«Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
консультация (старшая группа)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

… Для решения задач по формированию основ общей экологической культуры у детей и созданию базы знаний об окружающем мире, традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать метод проектов.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. …Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Согласно программе, педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину.

По продолжительности экологические проекты могут быть:

-краткосрочные (от трех дней до двух недель);

-среднесрочные (1-3 месяца);

-долгосрочные (уч. год)

Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектированиеориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

- совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;

- совместная деятельность детей;

- совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

При моделировании проектной деятельности целесообразно учитывать значение каждого цвета, его внутреннюю силу и энергетические возможности.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

- педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой (как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними, а ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов (а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям).

Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Однако для успешной проектной деятельности требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение. Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов

Что же такое “экологический проект”? Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов (по Н. А. Рыжовой):

- подготовительный (постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов);

- исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами).

- обобщающий или заключительный (обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций).

Ключевое понятие проекта - «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем.». Поиск нового пути решения проблемы. Ребенок, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

- открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Таким образом, использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников как одного из методов интегрированного обучения, позволяет значительно повысить самостоятельную деятельность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

Презентация" Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Формирование начал экологической культуры – это становление у детей осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее...