Фестиваль педагогических идей
опыты и эксперименты (старшая группа)

Жирова Наталья Михайловна

" Организация работы по расширению представлений

детей дошкольного возраста о культуре правильного питания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_festival.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

" Организация работы по расширению представлений

детей дошкольного возраста о культуре правильного питания"

Наталья Михайловна Жирова - воспитатель

Детский сад №6 "Колокольчик"

 

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

С учётом того, что у современных детей имеются вкусовые пристрастия к продуктам с избытком углеводов, консервантов, можно предположить, что у детей дошкольного возраста не сформирована компетентность правильного здорового питания.

Необходимость работы в данном направлении возникла в процессе наблюдения за детьми во время приема пищи. Было замечено, что дети  в детском саду и дома отказываются от многих полезных и вкусных блюд.  Работать по данной теме, я решила через проектную деятельность.

Сначала я решила провести  эксперимент между двумя параллельными группами. Для я использовала комплекс диагностических методов, включающий:

  1. Индивидуальные беседы  с детьми.
  2. Наблюдение за детьми.
  3. Во время завтрака с детьми проводилось интервью.

Вопросы: Как называется каша которую нам приготовил повар на завтрак? Из какой крупы она приготовлена? Какие продукты нужны повару для того, чтобы приготовить кашу? Чем полезны каши? В ходе проведения интервью было выявлено, что большинство детей затрудняются отвечать на вопросы.

4.  Модифицированный  цветовой психодиагностический тест Максона Люшера.

Анализ результатов проведенного обследования показал, что 41% детей при выборе цветовой карточки оценивают  свое эмоциональное  самочувствие как негативное (выбирается черный,  коричневый и серый цвет). Этот выбор большинство детей сопровождали высказываниями "я кашу не люблю". Далее с одной из групп я начала работу.

Было проведено анкетирование среди родителей детей, с целью выявления соблюдается  ли режим питания в семье, а так же выяснить, что  кушают  дети в выходные дни. В анкетировании приняли участие 20 семей. Из опроса родителей  сделан вывод, что многие бы на завтрак предпочли бы омлет, бутерброд с колбасой и так далее. И в детском саду с удовольствием кашу едят единицы детей. И передо мной как перед воспитателем встала проблема: что нужно сделать для того, чтобы дети и их родители, задумались о значимости  полезной и нужной пищи для растущего организма.  Поэтому совместно с родителями мы решили  организовать работу по расширению представлений детей о культуре правильного питания по возрастам.

  1. Средняя группа – « Злаки, крупы, каши»
  2. Старшая группа – «Молоко и молочные продукты»
  3. Подготовительная группа –  «Полезные и вредные продукты»

Решив использовать в работе с детьми средней группы проектный метод, я поставила цель: Расширить  представления  детей  о злаковых  культурах,  о видах круп, каш и их значении для здоровья человека; сформировать у детей представление о каше как обязательном компоненте детского меню.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи :

  1. Научить узнавать и называть зерновые культуры, крупы и каши получаемые из них;
  2. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;
  3. Формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  4. Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
  5. Развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
  6. Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей, привлечение их к совместной деятельности.

В качестве организации занятий мною были внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, совместная работа с родителями, групповые дискуссии.

Основные методы обучения: исследовательский, объяснительно-иллюстративный, практический и поисковый.

Ожидаемый результат:

  1. Дети должны получить первичные представления о зерновых культурах, крупах и кашах, получаемых из них;
  2. Уметь различать и называть виды каш;
  3. Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
  4. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
  5. Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.

На основе анализа полученных данных был составлен перспективный план проектной деятельности. Были проведены такие беседы с детьми:

1. Что такое "Каша" и зачем ее есть?

2. Чем полезна каша?

3. "История русской каши"

Было проведено занятие по формированию целостной картины мира на тему: "Каша - пища наша". Цель этого занятия, познакомить детей со злаками рожь, пшеница, овес. Научить их различать и правильно называть  эти злаковые культуры.

 После проведения этого занятия, был создан альбом "Злаки в картинках", для того чтобы дети закрепляли знания полученные на занятиях и познакомились с теми злаками, которые мы не могли рассмотреть на занятии.

Была проведена беседа на тему: " Кто нам варит кашу" с последующей экскурсией на кухню детского сада. Цель экскурсии: формировать знания детей о том, из каких продуктов готовится каша и как она готовится; развивать наблюдательность; воспитывать уважение к труду повара.

На занятии по аппликации "Украсим тарелку для каши" с использованием круп. Цель: формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания.

 Была выполнена коллективная работа " Курица с цыплятами". Целью этого занятия было обучить детей технике аппликаций из пшена. 

Для закрепления знаний о видах круп была изготовлена игра " Угадай на ощупь". Цель этой игры научить детей распознавать крупу на ощупь, которая находится в мешочках, и соотносить ее с крупой находящейся в емкости.

В игре "Купи правильные продукты для каши" ставилась цель закрепить знания детей о том, из каких продуктов готовится каша.

В игре "Найди свою половинку" дети закрепляли знания о том, из какой крупы получается та или иная каша.

Книжный уголок пополнялся альбомами: "Фольклор о каше", "Стихи о кашах", "Сборник сказок про каши".  

Из альбома " Стихи о кашах" детьми было заучено много стихов.

Работа по расширению представлений о пользе каш включала не только работу с детьми, но и работу с родителями. В уголке для родителей были оформлены консультации на тему: "Каша - идеальный здоровый завтрак"; "Как сделать кашу аппетитной"; "Кто сказал, что каша - это пустяк?"

Родителям группы было предложено поделиться рецептами любимых каш их семьи. Часть семей охотно согласились поделиться своими рецептами и секретами приготовления каш. Родителями группы был создан альбом, который называется "Любимая каша нашей семьи".

После проведенной работы в одной из групп, был снова проведен тест Максона Люшера. Анализы повторного тестирования показали, что дети той группы, в которой велась работа по культуре правильного питания, стали охотнее кушать каши, тарелки после завтрака всегда пустые, и расширились знания о злаковых культурах, о крупах и о их пользе для детского организма. Уменьшилось количество детей, которые не любят и не воспринимают кашу как  нужный и важный продукт питания для детей.

После проведенной работы в одной из групп, по данной теме было проведено групповое развлечение "Русская каша - сила наша". Дети были приглашены в "русскую избу" где их встречала хозяйка, приходила добрая Сорока.  На этом развлечении дети показали свои знания о видах круп, названий каш, вспомнили пословицы и поговорки о кашах, пели  частушки и песню про манную кашу, рассказывали стихи, играли в различные игры. В конце развлечения, хозяйка пригласила ребят и сороку угоститься кашей из "русской печки". Дети остались довольны и делились впечатлениями со своими родителями. Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент развлечения.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что во время работы у детей расширились представления о злаковых культурах и их полезных свойствах, дети научились различать и называть разные виды круп и называть какую кашу они едят на завтрак. Появился интерес к русской культуре, к народным традициям. Повысилась культура питания, осознание здоровья, как  к главной человеческой ценности.

Работа будет продолжаться в старшей и подготовительной группах по определенным темам.

Таким образом, проблема и задачи исследования решены полностью.

Результаты анкетирования родителей

1. Готовите ли вы на завтрак каши?

Готовят кашу

40%

Прочие блюда

60%

2. С удовольствием ли ребенок кушает каши?

Да

55%

Нет

45%

3. Знаете ли вы о пользе каш для ребенка?

Да

80%

Свой вариант

20%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

доклад на фестивале педагогических идей - опыт работы по созданию минимузеев

опыт работы по созданию минимузеев в детском саду, этапы работы, методические рекомендации...

Фестиваль педагогических идей в детском саду

материал содержит Положение о профедении Фестиваля педагогических идей в детском саду, и презентацию, где представлены некоторые пособия для  физическому развитию детей,   воспитания интерес...

Фестиваль педагогических идей в детском сду

Материала содержит Положение о проведении Фестиваля и презентацию, содержащую некоторые пособия. представленные  воспитателями на фестивале....

Выступление на окружном Фестивале педагогических идей на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».

Доклад воспитателя по экологическому воспитанию детей с применением проектной технологии...

Конспект занятия для участие в городском Интернет-фестивале педагогических идей «Современный урок» Речевое развитие, старшая группа. Тема: «Моя мама лучшая на свете» Воспитатель: Фомичева Лариса Валентиновна г. Ачинск, МБДОУ «Д/с № 40».

Цель: развивать связную речь детей; развивать познавательные способности детей, воспитывать уважительное и внимательное отношение к людям, желание помогать маме....

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...