Что такое гиперопека и каковы ее признаки?
статья

Васильева Светлана Анатольевна

Статья для педагогов и родителей о гиперопеке, как о стиле семейного воспитания и взиимоотношения в семье, при котором ребенка чрезмерно опекают и контролируют. Где граница между родительской заботой и гиперопекой? О проявлениях и последствиях данного типа воспитания речь пойдет в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperopeka.docx110.39 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Светлана Анатольевна

Педагог-психолог ГБДОУ № 51

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Что такое гиперопека и каковы ее признаки?

    Гиперопека, или более точно, гиперпротекция – это чрезмерная забота одного или обоих родителей о ребенке, при которой в отношениях «ребенок-родитель» детям предоставляется минимум самостоятельности и личного психологического пространства, а родительский контроль осуществляется даже в тех случаях, когда он не нужен. В большинстве случаев гиперопека исходит именно от матери, так как мужчины, как правило, менее склонны к излишним переживаниям и беспокойству без причины. Однако нельзя сказать, что папы никогда не проявляют чрезмерной заботы о детях – в ряде семей именно отец не может ослабить контроль над детьми и дать им больше личного пространства.

      Гиперопека – это не избыток любви, это избыток тревоги, беспокойства и неуверенности. Она заставляет контролировать другого человека, его решения и поведение, действовать вместо него. Невозможно вырастить свободного, уверенного в себе, ответственного человека, при этом постоянно уберегая ребенка от столкновения с настоящей реальностью.

   

C:\Users\User\Desktop\BeFunky-Collage98-1.jpg

 Гиперопека проявляется:

  • в подавлении самостоятельности;
  • в родительской готовности окружить ребенка повышенным вниманием, больше чем нужно для его возраста и уровня развития;
  • в желании защитить тогда, когда нет реальной опасности и угрозы;
  • в желании удерживать ребенка возле себя.

     Гиперопека характеризуется чрезмерным желанием родителей окружить ребенка заботой, оградить его от малейших рисков, защитить от опасностей (чаще всего мнимых) постоянно создавать условия, чтобы ребенок был всегда рядом, «привязать» чувства, эмоции и настроение малыша к своим чувствам, эмоциям и настроению. Также зачастую гиперопека характеризуется тем, что родители обязывают детей поступать так, как им кажется наиболее безопасным.

     При этом с самого раннего детства малыша избавляют от какого-либо выбора. Все решения преподносятся готовыми, лучшими и единственно верными. В результате ребенок становится не в состоянии преодолеть трудности, трезво оценить их, найти в себе силы для того, чтобы самостоятельно справиться с проблемами. У ребенка появляется так называемая выученная беспомощность – состояние, когда даже небольшое препятствие он воспринимает как непреодолимое.

      Причиной излишней заботы о сыне или дочери может быть собственное несчастливое детство родителей, отсутствие материального благополучия. В этом случае их основным желанием становится обеспечение потомков всем тем, чего они были лишены в свое время.
     Еще одна причина — страх утратить ребенка. Это чувство часто основывается на объективных причинах. Например, младенца долго ждали, обращались за помощью к специалистам. Или в раннем детстве малыш долго болел или получил серьезную травму. В таких случаях родители склонны преувеличивать его болезненность, беззащитность и слабость.
     Также причиной родительской гиперопеки является «особая ценность» ребенка в глазах матери. Обычно такой «сверхценностью», смыслом жизни для матери становится единственный ребенок– например, если женщина долго не могла родить или не сможет родить в будущем, или же она пережила смерть другого ребенка, выкидыш…Также эта причина материнской гиперопеки часто свойственна женщинам, поздно решившихся на материнство.

     Еще одной, достаточно часто встречающейся причиной, является неудавшаяся личная жизнь матери. Пережив расставание с отцом ребенка, многие женщины перекладывают всю свою любовь и заботу на малыша. Дескать, «не досталось мне счастья в любви, зато ребенка воспитаю как следует!». К сожалению, таких отказавшихся от поисков личного счастья во имя ребенка женщин в нашем обществе довольно много…Еще хуже, если мать подсознательно перекладывает вину за развод на ребенка и пытается получить от него «моральную компенсацию» — чтобы он соответствовал ее представлениям об «идеальном ребенке»: закончил с отличием музыкальную школу, поступил в «нужный» вуз, женился на одобренной мамой девушке…  

  Наиболее характерные проявления гиперопеки:

  • Игнорирование желаний, интересов и предпочтений ребенка и привычка решать все за него.
  • Неустанный контроль над ребенком во всех сферах его жизни, начиная с обучения и питания, и заканчивая общением с друзьями и играми.
  • Постоянный страх и тревога родителей за ребенка, вызванный преимущественно надуманными причинами.
  • Требование от ребенка беспрекословного соблюдения правил и ограничений, установленных родителями.
  • Родители всегда приходят на помощь ребенку или даже выполняют его обязанности вместо него, причем зачастую их вмешательство в дела ребенка необоснованно.

Поскольку к формированию гиперопеки приводят различные причины, то и проявления также разнообразны. Гиперопека бывает:

  1. Доминирующая гиперопека. Данный тип гиперопеки неразрывно связан с авторитарным воспитанием, при котором ребенок не имеет в семье ни права голоса, ни права на собственные желания и предпочтения. Воля родителей - закон для ребенка.

    При таком стиле воспитания формируется личностная незрелость, проявляющаяся в инфантилизме, повышенной тревожности, низкой самооценке, зависимости от чужого мнения, неумение осознать собственные потребности.

«Сыночек, иди быстро домой!»

«Мама, я замерз?»

«Нет, ты хочешь кушать!»

  1. Потворствующая гиперопека. В отличие от доминирующей гиперопеки, при которой родители практически полностью игнорируют потребности и желания ребенка, потворствующая гиперопека предполагает удовлетворение всех капризов чада. В семьях с таким типом отношения к детям ребенок становится практически кумиром семьи, а его потребности считаются более значимыми и важными, чем желания родителей.

     При таком типе воспитания формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

«Весь мир лишь для тебя я покорить бы мог,

Лишь только пожелай- и мир у твоих ног!»

  1. Демонстрационная гиперопека. Из-за неуверенности в себе и чрезмерной зависимости от мнения других, родители пытаются повысить статус в глазах общества посредством отношения к своему ребенку. Такие мамы и папы «играют на публику», покупая ребенку самую дорогую и модную одежду, записывая его в десяток развивающих центров и секций и требуя от чада достижений и результатов, которыми можно было бы похвастаться перед другими родителями.

     При этом у детей формируется неуверенность в себе, постоянное недовольство собой и ориентированность на мнение других людей.

«-Нет, не принцесса. — А кто же? — Королевна!»

  1. Инертная гиперопека. В этом случае родители попросту не могут смириться с тем, что дети растут и становятся более самостоятельными. Как правило, инертная гиперпротекция проявляется со стороны матери, так как она, желая оставаться самым значимым и важным человеком для ребенка, подсознательно ведет себя с ним как с маленьким. 

     При таком типе воспитания люди «застревают» в детском возрасте, оставаясь инфантильными, инертными, эмоционально зависимыми от родителей, неспособными принимать решения и отвечать за себя.

 «Для матери ребёнок — до ста лет детёнок»

Чем же отличаются любящие родителя от родителей, чрезмерно опекающие своих детей:

Любящие родители

Чрезмерно опекающие родители

Любящие родители отдают детям своё время, внимание и любовь и обеспечивают их эмоциональные и физические потребности.

Чрезмерно опекающие родители вплетаются в повседневную жизнь детей и рассматривают их как продолжение себя.

Любящие родители поощряют развитие и самостоятельность, но устанавливают должные границы, чтобы создать детям благоприятную для их пытливости безопасную среду.

Чрезмерно опекающие родители препятствуют независимости детей, ищут способы управлять их мыслями и поступками, и бессознательно стремятся вылепить их по образу самых высоких надежд, которые когда-то питали в отношении самих себя.

Любящие родители признают за детьми сильные и слабые стороны. Они создают атмосферу, в которой нет оценочных суждений и поощряется самоуважение.

Чрезмерно опекающие родители бессознательно осуждают детей, которые не оправдывают их непомерно высоких ожиданий. Они действуют за детей, а не вместе с ними, опасаясь, что без их помощи дети ничего не сумеют.

Любящие родители прислушиваются к детям и проявляют желание удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.

 Чрезмерно опекающие родители поддаются подсознательному стремлению исполнить свои собственные неудовлетворённые желания и несбывшиеся надежды, не особенно заботясь о том, что на самом деле требуется их детям.

Любящие родители развивают внутренние качества и достоинства детей.

Чрезмерно опекающие родители больше озабочены внешней стороной; они ревниво сравнивают своих детей с другими.

     Гиперопека создает для развития ребенка множество различных проблем. Но как же ее избежать и не допустить серьезных ошибок в воспитании ребенка?

Вот некоторые правила, соблюдая которые родитель сможет избежать гиперопеки и создать для ребенка оптимальные условия для развития его личности:

  • Разрешите ребенку ошибаться, пробовать, щупать, падать, экспериментировать.
  • Научите ребенка просить о помощи, но останавливайтесь, когда видите, что он в состоянии справиться сам.
  • Наблюдайте за своими чувствами. Действуйте не из чувства жалости или вины, а из уважения к способностям ребенка.
  • Давайте ребенку почувствовать естественные результаты своих действий: и плохих, и хороших.
  • Проявляйте уважение к страданиям ребенка, не старайтесь их заглушить или спрятать. Помогите с ними справиться: проявите спокойствие и понимание, побудьте рядом. Даже молчаливая поддержка помогает справиться с болью, гневом, обидой.
  • Поддержите попытки ребенка решить задачу, из-за которой случилась истерика или помогите вернуться к ней, если он отказался от попыток. Понаблюдайте, в чем трудность ребенка, и чем вы можете помочь (но не сделать вместо него!).
  • Не делайте все время за ребенка его работу, чтобы сэкономить время (это можно делать в крайних случаях). Потраченное сегодня время обернется экономией завтра.
  • Следите, чтобы привилегии ребенка были заслуженными.
  • Внимательно относитесь к своей тревоге. Иногда она обоснована внешними угрозами, но часто сигнализирует о недостатке смелости в решении задач.
  • Говорите ребенку о своих потребностях, о том, что вас обижает или возмущает. Так вы научите его замечать потребности других людей.
  • Поддерживайте самостоятельность, хвалите, наблюдая, как ребенок проявляет усилия и справляется сам.

     Следует всегда прислушиваться к ребенку и давать нужные советы. Необходимо научить ребенка, что быть свободным, значит нести ответственность. Он должен понимать, что, пользуясь определенными правами, ему следует выполнять некоторые обязанности. Необходимо помнить, что главной целью воспитания является подготовка ребенка к самостоятельной жизни.

Список литературы:

  1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск, ГЦРО, 2010. 132 с.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.:ИНФРА, 2009. 189 с.5
  3. Кулагина И.Л. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.:ПРИОР, 2009. 260 с.
  4. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. М.: ИНФА 2010. 439 с. 
  5. Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.
  6. https://www.b17.ru/article/43936/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое музыкальность и какова её структура

Теоретический материал для музыкального работника....

«Что такое усидчивость и каковы причины неусидчивости». Консультация для родителей.

Материал для воспитателей детского сада, для родителей. Онпоможет родителям научить детей в некоторой степени управлять своим вниманием, которое постепенно начинает приобретать характер произволь...

Консультация для родителей "Что такое грипп и какова его опасность?"

Грипп — это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку окружающих....

"Что такое грипп и какова его опасность?" Памятка для родителей ноябрь 2019 год

Самым эффективным способом профилактики является вакцинация....

Что такое грипп и какова его опасность. Памятка для родителей 2019-2020

Что такое грипп и какова его опасность. Памятка для родителей...

"Что такое грипп и какова его опасность?"

Как защитить себя от гриппа? Консультация для родителей....

Исследовательская деятельность в старшей группе по теме: «Что такое воздух и каково его свойство»

Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности. Задачи: -Обучающие: - расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; - познакоми...