда умный и хороший, именно он принимает решения и помогает ребенку при необходимости сделать правильный выбор. Среди сверстников вызывает уважение фраза: Так мне папа сказал. Авторитет же матери часто недооценивается, так как она больше времени проводит с ребенком, а такое тесное общение подразумевает не только радости, но и недопонимания, наказания и обиды. Авторитет матери чаще подвергается испытанию, снижается и критикуется, особенно если она сделала что-то не так. Авторитет же отца обычно не страдает из-за бытовых моментов, даже если он руководит процессом воспитания с дивана и активизируется лишь при решении серьезных проблем.

У ребенка есть потребность не чувствовать себя одиноким, в том, чтобы его кто-то защищал. Часто эту роль играет отец. В детских коллективах материнская забота о ребенке, естественная и необходимая, почти всегда котируется ниже отцовской. Все знают, как ребенок любит хвастаться профессией, работой, взаимоотношениями с отцом, порой выдумывая подробности, возвеличивающие его до небывалых высот, которых в жизни никогда не было и не могло быть.

Сыну необходимо видеть, как приятно быть мужественным, великодушным и ответственным за свои действия. Причем отмечать и то, что мать может быть ранимой, слабой и послушной, в некоторых вопросах уступчивой и идущей на поводу у мужа. Наиболее полное развитие невозможно без реализации у ребенка Эдипова комплекса, когда отец является естественным конкурентом в борьбе за мать. Следствием таких отношений является дальнейшее развитие Сверх-Я, ответственного за усиление у ребенка чувства ответственности. Если же конкурентов не будет, то незачем будет соревноваться, в будущем это может обеднить жизнь мальчика. Для девочки отец нужен не менее сильно. Дочка замечает, как мама ведет себя дома: убирается, готовит, наряжается, красится и так далее. Но для кого же она все это делает? Прежде всего — для папы. Таким образом, девочка, девушка осознает свою половую идентичность, это поможет ей в создании собственной семьи.

Из современных тенденций семейных отношений следует отметить сближение мужской и женской ролей в семье вплоть до их перемены местами. Уже не удивительно, когда женщина занимается бизнесом или карьерой, часто зарабатывая больше мужа, и поэтому меньше времени проводит с ребенком. И обратная ситуация, когда отец больше времени проводит дома, общаясь с ребенком и занимаясь хозяйством. Уже не является исключением, когда отпуск по уходу за новорожденным берет меньше зарабатывающий или не столь дорожащий работой отец, в то время как мать практически не отрывается от своего бизнеса. Причем интересно: если женщину в таких случаях общество чаще осуждает, то на мужчину оно смотрит благосклонно, более того — с видимым сочувствием. В юридической же практике отцы стали чаще выигрывать судебные дела с тем, чтобы после развода ребенок оставался с ними.

Эти тенденции изменения гендерных ролей не сильно зависят от развития цивилизации, как может показаться на первый взгляд. Приведем отрывок из интересных наблюдений известного этнографа М. Мид над племенем манус (Новая Гвинея): В семье главную роль играет отец — нежный, заботливый, терпеливый защитник. Привязанности к ребенку матери отводится меньше места. Нам, привыкшим к семье, в которой отец — суровый и несколько отделенный диктатор, а мать ребенка — его защитница и адвокат, интересно будет найти общество, в котором отец и мать поменялись местами. Сегодня манус показывает, какую творческую роль может играть в положительном формировании личности сына любящий нежный отец. Отсюда напрашивается вывод, что разрешение семейных проблем кроется, может быть, не в отказе отца и матери от своих ролей, как считают некоторые энтузиасты, а в том, чтобы они дополняли друг друга.

Благодаря отцу у ребенка формируются внутренние границы и ощущение авторитета. Отец - словно закон, который необходим для здорового функционирования личности.

Изначально функция границ идет от отца.

Без наличия внутренних границ нет возможности для развития, ведь ощущение всемогущества и вседозволенности отводит нас к младенческому периоду.

Человек, у которого нет никаких границ и которому " Все можно"- словно младенец или маленький ребенок, в голове которого нет понятия того, что делать нельзя, что вредно, а что полезно, что безопасно, а что опасно, что может обогатить, а что опустошить, что может разрушить и убить. Такой человек живет " без царя в голове", уничтожает и обесценивает все авторитеты, закрывает глаза на опасность и ведет себя деструктивно, не имеет опоры и защиты.

Внутренние границы и "отец" защищают от поглощающей материнской фигуры и отделяют ребенка от матери, таким образом, у этого ребенка есть ощущение своей отдельности, защиты, опоры и уверенности. Такой ребенок способен выстраивать здоровые, полноценные отношения, а не отношения, построенные на слиянии, растворении в другом человеке, не отношения, где присутствует вечный страх потерять себя, потерять опору и защиту или умереть от разрыва.

Отец для дочери

Для дочери очень важно присутствие отца, одними из функций которого является защита и формирование у девочки ощущения своей красоты, ценности и привлекательности. Дочь - это "подарок" для отца. Если отец относится к ней с любовью и инвестирует в нее эмоционально, если он смотрит на нее любящими глазами и при этом любит ее и любит ее мать, у нее формируется положительный образ себя.

Отношение отца к дочери формирует у нее ощущение своей ценности, своей красоты.

Дочь - принцесса, при этом королевой является мать.

Если дочь является для отца более ценной и привлекательной, чем мать, ее границы под угрозой. Такая дочь может в будущем иметь проблемы в отношениях с мужчинами и в буквальном смысле желать стать матерью. Такая дочь может отказываться от отношений с мужчинами и оставаться вечной рабыней своего отца, ведь отношения с "другим" ей уже не нужны, мужчина у нее уже есть, и он незаменим.

Если же отец любит дочь как принцессу, но королевой для него является его супруга, то у дочери сформируется позитивный образ отца, и, повзрослев, она сможет построить отношения с мужчиной и полюбить своего мужчину, который хоть и может быть похожим на ее реального отца, но не являться им в буквальном смысле. Кроме того, она будет знать себе цену и бережно относиться к себе, любить себя и ощущать защиту даже без постоянного наличия мужчины рядом с ней.

Что делать матери и как воспитывать дочь/сына, если отец не может или не хочет принимать участие?

Главным образом, важно не лишать ребенка отца, если даже его нет. Речь идет о формировании у ребенка позитивного мужского образа. Если же такой образ отсутствует у самой матери, работа с психологом может помочь реанимировать "убитого внутри отца", вырастить внутреннего отца и, как следствие, помочь в построении новых отношений с мужчинами, возвращении доверия к противоположному полу и полноценному воспитанию ребенка.

половую самоидентичность. Отметим, что трехчетырехлетние дети с
большим желанием общаются с родителями противоположного пола –подобно
тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если
похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений
найдет свое дальнейшее развитие в будущем. 
Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении
с ним, подражая ему, мальчик, учится быть мужчиной, приобретает типично
мужские черты характера. Каждый должен осознавать это и помнить, что с
самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых
незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в
отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере
определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто
мальчики, лишенные отцовского внимания,  недостаточно зрелые
несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы,
коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление
к разрушительству. 
У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется
представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к
женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения,
конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать
возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных
Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской
детей. 
привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его «дочь
умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе.
Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек
беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство
привлечения внимания.

моделей отцовского поведения:

Традиционный отец. Традиционно роль отца, хотя и весьма различающаяся в разных культурах, сводится к следующим главным функциям:

1) обеспечение семьи/детей; 2) защита семьи/детей; 3) утверждение родительской власти как средству воспитания детей, приучение детей к дисциплине, порядку, в случае необходимости - наказание детей [10].

Традиционная «правильная» модель мужчины, прежде всего, связана с его работой и успехом как кормильца семьи: мужчина должен работать без устали и усталости, делать карьеру, зарабатывать деньги, по возможности иметь успех и в семье. Но, главное, кормить ее. Сознательно или подсознательно мужчины следуют данной модели, она руководит ими. При этом ограничиваются возможности мужчин для освоения других моделей ролевого поведения. Другой важный аспект традиционной роли отцовства - это руководящие функции в семье. «Традиционный» отец заботится о своей семье как руководитель, наставник. Такой отец всегда эмоционально сдержан, часто суров и строг. Традиционные отцы, ни при каких условиях в своих занятиях или карьерных планах не идут на жертвы ради семьи. Традиционные модели отцовства сохраняются в нашем обществе, более того, они активно поддерживаются и насаждаются [11].

«Отсутствующий отец» - это отец, который практически не включен в повседневную жизнь своего ребенка/детей, либо утратил контакт с детьми вследствие развода; другими словами отсутствующий отец - это мужчина, не имеющий психологического или физического контакта со своими детьми. Феномен отсутствующего отца наиболее широко был представлен в нашей стране в советское время.

«Ответственный отец». Ответственное отцовство - это составная часть явления «ответственное родительство». «Ответственный и заботливый отец - одна из главных ипостасей «нового мужчины»» [12]. Основными показателями такого отцовства являются: эмоциональная близость с детьми; вовлеченность в непосредственный уход, общение и игры с ребенком; забота о детях; ответственность за их физическое и личностное развитие.

Определенная группа мужчин, принадлежащих к успешным и активным социальным слоям, достигнув определенного уровня личного - материального и духовного - развития, начинают менять свое отношение к семейной жизни и проявляют активный интерес к воспитанию детей [14]. Они становятся равноправными участниками процесса подготовки к рождению ребенка - во многом нового аспекта семейных отношений и поведения будущих отцов. Самим отцам становится важно и интересно находиться в «информационном пространстве» процесса беременности. Будущие отцы помогают женам готовиться к родам, присутствуют при рождении детей, что, по мнению специалистов, формирует их эмоциональную связь с детьми, осуществляют повседневный уход за маленькими детьми [13]

«Новый отец». Новый отец - наименее распространенный тип поведения по сравнению с предыдущими моделями, и в большей мере характерен для западной, чем для отечественной культуры. Всевозможные меры социальной политики, ориентированные на «активизацию» отцовства, активное конструирование образа «нового» - любящего, заботливого отца способствовало увеличению участия мужчин в новых для мужчин сферах родительского поведения [11]. Отличительной особенностью поведения таких отцов является реализация принципа эгалитарности во всех аспектах родительской роли. Такие отцы осуществляют постоянный контакт со своими детьми, они включены в их дела и проблемы, проводят с детьми много времени, играют с ними и помогают в учебе. Особенно заметен вклад таких отцов в воспитание детей до трех лет; если у традиционных отцов этот вклад ничтожен, то у новых отцов он примерно равен материнскому вкладу.

Главная отличительная особенность такой модели отцовского поведения заключается в том, что отец признает, что домашняя работа может быть альтернативой заработка. Поэтому в определенные периоды жизни семьи он готов оставить свою профессиональную деятельность и быть так называемым домашним отцом, поскольку «...тепло, заботливость и близость одинаково благотворны для ребенка, независимо от того, практикует ли их отец или мать» [14,].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Как сохранить психическое здоровье ребенка в семье"

На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очере...

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

Презентация: "Психическое здоровье ребенка в семье"

Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.Достаточно часто трудности ребёнка берут начало ещё в младенчестве ( от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью мо...

Влияние отца на психическое развитие ребенка.

Влияние отца на психическое развитие ребенка.Какова роль и функции отца в семье? Как воспринимает папу кроха? Чем отличается материнский стиль воспитания от отцовского?Ответы на эти вопросы можно отыс...

Влияние отца на психическое развитие ребёнка

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребёнка, включённость в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспече...

Влияние семьи на психическое здоровье ребенка

В консультации раскрывается вопрос влияния семьи на психическое здоровье ребенка дошкольного возраста...