Проект по теме «Азбука здоровья»
методическая разработка (средняя группа)

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

 забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

Василий Александрович Сухомлинский.

 

 В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя…». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью при- общения к здоровому и безопасному образу жизни. Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры безопасного и здорового образа жизни – создания прочной основы для воспитания здорового ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_zdorovya.docx82.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад «Зернышко»

 города Балашова Саратовской области»

Проект разновозрастной группы «Пчелка»  для детей ЗПР от 3до7 лет

«Азбука здоровья»

                                                            Подготовили :

             

 ХомичёваЛ.В.

Костылева С.Г.

Решетникова Л.А.

Балашов 2018г.

Проект по теме «Азбука здоровья»

Актуальность

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

 забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

Василий Александрович Сухомлинский.

 В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя…». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью при- общения к здоровому и безопасному образу жизни. Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры безопасного и здорового образа жизни – создания прочной основы для воспитания здорового ребенка

Цель проекта: 

Углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих.

Задачи проекта: 

1. Развивать интерес к физической культуре.

2. Активизировать работу с семьёй по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни.

3. Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания, и их полезных свойствах, формировать представление детей о здоровье и здоровом питании. 4. Формировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитания привычки думать и заботиться о своём здоровье.

Вид проекта:

  • Групповой;
  • Созидательный;
  • Познавательный;
  • Творческий;
  • Краткосрочный

Продолжительность проекта:

3 недели (с 1.02.2018 г. – 22. 02.2018 г.)

Методы работы:

-Групповой.

-Наглядный.

Основные формы реализации проекта:

  • Игровые упражнения и  задания.
  • Беседы, работа с наглядным материалом.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
  • Рассматривание репродукций картин.
  • Детское творчество
  • Работа с родителями

Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.

Кто выполняет: воспитанники коррекционной группы (возраст участников: дошкольники 3-7 лет) , воспитатели, учитель-дефектолог.

Кто помогает: родители.

Предполагаемый результат проекта:

 Развит интерес к физической культуре

  Дети знают полезные продукты и витамины, их свойствах.

  Сформировано представление о здоровье и его охране.

Этапы проекта:

 I подготовительный:

1. Изучить методическую и научную литературу по теме

2. Подбор методической литературы по теме

3. Составление перспективного плана по теме

4. Подбор наглядного и дидактического пособий по теме

5. Опрос родителей по теме.

II основной: 

Работа с детьми: беседы, НОД, чтение худ. литературы, игровая деятельность, детское творчество.

Работа с родителями: Наглядная информация: «Белоснежная улыбка», «Организация правильного питания». Консультация «Я прививок не боюсь», «Витамины». Рекомендации по внешнему виду ребенка.

Перспективный план работы с детьми 

Содержание работы

Цель работы

Дата

НОД «К детям приходит Айболит»

Д/и «Подбери предметы» «Кому, что нужно»

Беседа "Как доктор лечит людей"

Чт. С. Михалкова «Прививка»

формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье; формировать представление о необходимости витаминов организму, о пользе овощей и фруктов; учить сажать лук для использования его в пищу

1.02.18.

Беседа «Где найти витамины»

Чт. «Маша и фруктовый сад»

 П\И «Овощи и фрукты» Д\и «Полезная и вредная еда»

Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Закрепить понятие о пользе фруктов и овощей. Воспитывать культуру еды.

5.02.18.

Беседа о гриппе и как вызвать первую помощь Чтение Н. Апрелевой «Доктор Неболит».

Д\и «Кукла заболела»

способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью; формировать уважительное отношение к докторам, привычку соблюдения режима для больного.

8.02.18.

НОД «Микробы»

П/и «Поймай микроба» Чт. «Поэма о микробах»

объяснить детям, как можно заразиться. Дать понятие «микробы». Довести до понимания детей, что против каждого способа проникновения микробов можно поставить защиту и не заразиться.

12.02.18.

Беседа «Кто живет в

молочной стране?» Чт.худ.лит. «Молоко, йогурт и кефир» Ю. Чу- прина

Формирование основ здорового образа жизни у детей, стремления активно применять на практике полученные знания и умения. Закрепить понятие о пользе молока и молочных продуктов. Воспитывать культуру еды.

14.02.18.

Занятие-тренировка «Поход по стране

здоровья»

Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья. Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма. Познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами по закаливанию организма.

16.02.18.

Спортивное развлечение «Айболит спешит к нам в гости»

Закрепление с детьми навыков охраны жизни и здоровья. Содействовать в воспитании ответственности за свое здоровье. Развивать спортивные умения и навыки.

19.02.18.

 

Заключительный этап 

  • Проведение развлечения «Айболит спешит к нам в гости»
  • Выставка семейных фотографий и рисунков «Как мы заботимся о своем здоровье»

Литература: 

1. Зайцев Т.К. Уроки Айболита. СПб. 2003 г.

2. Иванова А.И. Человек. Естественно-научные эксперименты в детском саду. Москва. 2010 г.

3. Кулик Г.И. Серженко Н.Н. Школа здорового человека. Москва. ТЦ Сфера, 2010 г.

4. Каркушина М.Ю. Зелѐный огонѐк здоровья. Москва. 2009 г.

5. Люцис К. Азбука здоровья в картинках. Москва. Русское энцеклопедическое творчество. 2004 г.

6. Ротенберг Р. Рости здоровым. Москва. Физкультура и спорт. 1993 г.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Москва. 2010 г.

Приложения к проекту 

Беседа о гриппе

Задачи: 

1) способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью;

2) формировать способность быстро реагировать на ситуацию, если сам заболел или кто-то заболел: позвать взрослого или вызвать «скорую помощь»;

3) формировать уважительное отношение к докторам, привычку соблюдения режима для больного. Рассказать, что такое грипп. Как нужно вести себя во время эпидемии гриппа. Можно пригласить медсестру или врача. Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит», Н. Апрелевой «Доктор Неболит». Беседа "Как доктор лечит людей"

Цель: развивать познавательный интерес к профессии врача, учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы, воспитывать уважение к труду врача.

Воспитатель: 

Всегда внимательный с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье,

Он больше всех бывает рад.

 А сколько есть еще врачей,

Которые готовы

 Не отдыхать, не спать ночей,

Чтоб были вы здоровы!

Зной или стужа, день или ночь,

Доктор торопится - детям помочь!

 Вопросы к беседе:

-Кто лечит людей?

 -К кому доктор приходил домой, что он делал?

-Что вам рассказывали доктор и медсестра, когда мы на экскурсию в медицинский кабинет?

Показ иллюстраций одежды людей разных профессий, предложить показать одежду врача, объяснить свой выбор.

Вопросы:

-Для чего нужны врачи?

-Нужно ли бояться посещение медицинского кабинета?

Чтение стихотворения С. Михалкова " Прививка". 

ПРИВИВКА

 - На прививку! Первый класс!

- Вы слыхали? Это нас!..

- Я прививки не боюсь:

 Если надо - уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и - пошел...

 Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

 Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол!..

- На прививку!

Первый класс!

 - Вы слыхали? Это нас!..

- Почему я встал у стенки?

У меня... дрожат коленки...

Беседа: «Где найти витамины?»

 Цель: 

  • Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
  • Закрепить понятие о пользе фруктов и овощей.
  • Воспитывать культуру еды.

Материал:

Карлсон (игрушка); баночка квашеной капусты; сухофрукты на тарелках – на каждого ребенка; лук, чеснок.

Ход беседы: 

Воспитатель. 

Сегодня к нам в окно залетел удивительный человечек. Угадайте, кто это? Смешной человечек. На крыше живет. Варенье он любит, Конфеты и мед. Дети. Карлсон!

Воспитатель (выставляет на стол куклу - Карлсона): Конечно же, Карлсон. Но мне кажется, что он какой-то грустный, вялый.

Карлсон (за него говорит воспитатель). Здравствуйте, ребята.

Воспитатель. Карлсон, дорогой, что случилось, почему ты такой печальный?

 Карлсон (грустно). Да что-то настроения нет, не хочется мне ни озорничать, ни хулиганить. Хочется все время спать, лежать на своем любимом диванчике. Я даже не хочу со своим другом Малышом гулять по крышам! Воспитатель. А ешь ты с аппетитом?

Карлсон. Нет у меня аппетита! Я даже банку варенья не могу съесть – не хочу и все!

 Воспитатель. Так, все ясно! У тебя, дорогой Карлсон, нехватка витаминов. Карлсон. А что такое витамины?

Воспитатель. Витамины – это вещества, которые необходимы нам для здоровья и бодрости. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет, становится вялым, слабым, грустным – таким, как ты сейчас.

Карлсон. А где же я возьму витамины?

Воспитатель. Давайте попробуем помочь Карлсону. Мы ведь знаем, что очень много витаминов…. Дети, где?

Дети. В овощах, ягодах и фруктах!

Воспитатель читает сказку Н. Ю. Чуприной «Маша и фруктовый сад».

МАША И ФРУКТОВЫЙ САД

Жила-была девочка Маша. Каждое утро она приходила в свой фруктовый сад, где росли разные деревья и кустарники. Яблони, вишни, сливы, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, крыжовник, красная и черная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев. Маше нравилось гулять в саду, ухаживать за деревьями и кустарниками, поливать и удобрять их. Однажды Маша заболела. У нее поднялась температура, горло покраснело, и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и кустарники, задумались, как помочь девочке. Пролетающий через сад ветерок прошептал, что помочь их любимице могут их плоды. Ягоды шиповника, черной и красной смородины богаты витаминами, которые помогут Маше справиться с болезнями. А чай с вкусным и полезным малиновым вареньем снизит температуру и уменьшит боль в горле. Утолить жажду и улучшить аппетит помогут компоты: яблочно-вишневый, грушевый, сливовый. Обрадовались деревья и кустарники, расправили ветки, зашелестели листочками. Услышала их шум Машина мама и сразу догадалась, что хотят сказать питомцы ее дочери. Приготовила она настой шиповника, заварила чай с малиной, напоила Машу. Поела девочка ягоды черной и красной смородины, выпила полезный компот и сразу почувствовала себя лучше. На следующий день Маша вышла в свой любимый фруктовый сад. Она поблагодарила деревья и кустарники за помощь. Долго шелестели они листвой, радуясь выздоровлению девочки.

Воспитатель. Но когда овощи и фрукты долго хранятся, витаминов в них становится меньше. Где взять витамины весной?

Дети. Можно вырастить на подоконнике свежую зелень, например лук. Карлсон. Лук? Да я ел один раз – горький, невкусный, да еще в носу щиплет и слезы текут.

Воспитатель. В луке есть вещества, которые защищают человека от болезней. Есть даже такая пого- ворка: «Лук от семи недуг».

Карлсон. Надо же, какой он полезный. Теперь вы отгадайте, что это: маленький, горький, луку брат.

Дети. Чеснок!

Карлсон. Да, угадали. А он тоже полезный?

Дети рассказывают о пользе чеснока.

 Карлсон. Я понял, понял! Теперь буду есть только лук и чеснок. Воспитатель. Карлсон, нет такого продукта, который содержал бы все витамины, ведь их очень много. Нужно есть и фрукты, и молочные продукты, и каши, и овощи. Отгадайте загадку.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ……..

Дети. Капуста!

Воспитатель. Знаешь, Карлсон, в капусте до конца зимы сохраняется много витаминов. Много их и в квашеной капусте. Попробуй, она очень вкусная и полезная. Раньше моряки, отправляясь в дальнее плавание, обязательно брали с собой бочки с квашеной капустой.

Карлсон. О-о.... Я чувствую, что сил у меня прибавилось. И настроение стало лучше! Я-то ел чипсы, тортики, пил газировку, не знал, что бывают продукты полезные и необходимые.

Воспитатель: Конечно, Карлсон, есть продукты полезные и вредные. Дети давайте поможем Карлсону распознать полезные продукты от вредных.

Два мольберта и картинки с полезными и вредными продуктами. Дети делятся на две команды, одни собирают полезные продукты, другие вредные. Воспитатель. Много витаминов содержится в сухофруктах.

Карлсон. Знаю, знаю. Сухофрукты – это изюм.

Воспитатель. И не только. Давайте поиграем.

Воспитатель показывает картинки с разными сухофруктами, а дети должны найти ту картинку, из которой тот или иной сухофрукт приготовлен. Карлсон. Спасибо, у меня уже очень хорошее настроение! Полечу на рынок, куплю лук, чеснок, овощей, фруктов и конечно, сухофруктов.

 Воспитатель. Спасибо тебе Карлсон, не болей!

Карлсон благодарит детей и улетает.

НОД «Кто живет в Молочной стране?»

Цель: 

  • Формирование основ здорового образа жизни у детей, стремления активно применять на практике полученные знания и умения.
  • Закрепить понятие о пользе молока и молочных продуктов.
  • Воспитывать культуру еды.

Материал: Картинка с изображением Матроскина. Молочные продукты

 ( молоко, йогурт, сырки, кефир); На столе отдельно стоят гречка, соль, сахар; яйцо, соль; мука, яйцо, соль.

Ход НОД: 

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас замечательный и долгожданный гость. А какой, вы сейчас узнаете.

Появляется кот Матроскин.

Дети. Кот Матроскин!

 Воспитатель. Какие тут сомнения?

Кот Матроскин. Здравствуйте, дорогие ребята! Наконец-то я к вам приехал! Вы меня ждали?

Дети. Да!

Кот Матроскин. Дело в том, что я вместе с другими молочными продуктами живу в далекой Молочной стране. Вы знаете какие-либо молочные продукты?

Дети. Знаем.

Кот Матроскин проводит игру «Кто живет в Молочной стране» (с мячом). Дети перечисляют: молоко, кефир, топленное молоко, сливки, сыр, глазированные сырки, йогурт, сметана и т. д.

Кот Матроскин. Однажды несколько жителей страны поспорили.

Инсценировка сказки Н.Ю. Чуприной «Молоко, Йогурт и Кефир».  

 В молочном магазине на соседних полках стояли молоко, кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди покупали эти молочные продукты, складывали в пакеты, приносили домой, и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что эти продукты страсть как не любили тепло и жару. Им от теплого воздуха плохо становилось, и они скисали. Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе, охлаждаются.

Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило:

- Ну-ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.

- Что это ты, Молоко, загордилось? Объясни-ка нам! – попросил Кефир.

 - А что объяснять-то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я еще легко усваиваюсь организмом.

 - Подумаешь, легко усваивается! – возразил Йогурт. – Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато у меня живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот!

 - Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! – не успокаивался Кефир.

 - А я бываю и вишневый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! – гордо произнес Йогурт.

Долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось Молоко:

 - Как бы там не было, все равно я, Молоко, являюсь основой и для тебя, Йогурт, и для тебя, Кефир, и для ряженки, и для творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сливок, а сливки получаются из молока. - Да, тут уж не поспоришь! Действительно, ты, Молоко, - король всех молочных продуктов, - сказали Йогурт и Кефир.

 Выслушав все это, Молоко подобрело:

- Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, вы тоже очень полезные, вы мне как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!

Кот Матроскин. Как вы думаете, какой же продукт все-таки самый главный?

Дети. Молоко.

Кот Матроскин. Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Правильно. Из молока получаются другие молочные продукты. Показывает стакан с жирным молоком. Видите этот слой сверху молока? Это сливки. Вспомните, как мы их используем? Для чего они нужны?

Дети. Сливки можно добавлять в чай, кофе.

 Кот Матроскин. А еще сливки взбивают миксером и украшают ими торты, пирожные. Много сливок есть нельзя, потому что они очень жирные, а вы знаете, что много жирного...

Дети. Есть вредно.

Кот Матроскин. Еще из сливок можно сделать сметану. Сливки аккуратно снимают с молока, складывают в мисочку, и через некоторое время они превращаются в сметану. Хотите поиграть? Тогда подходите ко мне.

Игра «Узнай по вкусу». 

Дети с закрытыми глазами пробуют молочные продукты и называют их.

Кот Матроскин. Молодцы! Давайте еще поиграем. Какие блюда могут получиться из этих продуктов, если к ним добавить молоко?

Кот Матроскин показывает группу продуктов, дети называют блюдо (гречневая каша, омлет, блины и т. п.).

Кот Матроскин. Вот молодцы! Теперь я уверен, что вы будите здоровыми и научите малышей дружить с молочными продуктами.

НОД «К детям приходит Айболит» (посадка лука)

Задачи:

 1) формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье;

2) воспитывать сочувствие к заболевшему;

3) формировать представление о необходимости витаминов организму, о пользе овощей и фруктов;

4) учить сажать лук для использования его в пищу.

Материал: «аптечка» с фруктами и овощами (яблоко, морковь, свекла, лук), горшочек с землей, лейка, витамины.

 Ход НОД:

 Воспитатель обращается к детям с просьбой посмотреть друг на друга и сказать, кого нет среди них, кто не пришел в детсад.

– Ребята, Сережа, наверное заболел. Мне очень жаль, что Сережа заболел. Давайте ему посочувствуем. Что вы хотите пожелать Сереже? (поскорее поправиться, принимать лекарства, витамины и т. д.).

– Дети, болеть - это плохо. Почему? (Ответы).

– А чтобы не болеть, чтобы стать Неболейкой, что для этого надо сделать? Правильно. Если вы будете каждый день делать зарядку, хорошо кушать и спать, заниматься физкультурой, гулять, закаляться, есть фрукты и овощи, принимать витамины, вы будете крепкими и здоровыми, веселыми и бодрыми, у вас всегда будет прекрасное настроение. Вот мы сейчас и проведем с вами физкультминутку.

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает,

Моет щечки, ручки трет

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

 1, 2, 3, 4, 5,

Хочет Хомка сильным стать.

Стук в дверь. Входит доктор Айболит, который ведет диалог с детьми, интересуется их здоровьем, их образом жизни. Осматривает детей, отмечает розовые щеки, блестящие глаза.

Айболит: Ребятки, я с собой что-то принес. А вот что вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Красные сапожки в землю ушли. (Свекла)

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.(Лук). Много одежек и все без застежек. (Капуста)

– Молодцы, ребятки, отгадали загадки.

Дидактическая игра «Угадай на вкус» 

Перед игрой доктор Айболит моет руки, обращая на это внимание детей. Дети угадывают на вкус овощи и фрукты. Затем Айболит просит понюхать и угадать, что у него в стаканчике (лук). Доктор Айболит спрашивает у детей, какое сейчас время года (зима). Далее говорит о том, что зимой надо есть больше овощей и фруктов, в которых есть витамины, необходимые организму. А в зеленом луке их очень много.

 – Доктор Айболит, а мы как раз сегодня и собирались сажать лук, чтобы вырос новый, зеленый.

Посадка лука: отметить у луковицы верхушку и донышко, сделать ямку и посадить донышком вниз, полить водой.

Доктор Айболит хвалит детей, что они сами заботятся о себе, сажают лук. Угощает витаминами. Дети просят доктора Айболита полечить, помочь быстрее выздороветь Сереже.

НОД «Микробы»

Цель: объяснить детям, как можно заразиться. Дать понятие «микробы». Довести до понимания детей, что против каждого способа проникновения микробов можно поставить защиту и не заразиться. Воспитывать уважительное отношение к врачам, людям, которые помогают избавиться от болезни, не бояться их.

Можно провести 2 занятия.

Занятие «Как заражаются микробами» или

«Что может навредить моему здоровью».

Ход занятия: 

Входит заранее подготовленный ребенок и чихает, не прикрывая рот и нос рукой.

Воспитатель: Что с тобой?

 Ребенок: Простудился.

Воспитатель: Мы тебе сочувствуем. Но что заболевший неправильно делает? (не прикрывает рот и нос рукой, не отворачивается от других детей). Игра «Можно - нельзя» 

Собираются вещи, которыми вы пользуетесь (зубная щетка, мыло, расческа, карандаш, зубная паста, ключ от квартиры) и кладутся на стол. Следует по очереди поднимать вещь и говорить, можно ли ей пользоваться сообща или нет. Если можно – положим в коробочку «МОЖНО», нет – в коробочку «НЕЛЬЗЯ», каждый раз объясняя, почему так положили.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Про мимозу»

Воспитатель: А вы так не делаете? Как надо одеваться? Что надо еще делать, чтобы не болеть? Закаляться. Зачем? Чтобы микробы не смогли одолеть нас.

Воспитатель: Ребятки, а если вы пораните себе пальчик, что надо еще сделать? Обработать йодом или зеленкой. (Показ, как это сделать). Надо немного потерпеть, микробы испугаются и пальчик быстро заживет.

Детям задаются вопросы: «Можно ли пить водопроводную воду, лимонад, пробовать различные продукты без взрослых? Что может случится?» Предлагается вспомнить, отчего у них произошло отравление. Надо запомнить правило. Не есть недоброкачественные продукты и не пить плохую воду.

Показ иллюстраций (грязная квартира, беспорядок, грязный ребенок).

 Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.

 Про такого говорят: он плохой, неряха!

Воспитатель: Мало этого. Он еще ведь может заболеть. Почему? Очень важно поддерживать чистоту и порядок дома, в группе, носить чистую одежду, принимать душ.

Вносится блюдо с фруктами.

Воспитатель: Я сегодня вас хочу угостить фруктами. Прежде, чем вас угостить, вымыла чистой кипяченой водой. Как вы думаете, зачем? Фрукты и овощи перед едой надо обязательно вымыть.

Воспитатель: А что вам надо сделать, чтобы угоститься фруктами. Правильно, вымыть руки. Перед едой всегда надо тщательно мыть руки с мылом. На грязных руках есть микробы. Как вы себе представляете микробов? (ответы детей).

Воспитатель: Микробы очень малы. Их можно увидеть только в микроскоп. Но несмотря на свой маленький размер, микробы – существа могущественные. Стоит им только пробраться в тело человека, они начинают разбойничать. Человеку становиться плохо, его трясет, колотит, он чихает, бьет, рубит, уничтожает их без счета. Скоро наступает победа. И все же иногда без посторонней помощи человеку с микробами не справиться. Среди них изредка попадаются особенно сильные и зловредные. Ко встрече с ними приходится заранее готовиться – делать прививки, чтобы наше тело было всегда начеку, наготове. Бывает, что микробы и побеждают. Тогда на помощь приходят ... (врачи). Они дают лекарства – яды, убивающие микробов. Если микробы забрались в самые дальние закоулки нашего тела, то и отраву для них надо туда доставить. Потому-то и делают больным уколы. Лекарство прямо на микробов попадает. Оттого-то уколы иногда делать больно. Если даже вам неприятно, то крошкам-микробам от лекарства и подавно конец. Что же лучше? Помогать микробам разбойничать, или чуть-чуть потерпеть и сразу всех их приструнить? Выбирайте сами.

Воспитатель: Вы уже рассказали, как вы себе представляете микробов. А я его представила таким. (На киндер-сюрпризе рисуется микроб, вставляется нитка, прикрепляется палочка). Вот он какой микроб страшный, некрасивый. Давайте его поймаем.

Игра «Поймай микроба» 

Педагог может заготовить несколько поделок микробов или предложить детям самим изготовить их в свободное время, на конструировании. Рисование «Нарисуем микробов»

 Чтение стихотворения «Поэма о микробах» 

В сказке жил волшебник злой,

Звался он Микроб Второй,

Был огромный он и важный,

Не стеклянный, не бумажный,

 Был он в общем - то простой,

Толстый, дутый, но пустой,

Слуг имел он очень много,

Злых, малюсеньких, проворных,

Он использовал их в деле,

Чтобы их не разглядели,

Чтоб никто их не увидел,

И не бил и не обидел.

Зла они творили много,

Разбегались по дорогам,

 Жили в лужах и в снегу,

На хвосте бродячей кошки,

У ребяток на ладошках.

 Помогать им тут взялась,

Королева - злая Грязь.

 Вот она у ребятишек,

На рубашках и штанишках,

Вот на пальчики попала,

И уже во рту пропала.

И уже микроб ведет

Прямо в маленький живот.

И от них болели детки,

Ели горькие таблетки.

Пили горькие микстуры

Мучились с температурой,

Трудно стало жить на свете,

Плачут взрослые и дети,

Тут приходит Айболит,

Посмотрел и говорит;

«Знаю я один рецепт,

Чтоб Микробы одолеть,

Королеву - Грязь прогнать

И здоровыми вновь стать.

Тут нужны 3 силача:

Солнце, воздух и вода.

Громко хлопнул он в ладоши

И позвал друзей хороших

: Солнце, ветер озорной

И поток воды речной.

Вмиг они к нему явились,

Огляделись, удивились

И веселою гурьбой

Повели с микробом бой.

Солнце их нещадно жарит,

Ветер прочь их прогоняет,

А водичка звонко льется,

Моет ручки и смеется.

Моет щечки, моет носик,

Королеву - Грязь уносит,

И микробы без нее

Пали все до одного.

Там, где пыли нет и грязи,

Умирают они сразу.

 В сказке лопнул злой Микроб

Он без слуг и слаб и плох,

А довольный Айболит

Всем ребятам говорит:

«Чтоб Микробы победить,

 Надо смелым, сильным быть,

Солнца с ветром не бояться,

Прыгать, бегать, закаляться,

 И с водой всегда дружить

С мылом лица, руки мыть,

Ни один микроб тогда,

Не прорвется к нам сюда.

Дружат с нами пусть всегда

Солнце, воздух и вода!»

Занятие-тренировка «Поход по стране здоровья» 

Цели: 

1. Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.

 2. Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.

3. Познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами по закаливанию организма.

Оборудование:

 Выставка рисунков детей по теме

 Карта страны здоровья

 Пословицы и поговорки по теме, записанные на карте

 Призы от Неболейки

 Памятка: «Правила закаливания», «Первые шаги по закаливанию»

 Куклы для инсценировки стихотворения С.Маршака «про мимозу» и сказки Ю.Кушака «Реп- ка»

 Предметы для игр: стакан с водой и соломинкой, воздушные шары

Оформлена карта страны Здоровья. Маршрут выделен красной линией со стрелкой. Каждый «привал» помечен пословицей, часть которой закрыта крупными бумажными снежинками. Над картой— изображения основных средств закаливания: солнца, воздуха, воды в виде масок-символов. Дети рассажены на стулья полукругом.

Ход занятия 

  1. Объявление темы

—Дорогие дети. Тема нашего занятия «Поход по стране Здоровья». Воспитатель. Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: «Здоровому все здорово». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать. Я приглашаю всех присутствующих совершить веселый «поход» по стране Здоровья, входе которого будем учиться беречь и укреплять свое здоровье, правильно закаливаться. Для начала дружно прочитаем девиз: «Здоровье не купишь—его разум дарит».

  1. «Поход» —основная часть занятия

Воспитатель. Очень полезны для здоровья пешие прогулки, поэтому первую часть пути мы пройдем пешком: раз-два! Раз-два! (дети стоя маршируют на месте)

 Воспитатель. А вот и первый привал. Если угадаем конец пословицы, сможем здесь передохнуть. (Дети называют пословицу, а воспитатель убирает прикрывающие снежинки. Получается: «Чистота—залог здоровья»)

1-й привал «Чистота—(залог здоровья)»

Пояснение: слова, взятые в скобки, прикрыты «снежинками» Ребят встречает санпост.

Воспитатель: «От простой воды и мыла у микробов тают силы». Загадывает загадки:

  1. Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

А что я такое—скорей догадайтесь.

И знайте: большая была бы беда,

Когда бы не я да вода. (мыло)

  1. Зубаст, но не кусается.

Как он называется? (гребешок)

  1. Будь аккуратен,

Забудь лень.

Чисть ею зубы

Каждый день. (зубная щетка)

Воспитатель: Чтобы не кашлять, надо укреплять органы дыхания «Надуваем шары». Широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик—ффф…, медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик лопается. Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Шшш…»-произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях. (повторяют 2-3 раза)

 «Бульканье». У каждого ребенка стакан или бутылочка, наполненная на треть водой.В стакан вставлена соломинка или коктейльная трубочка. Нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. (повторяют 2-3 раза)

«Кто громче?» Принять правильную осанку, губы сомкнуть. указательный палец правой руки надо положить на боковую сторону носа плашмя, плотно прижимая правое крыло носа. Глубоко вздохнуть левой половиной носа и произнести, выдыхая: «Ммм…», одновременно похлопывать указательным пальцем левой руки по левой половине носа. Дети поочередно выполняют упражнение, прижимая то правую, то левую половину носа.

Воспитатель. Продолжаем свой путь. Прыжком—марш!

2-й привал «Здоровье в порядке—(спасибо зарядке)!» (детей встречает кукольный персонаж из сказки Ю.Кушака «Репка». Мышонок одет в спортивный костюм, в лапках держит гантели)

 Мышонок.

Раз-два! Три-четыре!

Стану всех сильнее в мире!

 Буду в цирке выступать,

Бегемота поднимать!

Воспитатель. Ребята, что помогло Мышонку стать сильнее?

Дети. Занятия утренней гимнастикой и спортом!

Мышонок. Ребята, кто из вас каждый день делает утреннюю гимнастику? (заслушиваются ответы детей)

Мышонок. Что такое физкультура?

Дети. Тренировка и игра!

Мышонок. 

Это бодрость и здоровье,

 Это радость и веселье!

Плюс хорошая фигура

 Вот что значит физкультура!

(Мышонок проводит с ребятами физкультминутку) Ребята прощаются с Мышонком и отправляются дальше движением «легкий бег».

 3-й привал «Добрый повар (стоит доктора)» проводит беседу о здоровом питании, о потребностях организма в витаминах, особенно в зимнее время напоминает правила)

  • ешьте 4 раза в день и никогда не «перекусывайте»
  • ешьте медленно, маленькими кусочками
  • пережевывайте пищу как можно тщательнее
  • жареные блюда лучше заменить вареными и тушеными
  • ограничьте потребление соленых блюд
  • употребляйте хлеб и сахар в умеренном количестве
  • при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или выпейте стакан молока
  • народная мудрость гласит: «В молоке—здоровье, масле—благо, в мясе—сила»

 4-й привал «Если хочешь быть здоров—(закаляйся)» 

Воспитатель. Я должна выполнить поручение от нашего старого друга—Неболейки, передать пожелание крепкого здоровья все присутствующим и горячий привет детям, которые не пропустили ни одного дня. (воспитатель перечисляет фамилии «неболеек» и вручает им специальные призы)

—Что вы предпринимаете, чтобы не болеть?

Заслушиваются ответы детей:

1-й ребенок. Я всегда одеваюсь достаточно легко, чтобы можно было быстро двигаться. Мама рассказывала, что после выписки из роддома ежедневно выкладывала меня голеньким на широкий подоконник. Теплое солнышко и свежий ветерок закаливали с детства.

2-й ребенок. Летом я хожу на реку, в которой купаюсь 2 раза в день: утром и вечером. В конце лета я становлюсь посвежевшим и загорелым.

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ

1. Закаляться нужно постепенно.

2. Нельзя начинать закаливание во время болезни.

3. Начал закаливание—не бросай и не делай перерыв.

 4. Используй разные средства закаливания: солнце, воздух и воду.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЗАКАЛИВАНИЮ ОРГАНИЗМА

1. Не забывай о контрастных ванночках для ног. Перед сном обязательно проветривай свою комнату.

2. Утром выполняй зарядку при открытой форточке.

3. Обтирайся водой комнатной температуры (Ребята продолжают путь, имитируя движение «на коньках»)

5-й привал «Береги платье снову, (а здоровье –смолоду)» 

Дети встречаются с героями стихотворения С.Михалкова «Про мимозу». Разыгрывается сценка о мальчике, который изнежен и избалован своими родителями.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, заботятся ли родители о здоровье своего сына по-настоящему? Что бы вы посоветовали им, чтобы Витя рос крепким, сильным, здоровым мальчиком? Ответы детей.

  1. Итог ―Похода»

Дидактическая игра: ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ ЕДА

Дидактические задачи: закреплять представления детей о том, какая еда полезная, а какая - вредная для организма, подвести детей к пониманию противоречия: мне нравится эта еда ..., а моему организму полезно это ... Игровая задача: правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости от их полезности - вредности.

Игровые действия: под зелѐную карточку положить картинки с полезной едой, а под красную - с вредной.

Правила игры: быть внимательным, в случае ошибки -исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком. Оборудование игры: карточки зелѐного и красного цветов, предметные картинки с изображением продуктов питания (например, торт, лимонад, копчѐная колбаса, пирожные, конфеты, чѐрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты и т. п.), поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша и т. п.).

Дидактическая игра «Кукла заболела» – уход за больной куклой. 

 Письмо заболевшему товарищу – учить детей сочувствию к заболевшему, желанию быстрейшего выздоровления.

  Игра - инсценировка «Подскажи Айболиту» 

К доктору Айболиту приходят звери. Надо им помочь.

 Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит». 

  Экспресс - опрос: – Что сразу надо делать, если поранился? 

– Как можно остановить небольшое кровотечение, когда поцарапаешься? – Если в глаз попадет соринка. Что надо делать?

 – Что надо делать, когда пойдет кровь из носа?

– Как самому лечить синяки и ушибы?

Д/и «Правильно, правильно, совершенно верно!» 

Если говорится о полезных продуктах говорят «Правильно, правильно, совершенно верно», а если о том, что для здоровья вредно дети молчат.

  • Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

  • Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

  • Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

  • Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

  • Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

  • Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Д/И «Подбери предметы» 

Цель: 

Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены

Ребенку предлагают рассмотреть лежащие на столе картинки, выбрать из предложенных картинок необходимые.

 

Д/и «Кому что нужно» 

Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части).

Д/и «Кто больше назовѐт полезных продуктов питания»

 Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

Ребѐнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображѐно на картинке, полезный этот продукт или нет.

Д/и «Чего не стало» 

Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.

Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением различных предметов. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

 Д\и «Подбери нужное» 

Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания.

Детям предлагают рассмотреть предложенные картинки и «найти» недостающую часть изображения (например, хвостик от рыбки, которая полезна для зубов, листочки от морковки, …) среди предло- женных картинок.

 Подвижная игра «От микроба убегай» 

(часть детей надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким.

Слова микробов, придуманные детьми:

«Мы злые, злые, злые,

Микробы мы плохие,

Кто кашу не ест

И руки не моет,

Не делает зарядку,

Мы переловим всех по – порядку»

Подвижная игра: «Овощи и фрукты»: 

Группа делится на две равных по количеству детей подгруппы, выстраиваются в колоны. На противоположной стороне группы находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд: одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в лукошки. Один игрок может принести в свое лукошко только один предмет. В конце игры подсчитывается только количе- ство правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко.

«Ситуации»: 

  1. Дети играли на улице в догонялки. Петя убегал от всех. Вдруг, Саша подставил подножку, Петя упал. У него оказался сильный ушиб колена, локтя и многочисленные ссадины.

Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать травмы?

  1. Брат и сестра играли дома в салки. Брат пробегая, нечаянно уронил вазу. Ваза разбилась. Испугавшись, сестра стала быстро подбирать стекла и порезала руку.

Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать несчастного случая? Как оказать первую помощь?

  1. Во дворе жгли листву. Дети находились рядом. Один из них стал бить палкой по горящему полену. Искры разлетелись в разные стороны. Огонь попал девочке на куртку, куртка вспыхнула. Ребята растерялись. Девочка получила ожоги.

Вопрос: Кто виноват? Как избежать несчастного случая? В чем заключается первая помощь?

Конспект развлечения для детей старшей группы на тему

«Айболит спешит к нам в гости»

Задачи: 

Закрепление с детьми навыков охраны жизни и здоровья.

Содействовать в воспитании ответственности за свое здоровье.

Развивать спортивные умения и навыки.

Материал. Спортивный инвентарь, персонаж - Айболит.

 Ход развлечения. 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел доктор. Угадайте, как его зовут? Лечит маленьких детей Лечит птичек и зверей Сквозь очки свои глядит Добрый доктор ,,,

 Дети: Айболит.

Воспитатель: Конечно, Айболит!

Появляется Айболит.

 Айболит: Здравствуйте ребята. У вас никто не болен?

Ответы детей.

 Айболит: А ну-ка, расскажите мне, что вы делаете, чтобы не болеть?

 Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы вам расскажем и покажем, как умеем заботиться о своем здоровье. Наши ребята свой день всегда начинают с зарядки, занимаются спортом, много времени проводят на свежем воздухе, кушают овощи и фрукты, ведь в них много витаминов. И все это позволяет им быть такими крепкими и здоровыми.

 Айболит: Это хорошо! А мне бы хотелось увидеть все своими глазами. Ребенок: 

Это вовсе не загадка

Чтобы силу развивать

Помогает нам зарядка

Чтоб весь день не уставать.

«Упражнение с мячом» Дети выполняют упражнения с мячами под музыку. Взять мяч двумя руками поднять над головой, опустить, влево, вправо, опустить, наклоны с мячом, мячом коснуться пола, ноги не сгибать.

 Айболит: Молодцы, ребята! Как ловко вы управляетесь с мячами. Воспитатель: А наши ребята не только с мячами занимаются, но и с другим спортивным оборудованием. В это время выставляется полоса препятствий. Айболит: А вы знаете, что тот, кто спортом занимается - не болеет, закаляется. А вы закаляетесь ребята?

 Ответы детей.

Воспитатель: Да, доктор Айболит, ребята тебе правильно рассказали! Они ходят босыми ножками по массажным дорожкам, делают гимнастику после сна, спят без пижам, а на прогулку ходят одетыми по погоде. А теперь посмотри, какие они у нас ловкие, спортивные, дружные.

Дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя преодолевают полосу препятствий.

 Айболит: Молодцы! Какие вы ловкие и смелые.

Воспитатель: Айболит, а наши ребята любят очень гулять в детском саду утром и вечером.

Айболит: Это очень хорошо, свежий воздух полезен для здоровья и аппетит улучшает, а после прогулки вы все моете руки? С мылом?

 Ответы детей.

Воспитатель: Конечно!

Айболит: Ребята, смотрю настроение у вас хорошее! Давайте потанцуем! Я ведь лечу не только детей, но и зверей, поэтому предлагаю вам станцевать «Танец маленьких утят!» И я удовольствием с вами потанцую.

Исполняется «Танец маленьких утят». 

Айболит: Ох, устал! Я и вам дети рекомендую отдохнуть.

Под тихую, спокойную музыку дети лежат на ковриках с закрытыми глазами. Ножки лежат прямо, руки – вытянуты вдоль туловища. Проводится релаксационная пауза.

Воспитатель: Айболит, а еще наши дети знают, что нужно обязательно правильно питаться, есть полезную пищу, как можно больше употреблять овощей и фруктов.

1 ребенок: 

От простуды и ангины

Помогают апельсины

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

2 ребенок:

 Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Айболит: 

Очень рад за вас сегодня и совет такой вам дам:

Занимайтесь физкультурой по утрам и вечерам!

А за праздник наш веселый

Я вас всех благодарю,

Свой подарок витаминный

На здоровье вам дарю!

Айболит угощает всех детей соком.

 Воспитатель: Спасибо тебе, Айболит, что пришел к нам в гости.

Айболит: И вам спасибо, ребята. А теперь мне пора, до свидания, детвора. Айболит уходит.

Консультации для родителей:

«Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей »

Для растущего организма ребенка особенно важную роль играет двигательная активность. Общеразвивающие упражнения необходимы для нормального его развития. Они прекрасно влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру. Утренняя гимнастика способствует более физиологичному переходу от сна к бодрствованию, воспитанию потребности перехода от сна к бодрствованию через движения. В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные и коррекционные упражнения. Занимайтесь утренней гимнастикой дома, во дворе вместе со своими детьми. Воспитывайте у них привычки здорового образа жизни и самоорганизованности. «Движение и здоровье детей» Всем известно, насколько важно движение в человеческой жизни. А между тем не все знают, что люди, тренирующие свою мышечную систему. Пусть даже совсем небольшой, но обязательно повсе- дневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям. Поэтому чрезвычайно важную роль играют обучение и тренировка не только в детском саду, но и в семье. Детям необходимо объяснить значимость не только тех или иных действий или привычек, но – и это главное – подавать собственный пример.

 Утром, еще в постели, надо, чтобы ребенок сделал несколько упражнений по растяжке мышц.

 Душ! Наслаждение настоящего водного праздника!

 Теперь аппетитный завтрак! За завтраком важны мирные разговоры о предстоящем дне.

 А в выходные устройте настоящий семейный праздник с завтраком всей семьей, гимнастикой, подвижными играми, прогулкой. Если в семье будут предприниматься повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги, то непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Памятка для родителей

  • Помни: здоровье не все, но все без здоровья - ничто!
  • Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.
  • Здоровье - не только физическая сила, но и душевное равновесие.
  • Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
  • Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
  • Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
  • Здоровье - социальная культура человека, культура человеческих отношений.
  • Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.
  • Здоровье - это стиль и образ твоей жизни. Источник здоровья и источник всех бедствий зависят от тебя и от твоего образа жизни.
  • Хочешь быть здоровым - подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.
  • Помни: солнце нам друг и все мы - дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.
  • Ходи периодически по земле босиком - земля дает нам силу, отводит из тела лишнее электричество.
  • Учись правильно дышать - спокойно, неглубоко и равномерно.
  • Семья - наша опора и наше счастье: делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга.
  • Люби нашу землю - мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему он дала жизнь. Хочешь жить - люби жизнь!
  • Хочешь быть здоровым - будь им!

Консультации для родителей «Здоровый ребенок»

Тема: «Здоровье детей» 

Понятие «физическое воспитание» — о чем говорит уже сам термин— входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что так же, как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса. Отличительные способности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что этот процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни— главные составляющие успеха физического воспитания в семье. Здоровый образ жизни—это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитывать ребенка здоровым—это значит с самого раннего детства, научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим, систематические физкультурные занятия, использование эффективной системы закаливания, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В спорте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых «спартанских» условиях: ходили круглый год босиком в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же. В России закаливание издавна было массивным. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами. Закаливание—это комплексная система оздоровительных воздействий направленных на дости- жение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.

Тема: «Баня» 

Вредна ли баня для детей? На этот вопрос, волнующий пап и мам, можно ответить однозначно— нет! Специальные исследования, проведенные в нашей стране, показали, что целебный жар полезен с 3 лет. Однако режим банной процедуры для малышей должен быть более щадящим, чем для взрослых. Старайтесь оберегать детей от переохлаждения—действий слишком контрастных температур. После парной им рекомендуется принимать не холодный, а теплый душ. Обычно достаточно 2-3 за- ходов продолжительностью по 8-10 минут. Первый заход нужен для качественного прогревания те- ла—до покраснения кожи и проявления пота, для второго и третьего понадобятся веники. В перерывах между заходами в парную можно принять прохладный или холодный душ, окунуться в бассейн. Для восполнения потерь воды и минеральных веществ в умеренном количестве можно выпить чай, сок, квас. Подливая воду на горячие камни печи и полки парильного помещения, можно одновременно разбрызгивать ароматические вещества. Особенно популярна у завсегдатаев бань эвкалиптовая настойка, весьма полезная для верхних дыхательных путей. Ароматические вещества добавляют в теплую воду, выливаемую на горячие камни из расчета: 1 чайная ложка эвкалиптовой настойки или 10-20 капель ментолового масла, или 1,5 стакана кваса на 2-3 литра воды. Тема: «Дыхание» Развитие дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох, совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания—вдох, выдох, пауза. Для речи, особенно монологической обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чте- ние вслух требует большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и современного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладевания речевым дыханием участвуют воля и создания направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным. Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешна применяется как действительный способ лечения заболеваний дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов.

Тема: «Безобидные сладости» 

Сладкое с незапамятных времен неизменно служило синонимом приятного и во многом недоступного. Уже с самого рождения детей мы начинаем приучать их к неумеренной сладкой жизни: даем грудничкам сильно подслащенные молочные смеси, особенно в тех случаях, когда они остаются без материнского молока. А потом удивляемся, почему малыши овощные и фруктовые соки. Между тем вкусовые ощущения и привычки у человека зарождаются именно в раннем возрасте. От того, на- сколько он привыкнет к той или иной пище, будет в дальнейшем зависеть характер его питания. Не надо быть большим провидцем, чтобы сказать, что сегодняшние дети, став взрослыми, в большинстве своем будут любить сладкое. А не хотелось бы! Надо чтобы они любили все в меру, ибо известно, что неумеренность в образе жизни, а в питании особенно никогда к хорошему не приводит. В полной мере это относится и к употреблению сахара. А пока подавляющее большинство детей получают конфеты, шоколад, варенье почти каждый день. Даже гуляя по улице, находясь в общественном транспорте, театре, кино, ребенок сосет леденцы, грызет печенье, ест мороженое. Детей с яблоком или морковью в руках практически не встретишь. Таким образом, вместо положенных 60 грамм в день многие из ребят- дошкольников в общей сложности получают сахара в два раза больше. Немаловажно также и то, что в 6-7 лет у ребенка уже можно активно воспитывать сознательное отношение к употреблению сладостей. Однако и при таких условиях необходимо, чтобы употребление сладостей ни в коем случае не превращалось в систему, как это бывает сейчас во многих семьях. Но, пожалуй, еще более жесткого контроля требуют дети с различными проявлениями аллергического диатеза, ибо они отличаются в большинстве своем особо повышенной чувствительностью ко вся- ким сладким вещам. Иной раз стоит такому ребенку съесть всего одну дольку шоколада, как тотчас же все его тело покрывается зудящей сыпью типа крапивницы. Но об этом отдельный разговор. Современный ритм жизни человека с большими нервными нагрузками и с постоянно уменьшающейся физической активностью требуют качественного иного питания. Теперь для многих людей отпала необходимость в большом количестве энергетического материала. И она обязательно должно включать большое количество витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Те же требования в полной мере относятся и к питанию дошкольников. Между тем сладости практически лишены этого. Их основа—сахар, который является носителем «пустых» калорий и никакой иной ценности, кроме энергетической не имеет. Не содержит сахар ни витаминов, ни микроэлементов, ни солей. Они в процессе переработки сахарной свеклы уничтожаются. Чем чище, белее сахар, тем он менее полезен. Потребление большого количества сахара и кон- дитерских изделий в известной степени оправдано лишь при напряженной физической работе, а так- же при усиленных занятиях спортом. Однако, как известно, это в основном удел взрослых. Для детей же избыток сахара - это всегда лишние калории, которые повышают риск развития нарушения жиро- вого и углеводного обмена. Систематическое потребление детьми сладостей в больших количествах нередко служит одной из причин развития такого весьма грозного заболевания, как сахарный диабет. По данным Всемирной организации здравоохранения, число больных сахарным диабетом среди детей и взрослых постоянно растет. Однако это еще далеко не все. Избыточное потребление сахара чревато для практически здоровых детей и взрослых развитием еще одного чрезвычайно неприятного состояния. Речь идет о так называемой функциональной гипогликемии (снижение уровня сахара в крови). Гипогликемия может повторяться часто и длительными годами, нередко повторяя путь к диабету. Диабет и гипогликемия зависят от состояния секретной функции поджелудочной железы. По существу, это два аспекта одной и той же болезни. Гипогликемию считают фоном, на котором развиваются наркомания алкоголизм, пристрастие к курению табака, возникают асоциальные явления. По некоторым данным, гипогликемия может усугублять течение или затруднять лечение многих серьезных болезней, среди которых язва желудка, эпилепсия, подагра и т.д. Специалисты считают, что снижение уровня сахара в крови ведет к кислородному голоданию, к которому особо чувствительны клетки головного мозга. Одновременно снижение уровня сахара в крови может влиять на продукцию гормона роста и адреналина. Гипогликемия для детей представляет гораздо большую опасность, чем для взрослых. У детей запущенные случаи гипогликемии могут вызывать задержку умственного развития и серьезные на- рушения мозговых функций. Чаще всего, это проявляется состоянием гиперактивности. Дети становятся невротичными, в ряде случаев возникают психопатические явления. Они подвержены беспокойству и неуемности, все время стремятся куда-то бежать, агрессивны в слепом побуждении к раз- рушению. Они отрицают все, противодействуют всему, отказываются от всего. Лучшим средством профилактики и лечению такого состояния у детей, как и гипогликемии у взрослых является диета. Диета должна быть высокобелковой, малоуглеродистой (абсолютное отсутствие рафинированных углеводов—рафинированного сахара, белой муки) и высоковитаминной. Необходим полный отказ от сладостей. Для профилактики и лечения гипогликемии рекомендуется потреблять возможно больше природных продуктов, особенно овощей, фруктов, молочных продуктов, рыбы.

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

  • Приучайте ребенка соблюдать режим дня, разумно чередовать нагрузки с отдыхом.
  • Помните: нельзя сокращать время сна, требующиеся для восстановления физического и психического здоровья.
  • Гуляйте с ребенком в любую погоду! Игры на свежем воздухе активизируют обменные процессы, стимулируют работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют защитные силы организма.
  • Одевайте ребенка в соответствии со временем года в практичную, удобную легкую, не затрудняющую движений одежду.
  • Позаботьтесь о полноценном разнообразном питании ребенка, необходимом для его роста и правильного развития.
  • Поддерживайте познавательные интересы ребенка, не оставляйте без внимания ни один его вопрос, вместе с ним ищите ответы на его почему?
  • Беседуйте с ребенком, учитесь его слушать, развивайте речь—залог хорошей учебы в будущем.
  • Дозируйте время и информацию, получаемую ребенком при просмотре телепередач.
  • Контролируйте продолжительность занятий и условия, в которых они протекают. не за- бывайте, что чем меньше ребенок, тем труднее ему длительно заниматься однообразной деятельностью.
  • Чаще хвалите своего малыша, одобряйте словом, улыбкой, лаской и нежностью. Не жалейте времени на общение с ним—не отделывайтесь игрушкой или сладостями!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Работа методом проекта по теме "Азбука здоровья"

Статья отражает преимущества работы по формированию у детей знаний, умений и навыков в области здоровья и безопасности методом проекта. В статье также помещены фото творческих работ детей, сценарий ра...

проект на тему "Азбука здоровья"

проект физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ №20 "Аллюки"...

Педагогический проект на тему: «Азбука здоровья»

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за в...

Проект на тему «Азбука здоровья» первая младшая группа 2016-2017 учебный год

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья &ndash...

Проект на тему «Азбука здоровья» вторая младшая группа 2017-2018 учебный год

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья &ndash...

ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ СОДЕРЖИТ ПОДБРОРКУ ИГР , ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИГР И ПР. ПО ДАННОЙ ТЕМЕ...

Проект формирование познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста путем проведения интегрированных занятий на тему «Азбука здоровья»

В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэ...