предметно-пространственная среда в детском саду
консультация
Содержание развивающей предметно-пространственной среды по познавательному развитию
(наличие пособий, материалов, оборудования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
уголок познавательного развития | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
2 младшая группа
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
(наличие пособий, материалов, оборудования)
1. Самообучающие или автодидактическе игрушки;
2. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру;
3. Лото, домино в картинках;
4. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии);
5. Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания);
6. Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых в различные отрезки времени;
7. Наборы иллюстраций с изображением игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и предметов ближайшего окружения в единственном и во множественном числе;
8. Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий;
9. Макет проезжей части;
10. Макет светофора (зеленый и красный сигналы);
11. Предметы и игрушки одного типа, различные по назначению, цвету и размеру, форме и размеру;
12. Матрешки трех-четырехместные;
13. Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец;
14. Сборно-разборные игрушки;
15. Пособия на липучках;
16. Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);
17. Наборы разрезных и парных картинок (из 2-6 частей);
18. Башенки из уменьшающихся по размеру колец разной формы, чередуемых в определенной последовательности (2-3 цвета);
19. Наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками (по 2-6 кубиков);
20. Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами в форме геометрических фигур;
21. Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;
22. Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов);
23. Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов);
24. Различные виды мозаики;
25. Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);
26. Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;
27. Набор для забивания: молоточек с втулочками;
28. Набор шумовых коробочек;
29. "Чудесные мешочки" ("хлопушка", "фонарик" и пр.);
30. Клеенчатые полоски различной длины, ширины;
31. Игры для интеллектуального и сенсорного развития;
32. Парные картинки (мяч большой - мяч маленький; лопата красная - лопата зеленая; ведерко красное - ведерко желтое пр.);
33. Наглядно-дидактические пособия, серия "Мир в картинках":
- Инструменты домашнего мастера. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Водный транспорт М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Автомобильный транспорт. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Бытовая техника. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Посуда. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Мой дом. М.: Мозаика-Синтез, 2005
34. "Загадочные" предметы (например, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа, часы, диктофон, телефон, кофемолка) со следующими свойствами:
- неопределенные по форме, назначению, незнаковые ребенку;
- имеющие оптимальный уровень сложности предмета (оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта);
- открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций;
35. Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры);
36. Фланелеграф;
37. Счетные палочки;
38. Коробочки с условными символами "Рукотворный мир" и "Природный мир" и соответствующими предметами, объектами в них;
39. Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани платье, шторы, одеяло), глины кувшин, фигурки животных, чашки), дерева (дом, стол, ложка, матрешки);
40. Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда взрослых дома и в детском саду;
41. Иллюстрации, изображающие инструменты ножницы, иголки, пила и т.д.);
42. Контурные и цветные изображения предметов.
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
1. В "Центре познавательного развития" НЕ используются предметы из стекла, предметы диаметром менее 3 см.;
2. Предметы и игрушки выполнены из разного материала дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание;
3. Предусмотрен максимальный уровень размещения оборудования;
4. Обеспечен свободный доступ детей к материалам и пособиям;
5. "Центр познавательного развития" расположен вблизи источника естественного света (окна);
6. Осуществляется сменяемость материала по мере изучения; подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления;
7. Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;
8. Подобраны предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать;
9. "Центр познавательного развития" частично изолирован от других центров;
10. Предусмотрены задания различной степени сложности;
11. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми;
12. Имеется в наличии материал на подгруппу детей.
Средняя группа
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
(наличие пособий, материалов, оборудования)
1. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал);
2. Лото, домино в картинках;
3. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии);
4. Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разного цвета, прочности, тяжести;
5. Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.);
6. Схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв;
7. Числовой ряд;
8. Картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);
9. Картинки с изображением частей суток и их последовательности;
10. Мелкая и крупная геометрическая мозаика;
11. Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);
12. Наборы разрезных и парных картинок (из 6-10 частей);
13. "Чудесные мешочки" ("ящик ощущений");
14. Игры для интеллектуального развития разнообразной тематики и содержания;
15. Наглядно-дидактические пособия, серия "Мир в картинках":
- Инструменты домашнего мастера. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Бытовая техника. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Посуда. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Мой дом. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
16. Наглядно-дидактические пособия, серия "Рассказы по картинкам":
- Профессии. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
17. Фланелеграф;
18. Цветные счетные палочки, логические блоки;
19. Коробочки с условными символами "Рукотворный мир" и "Природный мир" и соответствующими материалами в них;
20. Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, ткани, глины и т.д.;
21. Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда взрослых и детей дома и в детском саду;
22. Алгоритмы линейных и разветвленных типов (порядок следования объектов обозначается стрелкой);
23. Контурные и цветные изображения предметов;
24. Развивающие игры: "Логические кубики;, "Уголки", "Колумбово яйцо", "Составь куб", "Танграм", "Геометрические головоломки", "Сложи узор", "Куб-хамелеон", "Уникуб" и др.;
25. Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине;
26. Пособия по краеведению (символика родного города и страны, книги, альбомы, фотоматериалы);
27. Пособия для составления целого из частей;
28. Счеты;
29. Пазлы;
30. Песочные часы;
31. Чашечные весы;
32. Числовые карточки.
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
1. Пособия в "Центре познавательного развития" выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание;
2. Предусмотрен свободный доступ детей к пособиям и материалам;
3. "Центр познавательного развития" расположен вблизи источника естественного света (окна);
4. Осуществляется сменяемость материала по мере изучения; подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления;
5. Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;
6. Подобраны предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать;
7. "Центр познавательного развития" частично изолирован от других центров;
8. Предусмотрены задания различной степени сложности;
9. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми;
10. Имеется в наличии материал на подгруппу детей;
11. "Центр познавательного развития" организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желанию играть.
Старшая группа
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
(наличие пособий, материалов, оборудования)
1. Лото, домино в картинках;
2. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии);
3. Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разного цвета, прочности, тяжести;
4. Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.);
5. Картинки с изображением частей суток и их последовательности;
6. Мелкая и крупная геометрическая мозаика;
7. "Чудесные мешочки" ("ящик ощущений");
8. Игры для интеллектуального развития;
9. Наглядно-дидактические пособия, серия "Мир в картинках":
- Инструменты домашнего мастера. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Бытовая техника. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Посуда. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Мой дом. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
10. Наглядно-дидактические пособия, серия "Рассказы по картинкам":
- Профессии. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
11. Фланелеграф;
12. Коробочки с условными символами "Рукотворный мир" и "Природный мир" и соответствующими материалами в них;
13. Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, ткани, глины и т.д.;
14. Алгоритмы линейных и разветвленных типов;
15. Контурные и цветные изображения предметов;
16. Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине;
17. Пособия для нахождения сходства и различия;
18. Пособия для составления целого из частей;
19. Пазлы;
20. Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок;
21. Пособие для обучения чтению "Окошечки" (в них вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх и вниз);
22. Материалы для развития у детей графических навыков;
23. Доска, мел, указка;
24. Картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием);
25. Макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели;
26. Спиралевидные модели на познание временных отношений;
27. Картинки с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля;
28. Шашки;
29. Календарь недели.
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
1. Предусмотрен свободный доступ детей к пособиям и материалам;
2. "Центр познавательного развития" расположен вблизи источника естественного света (окна);
3. "Центр познавательного развития" частично изолирован от других центров;
4. Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;
5. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми;
6. Имеется в наличии материал на подгруппу детей;
7. "Центр познавательного развития" организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желанию играть.
Подготовительная группа
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
(наличие пособий, материалов, оборудования)
1. Лото, домино в картинках;
2. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок;
3. Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разного цвета, прочности, тяжести;
4. Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду;
5. Схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым изображением гласных, согласных, твердых и мягких звуков;
6. Мелкая геометрическая мозаика;
7. Набор разрезных картинок;
8. "Чудесные мешочки" ("ящик ощущений");
9. Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания;
10. Фланелеграф;
11. Коробочки с условными символами "Рукотворный мир" и "Природный мир" и соответствующими материалами в них;
12. Алгоритм описания предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру, цвет, форма, основные части, размер, вес (легкий или тяжелый), материал, назначение;
13. Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, ткани, глины и т.д.;
14. Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда детей и взрослых дома и в детском саду;
15. Алгоритмы линейных и разветвленных типов;
16. Контурные и цветные изображения предметов;
17. Пособия для нахождения сходства и различия;
18. Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок;
19. Смешанные модели слов;
20. Пособие для обучения чтению "Окошечки" (в них вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх и вниз);
21. Пособия для развития у детей графических навыков;
22. Доска, мел, указка;
23. Карточки с буквами;
24. Картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием);
25. Шашки;
26. Календарь недели;
27. Картинки с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля;
28. Детские энциклопедии и познавательная детская литература, содержащие знания по истории, географии, об особенностях организма человека;
29. Глобус;
30. Географические карты;
31. Планы группы, детского сада, района, города, области;
32. Иллюстрации, изображающие одежду (зимнюю, демисезонную, летнюю), головные уборы, обувь (кожаную, резиновую), постельное белье, транспорт, посуду (чайную, столовую, кухонную);
33. Иллюстрации, изображающие разные виды производительного и обслуживающего труда, характерного для данной местности, разнообразные профессии людей, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея) и на разных производствах (машиностроители - фермеры, фермеры - работники пищевой промышленности - продавцы), где ярко выражен обмен результатами труда;
34. 2-3 вида азбук;
35. Календарь по знакомству с временными отношениями (сутки, неделя, дни недели, месяц, минута, час; неделя - месяц, месяц - год);
36. Тетради в клетку и в линейку;
37. Циферблат часов.
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды
1. Пособия выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.);
2. Предусмотрен свободный доступ детей к пособиям и материалам;
3. "Центр познавательного развития" расположен вблизи источника естественного света (окна);
4. "Центр познавательного развития" частично изолирован от других центров;
5. Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;
6. Пособия и материалы имеют разный уровень сложности;
7. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми;
8. Имеется в наличии материал на подгруппу детей;
9. "Центр познавательного развития" организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желанию играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)
Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное сособенностями развития дошкольников 4-5 лет....
Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО
Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, с учетом их воз...
Предметно-пространственная развивающая среда для детского сада
Создание предметно-пространственной развивающей среды в детском саду является одним из сложных и ответственных процессов. Предлагаю вашему вниманию данную разработку, которая пригодится методистам, во...
Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС.
Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС....
Говорящая предметно-пространственная развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС
Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящая среда». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планир...