Обучение ребенка чтению: правила и ошибки
статья (подготовительная группа)
Обучение ребенка чтению: правила и ошибки
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Чтобы справиться с этой проблемой родители должны помочь ребенку в этот трудный момент работать сообща с воспитателем.
Обучение детей чтению не должно быть похожим на пытку. Это занятие должно приносить радость не только обучаемому, но и обучающему. Иначе перейдет все в крики, слезы, обиды и ненависть к книгам. Дети просто начнут бояться вас или сделать ошибку. Но ведь все делают ошибки. Как говорится, не совершает ошибок лишь тот, кто вовсе ничего не делает.
Кто-то начинает обучать ребенка только к школе, кто-то же стремиться научить малыша еще в садике. Никто не скажет, когда точно нужно это делать. Но обучать необходимо - это 100%. Некоторые дети сами просят их научить читать. Не только, чтобы чувствовать себя более взрослыми, но и для того, чтобы самостоятельно почитать себе сказку, пока родители заняты своими делами.
Не стоит навязывать уроки ребенку. Для того, чтобы он захотел читать, начните с себя. Читайте сказки ребенку почаще, да и сами отдыхайте с книгой в руках. В современное время у детей больше интереса к компьютеру, планшету и телевизору, утеряна та ниточка любви к книгам. В редких семьях сохранилась традиция вечера проводить за чтением, а не просмотром телевизора.
Только читая, ребенок в будущем будет лучше учиться, быстрее воспринимать информацию, а также будет более грамотным по сравнению со своими сверстниками. Ему на «автомате» будут запоминаться слова, их правильное написание и употребление. Словарный запас увеличится. Поверьте, через лет десять читающий ребенок по количеству узнанных из книг слов переплюнет многих взрослых, которые все свободное время проводят у компьютера или голубого экрана телевизора.
Правильно обучаем ребенка читать начинать необходимо с покупки первой книги: азбука или букварь. Отдавайте предпочтение таким книгам, где кроме букв и слогов много картинок, которые помогут ассоциативно запоминать ребенку новую информацию.
Превратите занятие в игру. Если вы будете получать удовольствие от занятий, то, скорее всего, и ребенку понравится. На каждую букву поищите заранее скороговорку или стишок, которые помогут лучше запомнить изученное.
Всегда начинайте обучение только с гласных. Их, во-первых, меньше, во-вторых, их проще запомнить и выговорить. К тому же вы можете взять любимую песенку вашего малыша, и на его мотив пропеть ту или иную гласную. Или же для каждой гласной выбрать свою мелодию. Тоже сработает ассоциативное мышление и память. Превратите обучение в творчество. Лепите, рисуйте, разукрашивайте, вырезайте, склеивайте. Все, что поможет превратить запоминание алфавита в игру.
После изучения гласных приступайте к согласным. И тут снова правило. Никаких «ЭМ», «ЭН», «ЭР». Должно быть «М», «Н» и «Р». Так будет проще сразу начать читать по слогам. В противном же случае вам придется очень долго объяснять ребенку почему читается «РА», а не «ЭР-А». ведь он выучил букву «ЭР», а не «Р». И долгие объяснения отобьют все желание изучать правила чтения, перестанут приносить радость и удовольствие.
Придумывайте вместе с малышом сказку на каждую букву. Пусть он активно принимает участие. «Путешествие» какой-либо буквы по стране или джунглям с приключениями. Сделайте букву из бумаги или ткани и соорудите для нее окружение, как в сказке. Горы из подушек, встречи со зверями (игрушками). Пусть буква разговаривает, почаще начинаются слова именно с этой буквы.
Обучение детей чтению - это вовсе не сложно. Главное, побольше творчества и игры. Детям важно все потрогать, попробовать, понюхать. Можете вместе лепить печенья в виде выученных букв. Или из соленого теста делать «учебный материал».
Когда гласные выучены, и начинаете изучать согласные, покажите малышу на примере изученной согласной чтение слогов. К примеру «Б-А», «Б-О» и т.д. как только ребенок поймет, что у него получается, он с еще большим удовольствием начнет учиться. Не нужно пытаться охватить все разом. Понемногу за раз. Длинные занятия утомительны. Отведите для них определенное время.
Не пытайтесь впихнуть в ребенка кучу информации. Начинайте с простого, постепенно набирая темпы и уровень сложности. Обязательно хвалите за каждый успех. Пусть и маленький. Не ругайте, если что-то не получается. Лучше объясните снова. Медленно. Попробуйте, другими словами. Возможно, вам кажется, что вы говорите просто, а для ребенка - это как будто на иврите с ним говорят.
Гуляя по улице, показывайте на вывески. Просите малыша назвать буквы, которые он видит.
Не стоит новый урок начинать с изучения нового. Лучше повторите старое, закрепите. Важно не только прошлый ваш урок вспомнить, но и предыдущие, чтобы убедиться, что кроха все помнит и понимает.
Ошибки при обучении ребенка чтению слишком много всего за один раз. Разбивайте информацию на небольшие блоки, рисуйте картинки, придумывайте истории и сказки.
Длительный урок. Не стоит высиживать час. Для ребенка это трудно и скучно. Лучше раз 5 за день минут по 10 садитесь и занимайтесь.
Неправильное изначальное заучивание произношение согласных. Нельзя учить «БЭ», «ПЭ», «КА» и прочее. Это только запутает ребенка в будущем. Одна буква - один звук! Исключение разве что гласные, в которых кроется звук «Й»: я, е, ё, ю.
Новый урок - новая информация. Всегда повторяйте пройденное.
Слишком ранний возраст. Пока ребенок не научится связно разговаривать, притом четко, ни о каком обучении чтению даже не стоит задумываться. К тому же ребенок сам должен проявить интерес к книге и чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение ребенка чтению: правила и ошибки | 11.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Насакина Екатерина Александровна старший воспитатель
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Павловский детский сад №1 «Золотой петушок»
Ульяновская область Павловский район рабочий поселок Павловка
Обучение ребенка чтению: правила и ошибки
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Чтобы справиться с этой проблемой родители должны помочь ребенку в этот трудный момент работать сообща с воспитателем.
Обучение детей чтению не должно быть похожим на пытку. Это занятие должно приносить радость не только обучаемому, но и обучающему. Иначе перейдет все в крики, слезы, обиды и ненависть к книгам. Дети просто начнут бояться вас или сделать ошибку. Но ведь все делают ошибки. Как говорится, не совершает ошибок лишь тот, кто вовсе ничего не делает.
Кто-то начинает обучать ребенка только к школе, кто-то же стремиться научить малыша еще в садике. Никто не скажет, когда точно нужно это делать. Но обучать необходимо - это 100%. Некоторые дети сами просят их научить читать. Не только, чтобы чувствовать себя более взрослыми, но и для того, чтобы самостоятельно почитать себе сказку, пока родители заняты своими делами.
Не стоит навязывать уроки ребенку. Для того, чтобы он захотел читать, начните с себя. Читайте сказки ребенку почаще, да и сами отдыхайте с книгой в руках. В современное время у детей больше интереса к компьютеру, планшету и телевизору, утеряна та ниточка любви к книгам. В редких семьях сохранилась традиция вечера проводить за чтением, а не просмотром телевизора.
Только читая, ребенок в будущем будет лучше учиться, быстрее воспринимать информацию, а также будет более грамотным по сравнению со своими сверстниками. Ему на «автомате» будут запоминаться слова, их правильное написание и употребление. Словарный запас увеличится. Поверьте, через лет десять читающий ребенок по количеству узнанных из книг слов переплюнет многих взрослых, которые все свободное время проводят у компьютера или голубого экрана телевизора.
Правильно обучаем ребенка читать начинать необходимо с покупки первой книги: азбука или букварь. Отдавайте предпочтение таким книгам, где кроме букв и слогов много картинок, которые помогут ассоциативно запоминать ребенку новую информацию.
Превратите занятие в игру. Если вы будете получать удовольствие от занятий, то, скорее всего, и ребенку понравится. На каждую букву поищите заранее скороговорку или стишок, которые помогут лучше запомнить изученное.
Всегда начинайте обучение только с гласных. Их, во-первых, меньше, во-вторых, их проще запомнить и выговорить. К тому же вы можете взять любимую песенку вашего малыша, и на его мотив пропеть ту или иную гласную. Или же для каждой гласной выбрать свою мелодию. Тоже сработает ассоциативное мышление и память. Превратите обучение в творчество. Лепите, рисуйте, разукрашивайте, вырезайте, склеивайте. Все, что поможет превратить запоминание алфавита в игру.
После изучения гласных приступайте к согласным. И тут снова правило. Никаких «ЭМ», «ЭН», «ЭР». Должно быть «М», «Н» и «Р». Так будет проще сразу начать читать по слогам. В противном же случае вам придется очень долго объяснять ребенку почему читается «РА», а не «ЭР-А». ведь он выучил букву «ЭР», а не «Р». И долгие объяснения отобьют все желание изучать правила чтения, перестанут приносить радость и удовольствие.
Придумывайте вместе с малышом сказку на каждую букву. Пусть он активно принимает участие. «Путешествие» какой-либо буквы по стране или джунглям с приключениями. Сделайте букву из бумаги или ткани и соорудите для нее окружение, как в сказке. Горы из подушек, встречи со зверями (игрушками). Пусть буква разговаривает, почаще начинаются слова именно с этой буквы.
Обучение детей чтению - это вовсе не сложно. Главное, побольше творчества и игры. Детям важно все потрогать, попробовать, понюхать. Можете вместе лепить печенья в виде выученных букв. Или из соленого теста делать «учебный материал».
Когда гласные выучены, и начинаете изучать согласные, покажите малышу на примере изученной согласной чтение слогов. К примеру «Б-А», «Б-О» и т.д. как только ребенок поймет, что у него получается, он с еще большим удовольствием начнет учиться. Не нужно пытаться охватить все разом. Понемногу за раз. Длинные занятия утомительны. Отведите для них определенное время.
Не пытайтесь впихнуть в ребенка кучу информации. Начинайте с простого, постепенно набирая темпы и уровень сложности. Обязательно хвалите за каждый успех. Пусть и маленький. Не ругайте, если что-то не получается. Лучше объясните снова. Медленно. Попробуйте, другими словами. Возможно, вам кажется, что вы говорите просто, а для ребенка - это как будто на иврите с ним говорят.
Гуляя по улице, показывайте на вывески. Просите малыша назвать буквы, которые он видит.
Не стоит новый урок начинать с изучения нового. Лучше повторите старое, закрепите. Важно не только прошлый ваш урок вспомнить, но и предыдущие, чтобы убедиться, что кроха все помнит и понимает.
Ошибки при обучении ребенка чтению слишком много всего за один раз. Разбивайте информацию на небольшие блоки, рисуйте картинки, придумывайте истории и сказки.
Длительный урок. Не стоит высиживать час. Для ребенка это трудно и скучно. Лучше раз 5 за день минут по 10 садитесь и занимайтесь.
Неправильное изначальное заучивание произношение согласных. Нельзя учить «БЭ», «ПЭ», «КА» и прочее. Это только запутает ребенка в будущем. Одна буква - один звук! Исключение разве что гласные, в которых кроется звук «Й»: я, е, ё, ю.
Новый урок - новая информация. Всегда повторяйте пройденное.
Слишком ранний возраст. Пока ребенок не научится связно разговаривать, притом четко, ни о каком обучении чтению даже не стоит задумываться. К тому же ребенок сам должен проявить интерес к книге и чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как избежать ошибок при обучении ребенка чтению?"
Материал можно использовать как для консультаций логопеда (воспитателя) с родителями с использованием ИКТ, так и самими родителями для предупреждения побуквенного чтения у детей....
Памятка родителям в обучении ребенка чтению и развитии фонематического слуха
Между буквами звуками есть близкая связь: в основном буквы придуманы, чтобы обозначать звуки. Но, изучая язык, надо всё время помнить, что одна буква может обозначать два (и даже больше) разных звука....
Методика обучения ребенка чтению
Чтобы научить ребёнка чтению, необходимо соблюдать некоторые правила. Я выделила семь правил.Используя эти правила можно быстро и легко научить ребёнка читать....
Консультация для родителей «Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»
Консультация для родителей «Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»...
Советы родителям по обучению ребенка чтению
Советы родителям по обучению ребенка чтению...
Обучение ребенка чтению
Мы с радостью переживаем все изменения, которые сопровождают взросление наших детей. Вот он научился переворачиваться, научился ползать, сделал первый шаг, сказал первое слово. Время летит так незамет...
Ошибки, которые допускают родители, при обучении ребенка чтению
Факторы, которые должны учитывать родители, при обучению ребенка дошкольного возраста основам грамоты и особенности подачи материала...