"Взаимоотношения педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад"
статья
Новизна заключается в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников с целью формирования у них активной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vzaimootnosheniy_pedagogov_doshkolnogo_uchrezhdeniya_i_roditeley_detey.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема взаимоотношений педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Традиционные формы взаимодействия с семьей не всегда дают положительные результаты в отношениях между педагогами, родителями и детьми. Часто в процессе такого взаимодействия возникают различные противоречия. Поэтому возникла идея пересмотреть формы активной родительской позиции в условиях этих противоречий.
Новизна заключается в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников с целью формирования у них активной позиции.
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. И здесь, мы – педагоги детского сада готовы помочь в воспитании детей.
Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.
Наблюдения показывают, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Многие покупают специальную литературу, некоторые получают необходимую информацию через Интернет. Но в большинстве своем они пользуются случайной литературой и бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, по принципу “как меня воспитывали”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка, его проблемам.
Таким образом, основной идеей работы является активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;
Формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогами;
Привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
В решении этих задач можно использовать следующие направления:
– Изучение семьи ребенка, ее индивидуальных особенностей. Важной формой осуществления контакта с родителями станет индивидуальная работа, где обязательным условие – соблюдение педагогического такта и гибкости;
– Составление социального паспорта семьи
В дальнейшем эти данные позволят спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
– Составление алгоритма взаимодействия с семьей. Алгоритм взаимодействия включает 6 стадий, которые носят следующие названия:
-Поиск контактов при первой встрече;
-Обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке;
-Установление общих требований к воспитанию ребенка;
-Упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
-Реализация индивидуального подхода;
-Совершенствование педагогического сотрудничества.
-Составление плана работы с семьей.
План работы включает в себя:
– Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, ежедневные беседы, шкатулка вопросов (по запросам родителей);
– Обучение практическим умениям: как учить стихи с детьми, обучению детей чтению и т. д.
– Вовлечение родителей в образовательный процесс: Дни открытых дверей, цель которых знакомство с достижениями детей и методами работы с ними; совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки.
2. Формы взаимодействия с родителями
Здесь можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями. Традиционные – коллективные и индивидуальные: родительские собрания, беседы, тематические консультации, памятки для родителей, настенная наглядная информация. Для того чтобы традиционные формы были действенными, надо стараться активизировать родителей.
Родительские собрания – это действенная форма работы общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у нас есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
Традиционные родительские собрания можно сделать интересными, творчески подойти к их подготовке и увидеть положительные результаты. Родители на таких родительских собраниях не являются пассивными слушателями. Они отвечают на вопросы педагогов, приводят свои примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализируют педагогические ситуации. Хорошо зарекомендовали себя собрания с просмотром видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.
Собрания можно проводить как в форме вечеров вопросов и ответов, так и устного журнала, заседаний круглого стола. Рубрики разные: “Советы специалиста”, “Говорят дети”, “Это интересно”, “Справочное бюро”, “В кругу семьи”.
Надо постараться вызвать интерес родителей к обсуждаемой на собрании теме заранее: понаблюдать за ребенком дома во время игры, какие игры любит играть ребенок, какие телепередачи смотрит ребенок, какие вопросы чаще задает и т.д. В период подготовки к мероприятию заранее сформулировать проблемную тему (“Почему ребенок не слушается?”, “Можно ли обойтись без наказания”). Но при этом не забываем учитывать потребность родителей в обсуждении данной темы.
Памятки для родителей – форма работы, в которой кратко и лаконично даны советы родителям по воспитанию детей. Они доступны для всех родителей.
Можно использовать в своей работе тематические консультации. Например, схема “Спрашивайте – отвечаем”, т.е. консультирование по запросам родителей. Причем, это может быть как устная консультация, так и письменная.
Наглядно-информационные стенды – дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. На них всегда родители находят для себя нужную информацию: режим дня, сетка занятий, информация о дополнительных услугах, кого из детей можно поздравить с днем рождения, фотовыставки, какие возрастные особенности свойственны данному возрасту и многое другое.
Наряду с традиционными формами взаимодействия, можно использовать в работе и нетрадиционные:
– Информационно-аналитические – это изучение семьи, т.е. выявление интересов, потребностей, запросов родителей и т.д.
– Досуговые – их цель – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это – совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках.
– Познавательные – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: проведение консультаций, собраний в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, ток-шоу, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
– Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские – организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.
“Дни открытых дверей” – эта форма сотрудничества использовалась педагогами и ранее. Однако сегодня ее можно отнести к нетрадиционной в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. Дни открытых дверей помогли родителям увидеть стиль общения педагога с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Надо стремиться не только продемонстрировать педагогический процесс, но и вовлечь их в него. Родители в этот день свободно посещают дошкольное учреждение, знакомятся с жизнью ребенка в детском саду, видят, как он занимается, отдыхает, общается с друзьями. Родители могут участвовать в детских играх, получить мастер-класс на занятиях по изодеятельности, на физкультурном занятии. С ними могут побеседовать специалисты дошкольного учреждения. Все это помогает родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на педагогов детского сада, на воспитание в домашних условиях.
Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей способствует формированию активной родительской позиции. Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми лежит в сотрудничестве педагога и родителей, а также самих детей.
Мой опыт работы помог выработать ряд рекомендаций по взаимодействию педагогов с семьей:
Установите доверительный такт, верный тон разговора;
Найдите индивидуальный подход к каждой семье с учетом структуры семьи, опыта родителей, условий воспитания;
Поддерживайте уверенность родителей в собственных педагогических силах;
Объединяйте и сплачивайте родителей для помощи в решении различных вопросов организации жизни детей в группе, создавайте атмосферу сопричастности, общности интересов.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей детей, посещающих детский сад
Анкета для родителей детей, посещающих детский сад...
Вниманию родителей детей, посещающих детский сад!
Родители вправе:Приводить детей в детское учреждение и забирать их в соответствии с распорядком дня дошкольного учреждения.Знакомиться с учебной программой и распорядком дня детского учреждения....
Памятка для родителей детей, посещающих детский сад.
Права и обязанности родителей, требования к внешнему виду детей....
Вниманию родителей детей, посещающих детский сад!
Родители в праве:...
Консультация для родителей детей посещающих детский сад
Современные подходы к взаимаодействию воспитателя с родителями своих воспитанников...
Памятка для родителей детей, посещающих детский сад "Что нужно знать о коронавирусе"
Памятка для родителей, как уберечь себя и ребенка от коронавируса. Источник: Яндекс.здоровье....
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Русские народные игры в детском саду"
Рекомендации педагогам ДОУ по использованию русских народных игр в работе с дошкольниками...