Образовательный проект «Мир шахмат»
проект (старшая, подготовительная группа)
Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_2.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Мир шахмат»
Проект подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Жукович Светлана Анатольевна
Актуальность проекта
«Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно» Л.Н. Толстой.
«Никто не пожалеет о времени, отданного шахматам, ибо они помогут в любой профессии…» Т. Петросян.
«Шахматы это не просто спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперед» В. В. Путин.
Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.
Цель проекта: создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.
Задачи проекта
Образовательные:
- познакомить детей с историей игры в шахматы;
- совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
- сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.
Развивающие:
- развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
- создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
- привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.
Воспитательные:
- содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
- формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
- формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
- сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.
Срок реализации проекта: сентябрь – апрель.
Этапы и сроки реализации проекта
Этап | Содержание этапа |
Организационно-диагностический | Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта. |
Определение ресурсного обеспечения реализации проекта. | |
Проведение вводного тестирования. | |
Практический | Работа над образовательным, творческим проектом. |
Поощрение участников. | |
Обобщающий | Оформление результатов реализации проекта. |
Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов. | |
Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы. |
Методическое сопровождение реализации проекта
Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:
- организационно-координационное;
- программно-методическое;
- информационно-аналитическое;
- диагностическое.
Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.
Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта «Мир шахмат» проходит с сентября 2016 года. Итогом работы над проектом станут:
- конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;
- по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;
- оформление шахматного уголка в детском саду.
- развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада;
- чтение детской художественной литературы о шахматах;
- детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов.
Оформление результатов проекта и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада в апреле - мае.
Положительные результаты будут оформлены в рекомендации воспитателям. Авторы проекта планируют публикацию статьи по итогам сотрудничества в одном из профильных изданий или интернет - порталах для педагогов.
Ожидаемые результаты по проекту
Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья
Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: оформление шахматного уголка в зимнем саду; книжки-малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.
Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект «Шахматы для старших дошкольников в детском саду»
Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. ...
Дополнительная образовательная программа "Королевство шахмат" с рецензией
Дополнительная образовательная программа "Королевство шахмат" с рецензией...
ФОТООТЧЕТ. Дополнительная образовательная деятельность по шахматам. "Горизонтали", "Вертикали", "Диагонали"
Данный фотоотчет был размещен на сайте ДОУ....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы» Направленность: общеинтеллектуальное Возраст: 5 лет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы» Направленность: общеинтеллектуальное Возраст: 5 лет...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ДОШКОЛЬНИКИ В МИРЕ ШАХМАТ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ДОШКОЛЬНИКИ В МИРЕ ШАХМАТ»...
Непосредственно образовательная деятельность по шахматам в подготовительной к школе группе на тему «Ценность фигур»
Программное содержание:Дать представление детям о ценности фигур.Формировать умение правильно оценивать фигуры.Развивать память, внимание, восприятие, мышление.Воспитывать интерес к игре в шахматы....
Непосредственно образовательная деятельность по шахматам в подготовительной к школе группе на тему «Конь»
Программное содержание:Закрепить названия фигур их ходы;Познакомить детей с конём, правилами хода, умением «перехитрить часовых»;Развивать память, внимание, восприятие, мышление;Воспитыват...