предметно-пространственная среда в детском саду
консультация

васильева ирина викторовна

Содержание развивающей предметно-пространственной среды по познавательному развитию

(наличие пособий, материалов, оборудования)

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 младшая группа

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

(наличие пособий, материалов, оборудования)

1. Самообучающие или автодидактическе игрушки;

2. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру;

3. Лото, домино в картинках;

4. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии);

5. Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания);

6. Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых в различные отрезки времени;

7. Наборы иллюстраций с изображением игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и предметов ближайшего окружения в единственном и во множественном числе;

8. Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий;

9. Макет проезжей части;

10. Макет светофора (зеленый и красный сигналы);

11. Предметы и игрушки одного типа, различные по назначению, цвету и размеру, форме и размеру;

12. Матрешки трех-четырехместные;

13. Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец;

14. Сборно-разборные игрушки;

15. Пособия на липучках;

16. Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);

17. Наборы разрезных и парных картинок (из 2-6 частей);

18. Башенки из уменьшающихся по размеру колец разной формы, чередуемых в определенной последовательности (2-3 цвета);

19. Наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками (по 2-6 кубиков);

20. Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами в форме геометрических фигур;

21. Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;

22. Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов);

23. Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов);

24. Различные виды мозаики;

25. Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);

26. Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;

27. Набор для забивания: молоточек с втулочками;

28. Набор шумовых коробочек;

29. "Чудесные мешочки" ("хлопушка", "фонарик" и пр.);

30. Клеенчатые полоски различной длины, ширины;

31. Игры для интеллектуального и сенсорного развития;

32. Парные картинки (мяч большой - мяч маленький; лопата красная - лопата зеленая; ведерко красное - ведерко желтое  пр.);

33. Наглядно-дидактические пособия, серия "Мир в картинках":

        - Инструменты домашнего мастера. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Водный транспорт М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Автомобильный транспорт. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Бытовая техника. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Посуда. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Мой дом. М.: Мозаика-Синтез, 2005

34. "Загадочные" предметы (например, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа, часы, диктофон, телефон, кофемолка) со следующими свойствами:

        - неопределенные по форме, назначению, незнаковые ребенку;

        - имеющие оптимальный уровень сложности предмета (оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта);

        - открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций;

35. Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры);

36. Фланелеграф;

37. Счетные палочки;

38. Коробочки с условными символами "Рукотворный мир" и "Природный мир"  и соответствующими предметами, объектами в них;

39. Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани платье, шторы, одеяло), глины кувшин, фигурки животных, чашки), дерева (дом, стол, ложка, матрешки);

40. Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда взрослых дома и в детском саду;

41. Иллюстрации, изображающие инструменты ножницы, иголки, пила и т.д.);

42. Контурные и цветные изображения предметов.

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

1. В "Центре познавательного развития" НЕ используются предметы из стекла, предметы диаметром менее 3 см.;

2.  Предметы и игрушки выполнены из разного материала дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание;

3. Предусмотрен максимальный уровень размещения оборудования;

4. Обеспечен свободный доступ детей к материалам и пособиям;

5. "Центр познавательного развития" расположен вблизи источника естественного света (окна);

6. Осуществляется сменяемость материала по мере изучения; подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления;

7. Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;

8. Подобраны предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать;

9. "Центр познавательного развития" частично изолирован от других центров;

10. Предусмотрены задания различной степени сложности;

11. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми;

12. Имеется в наличии материал на подгруппу детей.

Средняя группа

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

(наличие пособий, материалов, оборудования)

1. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал);

2. Лото, домино в картинках;

3. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии);

4. Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разного цвета, прочности, тяжести;

5. Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.);

6. Схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв;

7. Числовой ряд;

8. Картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);

9. Картинки с изображением частей суток и их последовательности;

10. Мелкая и крупная геометрическая мозаика;

11. Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);

12. Наборы разрезных и парных картинок (из 6-10 частей);

13.  "Чудесные мешочки" ("ящик ощущений");

14. Игры для интеллектуального развития разнообразной тематики и содержания;

15. Наглядно-дидактические пособия, серия "Мир в картинках":

        - Инструменты домашнего мастера. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Бытовая техника. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Посуда. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Мой дом. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

16. Наглядно-дидактические пособия, серия "Рассказы по картинкам":

        - Профессии. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

17. Фланелеграф;

18. Цветные счетные палочки, логические блоки;

19. Коробочки с условными символами "Рукотворный мир" и "Природный мир" и соответствующими материалами в них;

20. Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, ткани, глины и т.д.;

21. Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда взрослых и детей дома и в детском саду;

22. Алгоритмы линейных и разветвленных типов (порядок следования объектов обозначается стрелкой);

23. Контурные и цветные изображения предметов;

24. Развивающие игры: "Логические кубики;, "Уголки", "Колумбово яйцо", "Составь куб", "Танграм", "Геометрические головоломки", "Сложи узор", "Куб-хамелеон", "Уникуб" и др.;

25. Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине;

26. Пособия по краеведению (символика родного города и страны, книги, альбомы, фотоматериалы);

27. Пособия для составления целого из частей;

28. Счеты;

29. Пазлы;

30. Песочные часы;

31. Чашечные весы;

32. Числовые карточки.

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

1. Пособия в "Центре познавательного развития" выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание;

2. Предусмотрен свободный доступ детей к пособиям и материалам;

3. "Центр познавательного развития" расположен вблизи источника естественного света (окна);

4. Осуществляется сменяемость материала по мере изучения; подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления;

5. Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;

6. Подобраны предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать;

7. "Центр познавательного развития" частично изолирован от других центров;

8. Предусмотрены задания различной степени сложности;

9. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми;

10. Имеется в наличии материал на подгруппу детей;

11. "Центр познавательного развития" организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желанию играть.

Старшая группа

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

(наличие пособий, материалов, оборудования)

1. Лото, домино в картинках;

2. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии);

3. Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разного цвета, прочности, тяжести;

4. Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.);

5. Картинки с изображением частей суток и их последовательности;

6. Мелкая и крупная геометрическая мозаика;

7.  "Чудесные мешочки" ("ящик ощущений");

8. Игры для интеллектуального развития;

9. Наглядно-дидактические пособия, серия "Мир в картинках":

        - Инструменты домашнего мастера. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Бытовая техника. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Посуда. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        - Мой дом. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

10. Наглядно-дидактические пособия, серия "Рассказы по картинкам":

        - Профессии. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

11. Фланелеграф;

12. Коробочки с условными символами "Рукотворный мир" и "Природный мир" и соответствующими материалами в них;

13. Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, ткани, глины и т.д.;

14. Алгоритмы линейных и разветвленных типов;

15. Контурные и цветные изображения предметов;

16. Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине;

17. Пособия для нахождения сходства и различия;

18. Пособия для составления целого из частей;

19. Пазлы;

20. Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок;

21. Пособие для обучения чтению "Окошечки" (в них вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх и вниз);

22. Материалы для развития у детей графических навыков;

23. Доска, мел, указка;

24. Картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием);

25. Макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели;

26. Спиралевидные модели на познание временных отношений;

27. Картинки с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля;

28. Шашки;

29. Календарь недели.

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

1. Предусмотрен свободный доступ детей к пособиям и материалам;

2. "Центр познавательного развития" расположен вблизи источника естественного света (окна);

3. "Центр познавательного развития" частично изолирован от других центров;

4. Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;

5. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми;

6. Имеется в наличии материал на подгруппу детей;

7. "Центр познавательного развития" организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желанию играть.

Подготовительная группа

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

(наличие пособий, материалов, оборудования)

1. Лото, домино в картинках;

2. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок;

3. Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разного цвета, прочности, тяжести;

4. Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду;

5. Схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым изображением гласных, согласных, твердых и мягких звуков;

6. Мелкая геометрическая мозаика;

7. Набор разрезных картинок;

8.  "Чудесные мешочки" ("ящик ощущений");

9. Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания;

10. Фланелеграф;

11. Коробочки с условными символами "Рукотворный мир" и "Природный мир" и соответствующими материалами в них;

12. Алгоритм описания предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру, цвет, форма, основные части, размер, вес (легкий или тяжелый), материал, назначение;

13. Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, ткани, глины и т.д.;

14. Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда детей и взрослых дома и в детском саду;

15. Алгоритмы линейных и разветвленных типов;

16. Контурные и цветные изображения предметов;

17. Пособия для нахождения сходства и различия;

18. Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок;

19. Смешанные модели слов;

20. Пособие для обучения чтению "Окошечки" (в них вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх и вниз);

21. Пособия для развития у детей графических навыков;

22. Доска, мел, указка;

23. Карточки с буквами;

24. Картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием);

25. Шашки;

26. Календарь недели;

27. Картинки с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля;

28. Детские энциклопедии и познавательная детская литература, содержащие знания по истории, географии, об особенностях организма человека;

29. Глобус;

30. Географические карты;

31. Планы группы, детского сада, района, города, области;

32. Иллюстрации, изображающие одежду (зимнюю, демисезонную, летнюю), головные уборы, обувь (кожаную, резиновую), постельное белье, транспорт, посуду (чайную, столовую, кухонную);

33. Иллюстрации, изображающие разные виды производительного и обслуживающего труда, характерного для данной местности, разнообразные профессии людей, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея) и на разных производствах (машиностроители - фермеры, фермеры - работники пищевой промышленности - продавцы), где ярко выражен обмен результатами труда;

34. 2-3 вида азбук;

35. Календарь по знакомству с временными отношениями (сутки, неделя, дни недели, месяц, минута, час; неделя - месяц, месяц - год);

36. Тетради в клетку и в линейку;

37. Циферблат часов.

Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

1. Пособия выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.);

2. Предусмотрен свободный доступ детей к пособиям и материалам;

3. "Центр познавательного развития" расположен вблизи источника естественного света (окна);

4. "Центр познавательного развития" частично изолирован от других центров;

5. Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;

6. Пособия и материалы имеют разный уровень сложности;

7. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми;

8. Имеется в наличии материал на подгруппу детей;

9. "Центр познавательного развития" организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желанию играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное сособенностями развития дошкольников 4-5 лет....

Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО

Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей,  с учетом их воз...

Предметно-пространственная развивающая среда для детского сада

Создание предметно-пространственной развивающей среды в детском саду является одним из сложных и ответственных процессов. Предлагаю вашему вниманию данную разработку, которая пригодится методистам, во...

Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС.

Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС....

Говорящая предметно-пространственная развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС

Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящая среда». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планир...