Проектная деятельность
консультация
Применение творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenei_buntukovovy_tvorcheskiy_proekt.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект: способ развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Почему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветерок? Когда вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько еще разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «почемучек» и «любознаек». Дети часто задают вопросы и моментально хотят получить ответы на них. Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – здесь ему помогают взрослые. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, построенные на основе современных методов и инновационных интегрированных технологий. В своей работе я уже несколько лет использую метод проектной деятельности, целью которой в дошкольном возрасте является развитие творческой и познавательной активности ребенка.
Главными задачами, в процессе работы, являются развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, развитие речи и активизация словарного запаса через продуктивные виды деятельности, совершенствование технических навыков и умений. Актуальность выбранной темы заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить, решать поставленные задачи и определять конкретные цели – всё это формируется на начальных ступенях дошкольного и школьного образования. Поэтому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно-творческих способностей детей.
Суть работы над проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Это самостоятельная или коллективная творчески завершенная работа, имеющая значимый результат. Трудность заключается в том, что дошкольники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показывает, что интерес у детей к этому виду деятельности проявляется, а тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть самыми разнообразными. С целью поддержания этого интереса мы используем следующие формы детских проектов:
1. Исследовательские: «Почему радуга разноцветная?», «Превращения воды», «Кто живет на севере?», «Почему льются слёзы?», «Почему растут ногти?»
2. Познавательные: «Наша – каша», «Птицы - наши друзья», «Мир вокруг нас», «Как зима с весной борется?»
3. Творческие: создание альбома «Как я расту», «Семейный альбом», создание «Красной книги животных и растений», макеты зон обитания животных (Скотный двор, обитатели севера и тундры, звери жарких стран), «Генеалогическое древо нашей семьи», создание книжки-малышки разной тематики и т.д.
4. Игровые (сюжетно-ролевые игры): «Путешествие по нашему городу», «Взятие снежного городка», «Полет на луну» и т.д.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), индивидуальные и групповые. С целью активизации деятельности ребёнка можно спросить, о чем бы он хотел рассказать, показать своим сверстникам, о чем узнать больше? К поисковой и творческой деятельности необходимо подключать родителей, т.к. ребенок сам не может в полном объёме справиться с заданием. Вовлекать ребенка надо, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т.д.
Творческий проект – это деятельность, которая носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители, которые становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Использование календарно-тематического планирования позволяет внедрять этот метод проектной деятельности. Опыт показал, что такая система позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания мира, развить познавательную активность, любознательность, правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие ребенка.
Например, недельное тематическое планирование: «Космос». На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, художественной литературе, изобразительной деятельности дети знакомятся с понятием «Космос», его покорителями, составляют рассказы о них, рисуют, конструируют. На таких занятиях решаются проблемные, поисковые, информационные задачи. Для поддержки заинтересованности детей данной темой и для развития творческого воображения ребятам было предложено изготовить ракеты, космические корабли. Для путешествия в космические дали. Небольшими группами изготавливали карту космического пространства. Работа в подгруппах развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. По окончанию работы ребята, бурно обменивались впечатлениями, с интересом рассматривая работы, друг друга. Решили организовать выставку творческих работ.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Одним из основных средств нравственного – патриотического воспитания был выбран так же метод проектной деятельности.
С помощью мультимедийной презентации дети познакомились с историей Великой Отечественной войны, но для малышей это лишь сухие цифры и даты. Реализация проекта «Воспитываем патриота», позволило ребятам познакомиться с историей страны через семейные воспоминания и традиции. С восхищением, интересом и неподдельным вниманием рассматривали награды, фотографии ветеранов, которые приносили родители в группу. Дети с гордостью рассказывали истории, которые узнали от бабушек, дедушек и родителей о своих родственниках участниках Великой Отечественной войны.
Обязательное условие проекта было - максимальное участие детей в изготовлении листка памяти, изготовление поделок, рисунков и открыток для ветеранов войны. Дети сами оформляли патриотические уголки. Ребята были заняты благородным делом, которое не должно для них пройти бесследно…
В атмосфере душевного тепла, доброжелательности, в общении с родителями, бабушками, дедушками, был проведен итоговый праздничный концерт.
Нужны ли такие проекты в детском саду? Несомненно. Чем раньше воспитывать в детях чувства сопереживания, сострадания, чувство гордости за свой народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность, мужество и отвагу, тем более сильное духом поколение мы получим в будущем.
Логическим продолжением праздничного концерта стала выставка работ совместного творчества детей и родителей посвящённая великой дате 9 мая День Победы.
С уверенностью можно сказать, что память об этих исторических событиях и о героях Великой Отечественной войны будет жить в сердцах наших детей.
Самым увлекательным и творчески направлением в воспитании дошкольников является театрализованная деятельность. С помощью таких проектов дети знакомятся с творчеством писателей и поэтов, с профессиями режиссер, актер, костюмер, гример. В процессе реализации проекта раскрывается творческий потенциал детей, формируются коммуникативные навыки, развивается уверенность в себе своих силах и возможностях. Для успешного воплощения творческого замысла, полученных умений и навыков по музыкально-театральному мастерству и, завершая работу над выразительностью речи в старшей группе, был создан музыкальный спектакль по одноименной сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей.
Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов, я пришла к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных и творческих способностей ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.
Список литературы:
1.Никишина И.В «Инновационная деятельность современного педагога» Волгоград: Учитель, 2007.2.Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» Ярославль: академия развития, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...