Образовательный проект «Мир шахмат»
проект (старшая, подготовительная группа)

Жукович Светлана Анатольевна

Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_2.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Мир шахмат»

Проект подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Жукович Светлана Анатольевна

Актуальность проекта

«Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно» Л.Н. Толстой.

«Никто не пожалеет о времени, отданного шахматам, ибо они помогут в любой профессии…» Т.  Петросян.

«Шахматы это не просто спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперед» В. В. Путин.

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.

Цель проекта: создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.

Задачи проекта

Образовательные:

  • познакомить детей с историей игры в шахматы;
  • совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
  • сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.

Развивающие:

  • развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
  • создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
  • привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

Воспитательные:

  • содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
  • формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
  • формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
  • сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.

Срок реализации проекта: сентябрь – апрель.


Этапы и сроки реализации проекта

Этап

Содержание этапа

Организационно-диагностический

Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта.

Определение ресурсного обеспечения реализации проекта.

Проведение вводного тестирования.

Практический

Работа над образовательным, творческим проектом.

Поощрение участников.

Обобщающий



Оформление результатов реализации проекта.

Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов.

Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы.


Методическое сопровождение реализации проекта

Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:

  • организационно-координационное;
  • программно-методическое;
  • информационно-аналитическое;
  • диагностическое.

Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.

Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.

Механизм реализации проекта

Реализация проекта «Мир шахмат» проходит с сентября 2016 года. Итогом работы над проектом станут:

  • конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;
  • по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;
  • оформление шахматного уголка в детском саду.
  • развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада;
  • чтение детской художественной литературы о шахматах;
  • детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов.

Оформление результатов проекта и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада в апреле - мае.

Положительные результаты будут оформлены в рекомендации воспитателям. Авторы проекта планируют публикацию статьи по итогам сотрудничества в одном из профильных изданий или интернет - порталах для педагогов.

Ожидаемые результаты по проекту

Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья

Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.

Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: оформление шахматного уголка в зимнем саду; книжки-малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.

Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Шахматы для старших дошкольников в детском саду»

Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. ...

Дополнительная образовательная программа "Королевство шахмат" с рецензией

Дополнительная образовательная программа "Королевство шахмат" с рецензией...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы» Направленность: общеинтеллектуальное Возраст: 5 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы» Направленность: общеинтеллектуальное Возраст: 5 лет...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ДОШКОЛЬНИКИ В МИРЕ ШАХМАТ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ДОШКОЛЬНИКИ В МИРЕ ШАХМАТ»...

Непосредственно образовательная деятельность по шахматам в подготовительной к школе группе на тему «Ценность фигур»

Программное содержание:Дать представление детям о ценности фигур.Формировать умение правильно оценивать фигуры.Развивать память, внимание, восприятие, мышление.Воспитывать интерес к игре в шахматы....

Непосредственно образовательная деятельность по шахматам в подготовительной к школе группе на тему «Конь»

Программное содержание:Закрепить названия фигур их ходы;Познакомить детей с конём, правилами хода, умением «перехитрить часовых»;Развивать память, внимание, восприятие, мышление;Воспитыват...