Проект: «Лечение радостью»
проект (старшая группа)
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное внимание. Сегодня забота о здоровье стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.
Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.
Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса, появилась необходимость пересмотра основных форм организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями, также изменения предметно-развивающего пространства в ДОУ. Для решения выявленных проблем был создан проект «Лечение радостью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lechenie_radostyu.docx | 62.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45»
(МАДОУ «Детский сад № 45»)
Проект: «Лечение радостью»
Автор-составитель:
Педагог-психолог
Кравченко Ю.В.
Нижний Новгород,
2017-2018 уч.г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Лечение радостью»
|
Тип проекта | По доминирующему виду деятельности - творческий, по продолжительности – долгосрочный |
Проблема | Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии |
Цель | Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста |
Задачи | 1. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей. 2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников. 3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию). 4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей. 5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. 6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей. |
Участники проекта | Дети старших групп, их родители, педагоги |
Сроки и этапы реализации проекта | I этап (подготовительный) - сентябрь-октябрь 2017 г. - разработка положения о проектной деятельности - оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей; - подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий. II этап (основной)- октябрь 2017г. -май 2018 г. - реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану); - укрепление и развитие материально-технической базы; - обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности. III этап (заключительный)- май 2018 г. - оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей); - демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия); - анализ перспектив дальнейшего развития проекта. |
Ожидаемые результаты | - улучшение эмоционального состояния дошкольников, - развитие коммуникативных навыков детей старших групп, - гармонизация детско-родительских отношений, - обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями. |
Актуальность проекта
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное внимание. Сегодня забота о здоровье стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.
Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.
Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса, появилась необходимость пересмотра основных форм организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями, также изменения предметно-развивающего пространства в ДОУ. Для решения выявленных проблем был создан проект «Лечение радостью».
Цель и задачи проекта
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.
2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.
3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).
4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.
5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.
6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.
Целевые группы проекта
Целевые группы | Их интересы |
Дети 5-6 лет | Наличие интереса к игровой деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми. |
Родители | Снижение уровня тревожности у детей, их эмоциональное благополучие. Улучшение взаимоотношений с ребенком. Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам. |
Педагоги | Развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них навыков самоконтроля, воспитание чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи. |
Механизм реализации проекта
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) | сентябрь-октябрь 2017 г | - разработка положения о проектной деятельности, - оценка исходного состояния проблемы, через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей; - подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий. |
II этап (основной) | Октябрь 2017 г.- май 2018 г | - реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану); - укрепление и развитие материально-технической базы; - обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности. |
III этап (заключительный) | май 2018 г | - оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей); - демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия); - анализ перспектив дальнейшего развития проекта. |
Сроки реализации проекта - сентябрь 2017 г. – май 2018 г.
Календарный план мероприятий по реализации проекта
Сентябрь
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 1 | 1.Диагностика личностных особенностей детей (методика «Дом. Дерево. Человек»). | 1.Консультация с участием педагога-психолога «Страхи детей». 2. Опрос родителей «Стиль семейных взаимоотношений» 3. Анкетирование родителей «Чего боится ваш ребенок» В течение месяца – разработка наглядно-информационных материалов. | Совместные беседы, участие в диагностике |
Неделя 2 | 1.Выявление уровня тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния («Тест тревожности», авторы Темпл, Дорки, Амен). 2.Исследование восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман). | ||
Неделя 3 | 1. Определение статуса ребёнка в группе («Социометрия»; автор Д. Морено). 2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе» | ||
Неделя 4 | 1. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева). 2.Изучение выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева). 3. Изменение предметно-развивающей среды в группах ДОУ |
Октябрь
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 1 | 1. Знакомство с языком жестов, мимики, пантомимики. 2. Знакомство с зонтиком предсказаний, гороскопом на месяц, а также чтение и творческая работа по «Сказке о созвездиях». 3. Создание первой странички в «Книжке про меня»: «Это я». | 1.Консультация с участием психолога по результатам диагностики ребят с помощью методики «Рисунок семьи». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». | Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, совместное изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 | 1. Волшебные средства понимания: интонация. 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Л. да Винчи «Джоконда»). 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя семья». | ||
Неделя 3 | 1. Знакомство с эмоцией радости. 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в стране Зодиакалии появился первый её житель – Овен». 3. Коллективная творческая работа по изготовлению «Карусели желаний». 4. Создание «Книжки про меня»: страничка «Дом, в котором я живу». | ||
Неделя 4 | 1. Расширяем представление детей о радости. 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои друзья». |
Ноябрь
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 1 | 1. Продолжаем знакомство с чувством радости, переживание радостных эмоций. 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появился второй житель – Телец». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Календарь эмоций». | 1.Консультация с элементами тренинга по теме «Эмоциональный мир дошкольника». 2. Папка – передвижка «Интеллект или эмоции: что важнее развивать в ребёнке». 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». | Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 | 1. Закрепление и обобщение знаний об эмоции радости. 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»). 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!». | ||
Неделя 3 | 1. Знакомство с эмоцией страха. 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появилось созвездие Близнецов». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «День рождения». | ||
Неделя 4 | 1. Продолжаем знакомство с эмоцией страха, поиск путей его преодоления. 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Был я маленьким когда-то…» |
Декабрь
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 1 | 1. «Победи свой страх!»: обучение техникам борьбы со страхами через превращение их в позитивные, творческие вещи. 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как возникло созвездие Рака». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я боюсь! Мои страхи днём и ночью». | 1.Консультация «Чего боятся наши дети: причины возникновения детских страхов и способы их устранения». 2.Выставка портретной галереи «Наши мамы радуются, когда…». 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». | 1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. 2. Для семей с особо тревожным, боязливым ребёнком – рассказ о «волшебных» свойствах талисманов, подбор талисмана по желанию. |
Неделя 2 | 1. Знакомство с эмоцией грусти. 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Васнецова «Аленушка»). 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мой рост и вес». | ||
Неделя 3 | 1. Продолжаем знакомство с эмоцией грусти, развиваем умение преодолевать печальное настроение. 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как на небе появилось созвездие Льва». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Не подходи ко мне, я обиделся!». | ||
Неделя 4 | 1. Знакомство с эмоцией гнева. 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя мечта». |
Январь
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 3. | 1. Расширяем представление детей об эмоции гнева. 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о шестом жителе Зодиакалии – созвездии Девы». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я сержусь! Мой гнев». | 1. Практическое занятие по теме «Куклотерапия в семейном кругу как один из способов коррекции эмоционального неблагополучия». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». | Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 4. | 1. «Где живёт гнев и как его прогнать»: обучение способам снятия мышечного напряжения, избавления от негативных эмоций». 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Крамского «Неутешное горе»). 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои достижения». |
Февраль
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 1 | 1. Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций (радость – счастье, печаль – горе, раздражение – гнев). 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появилось созвездие Весов». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Праздники». | 1.Мини-тренинг «Спокойные родители – спокойные дети» (дать представления о влиянии эмоциональных состояний родителей на самочувствие их детей; обучение элементарным способам мышечной релаксации). 2.Консультация «Книжки – помощницы». 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». | 1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. 2. Изготовление книг – свитков для решения личностных проблем ребёнка. |
Неделя 2 | 1. Обобщаем и закрепляем знания об эмоциях радости, грусти, страха и гнева. 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Репина «Царевна Софья»). 3.Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои любимые игрушки». | ||
Неделя 3 | 1. Знакомство с эмоцией удивления. 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о восьмом жителе Зодиакалии – созвездии Скорпиона». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я удивляюсь». | ||
Неделя 4 | 1. Знакомство с чувством стыда, вины. 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Поступок, о котором я сожалею». |
Март
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 1 | 1.Знакомство с чувством отвращения. 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Стрельца». 3.Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои выходные». | 1. Фоторепортаж с занятий по сказкам звёздной страны Зодиакалии. 2. Консультация «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (сочинение историй как способ оптимизации эмоциональных состояний у детей). 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». | Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. 2. Рассказ историй, сочинённых родителями для ребёнка. |
Неделя 2 | 1. Знакомство с чувством робости. 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Н. Ге «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея»). 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое животное». | ||
Неделя 3 | 1. «Нет плохих эмоций и мыслей, есть плохие поступки» (беседа о разнице между нашими переживаниями и мыслями и нашими действиями). 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как появилось в Зодиакалии созвездие Козерога». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое время года». | ||
Неделя 4 | 1. Повторение и закрепление знаний об изученных эмоциях. 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Вкуснее нет на свете…». |
Апрель
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 1 | 1. Развитие представлений дружбе. 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Водолея». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка опасностей «Я растерялся! Я справился!». | 1.Просмотр и обсуждение видеофильма «Любимые мультфильмы наших детей: вред или польза». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». | Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 | 1. Формирование представлений о том, что важно в дружеских отношениях. 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Брюллова «Девочка с персиками»). 3.Создание «Книжки про меня»: страничка «Добрые дела». | ||
Неделя 3 | 1. «Что такое одиночество и почему плохо быть одному». 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появился последний житель – созвездие Рыб». 3. «Мой детский сад». | ||
Неделя 4 | 1. «Портрет друга». 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Любимый педагог». |
Май
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 1 | 1. «Ссора» (способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и путей его разрешения). 2. Знакомство с гороскопом на месяц, заключительная беседа и творческая работа по «Сказкам звёздной страны Зодиакалии». 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Планы на будущее». | 1.Выставка творческих работ, созданных в процессе занятий на «Островке настроения». 2.Выставка «Книжек про меня» по желанию авторов. 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». | Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 | 1. Развитие добрых, тёплых отношений между ребятами, способствовать сплочению детского коллектива. 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Перова «Тройка»). | ||
Неделя 3 | 1. Повторение и закрепление знаний о навыках дружного, бесконфликтного взаимодействия. 2.Медитация «Путешествие на голубую планету». | ||
Неделя 4 | 1. Коллективная творческая работа по изготовлению «Карусели желаний»; сравнение с первой работой. |
Май (мониторинг)
Работа с детьми | Работа с родителями | Совместная деятельность детей и родителей | |
Неделя 1 |
| 1. Изучение взаимоотношений в семье (анкета «Взаимоотношения в семье»). 2. Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…» 3. Консультация для родителей по итогом диагностики 3. Демонстрация полученных результатов в итоговом мероприятии | Совместная подготовка к итоговому мероприятию, изготовление атрибутов, костюмов. |
Неделя 2 |
| ||
Неделя 3 | 1. Определение статуса ребёнка в группе (Социометрия «Секрет). 2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе» | ||
Неделя 4 | 1. Изучение узнавания детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева). 2.Изучение развития выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева). 3. Итоговое мероприятие – развлечение под названием «В гостях у Снежной королевы». |
Ожидаемые результаты
- улучшение эмоционального состояния дошкольников,
- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,
- гармонизация детско-родительских отношений,
- обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.
Оценка результатов (май- 2018г).
В процессе реализации проекта рабочей группой был осуществлен мониторинг достижения результатов. Измеряемые параметры представлены в таблице 1.
Таблица 1
Мониторинг достижения результатов проекта
Участники | Ответственный | Индикаторы | Инструмент измерения |
Дети 5-6 лет | Педагог-психолог |
| - Методика «Кактус» М.А. Панфиловой. - Методика «Социометрия», детский вариант «Секрет». - Графическая методика «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман. - «Пиктограмма»; «Скажи выразительно»; автор Н. Минаева. |
Родители | Педагог- психолог |
ДОУ | - Анкета «Взаимоотношения в семье». - Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…». |
Педагоги | Педагог- психолог |
| - Опросник «Статус ребенка в группе». - Наблюдения, опросы |
Дальнейшее развитие проекта
Получив в результате анкетирования от родителей запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей работы над проектом. В дальнейшем планируется ввести в ДОУ традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов. Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.
Список литературы
- Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]- М.: Просвещение, 1995. – 123 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М . :Просвещение, 1984 – 319 с.
- Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Тесты. Игры. Упражнения. -Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 178 с.
- Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми [Текст]/ - М.: Детство-Пресс, 2005. – 168 с.
- Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]/ - Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
- Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с.
- Клюева, Н.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд. [Текст]/- Ярославль: Академия развития, 2001. – 186 с.
- Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос, 2001.- 204с.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст]/ Тесты и коррекционные игры. - М.: Детство-Пресс, 2000. – 305 с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] - М.: Владос, 1999. – 337 с.
- Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников[Текст] - Минск: Гамма, 1995. – 115 с.
- Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с.
- Шипицина, Л.М. Азбука общения [Текст]/ Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М.: Детство-Пресс, 1998. – 295 с.
- Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Ступеньки радости и доброты"
Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий....
Лечение радостью
Мы часто говорим о том, что нужно беречь и укреплять здоровье.Для этого надо соблюдать режим дня, заниматься физической культурой, правильно питаться, закалять свой организм.А еще нужно уметь веселить...
Проект "Пасхальная радость"
Что такое Пасха, какие символы праздника- все это можно узнать из нашего проекта....
"Лечение радостью"
опыт работы...
Экологический проект «Клумба радости»
Актуальность проекта:Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше р...
Исследовательский проект "Молочная радость - мороженое"
Исследовательский проект....
Творческий проект педагога-психолога МБДОУ д\с «Рябинушка» Хилай С.Н. «Лечение радостью»
Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений.Предложенный проект способствует решению проб...
- Мне нравится (1)