Консультация для родителей.
консультация
Предварительный просмотр:
Проблемы родителей в воспитании детей с нарушениями речи.
(консультация для родителей)
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например, маленькие дети обычно легко переносят заикание, а более старшие, очень тяжело его переживают, так как осознают свой дефект. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.
Дети с нарушениями речи почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту. По этому критерию дети делятся на 2 группы:
1) болезненно относящиеся к своему речевому дефекту;
2) безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.
Причиной болезненного отношения к своему дефекту может быть:
- сравнение своей речи с речью других детей;
- насмешки детей над дефектом речи ребенка ,
- укоры родителей и близких родственников и т. д.
Причиной безболезненного отношения к своему речевому дефекту может быть: неосознание своего дефекта; отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка; попустительское отношение родителей к дефекту ребенка.
Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает; либо родители считают, что речь – это не самое главное в жизни; либо перспектива, которая уготована ими для ребенка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью.
В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.
Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».
Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности. Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».
Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание).
Как известно, существуют и более тяжелые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. Это такие дефекты, как алалия, анартрия, тяжелые варианты дизартрии и т. д.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая с детьми свои надежды, принимают на себя обязанность воспитать человека следующего поколения, который, возможно, реализует их неосуществленные мечтания. Однако, близкие аномального ребенка не имеют оснований надеяться на многое. Создается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Это противоречие еще более усугубляется в случае единственно возможного ребенка в семье, когда его физический дефект может оцениваться родителями как крах всех упований.
Отмеченная психологическая ситуация, носящая подчас глубоко драматический характер, ставит вопрос о трансформации всех семейных отношений. Недаром американский специалист в области семейной терапии Дж. Фрамо высказал мысль, правильность которой впоследствии была подтверждена многочисленными наблюдениями: «В любой семье, где есть ребенок с теми или иными нарушениями, имеет место искаженный брак». При этом во многих случаях роль родителей вынужденно ограничивается непосредственным уходом за ребенком и практически не выходит за рамки потребностей текущего периода. Некоторые исследователи считают, что по мере роста и развития ребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка.
Реакция родителей на тяжелый речевой дефект ребенка бывает обусловлена как их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни, так и особенностями личности. Индивидуумы, которые уже испытали или пережили какие-либо кризисы, лучше подготовлены к жизненным невзгодам, и им легче справиться с новой бедой – появлением аномального ребенка. Однако для всех рождение ребенка с особыми потребностями в огромной степени изменяет их жизнь, и оптимизм, который сопровождает ожидание нового человека, надежды на успех в его будущей жизни вытесняются чувством жертвенности, досады или озлобления. При таких условиях у некоторых людей нередко обостряются проблемы внутрисемейных отношений, возможен уход от активного межличностного взаимодействия. Литература
- Безруких М. М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М., Дрофа, 2001.
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.- М., Просвещение, 1973.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. – М.: Просвещение, 1977.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 1961.
- Дмитриева И.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Самара, 2006.
- Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1995.
Памятка родителям.
Развитие речи ребёнка в норме.
- Подготовительный период (от 0 до 1 года).
2-3 месяца – гуление;
4-6 месяцев – лепет;
9-12 месяцев – первые слова.
- Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).
1,5-2 года – фраза;
к 3 годам – связная речь (несколько фраз).
- Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).
К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тысячи слов.
6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.
- Школьный период (от 6/7 до 17 лет).
Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.
Предпосылки нормального развития речи ребёнка.
- Психологическое и физическое здоровье.
- Нормальные умственные способности.
- Нормально развитый слух и зрение.
- Потребность в речевом общении.
5. Полноценное речевое окружение.
Предпосылки для успешного овладения грамотой.
- Нормальный слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции), развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
- Психическое и физическое здоровье.
- Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
- Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.
- Полноценное речевое окружение.
- Нормальное развитие двигательной сферы.
Особенности речевого развития детей 6-7 лет.
- Способны правильно произносить все звуки родного языка;
- Способны к простейшему звуковому анализу слов;
- Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
- Грамматически правильно строят предложение;
- Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
- Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
- Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
- Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Артикуляционная гимнастика.
Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.
Комплекс № 1 (общий).
- Удерживание губ в улыбке;
- Вытягивание губ вперёд трубочкой;
- Чередование положения губ (улыбка – трубочка);
- Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
- Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;
- Удерживание узкого языка (иголочка);
- Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.
Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).
- Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
- Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…(упражнение делается на одном выдохе);
- Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.
- Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).
Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).
- Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает копытами») (следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь);
- улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
3) Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).
Упражнения для развития связной речи.
- Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
- Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
- Подбирать действия к предметы и наоборот;
- Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
- Назвать слова с определённым слогом, звуком;
- Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
- «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
- «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
- «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
- «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
- «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
- Переделать известную сказку;
- Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
- Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
- Придумать продолжение сказки;
- «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
- Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Учитель-логопед СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ №7 Волкова С.Н.
Методические рекомендации для родителей детей с моторной алалией.
Начиная занятия с использованием заданий картотеки, помните о том, что ребенок должен говорить не по настоянию взрослого. Он должен захотеть говорить сам. Взрослому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать образцы правильной речи. Произносите слова четко, правильно. Ни в коем случае не повторяйте речевых ошибок крохи и не смейтесь над тем, как он говорит.
Когда работа по заданиям картотеки будет закончена и малыш легко сможет повторять за вами или даже самостоятельно проговаривать слова и предложения, выучите с ним небольшие стихотворения, которые встречаются в заданиях, это способствует развитию памяти. Ничего страшного, если сначала ребенок будет только договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам. Ниже, приводятся примеры работы над гласными звуками, согласными звуками в звукоподражании и закреплении их произношения в словах.
1. Вызывание гласных звуков
1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:
— У-у-у!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— У-у-у!
Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик.
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
2. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть:
— А-а-а!
Предлагаем спеть вместе:
— А-а-а!
Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать.
- Как укачивают куклу?
- А-а-а!
3. Округляем губы, громко поем:
— О-о-о!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— О-о-о!
Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб.
- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
- О-о-о!
4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем:
— И-и-и!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— И-и-и!
Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку.
- Как кричит лошадка?
- И-и-и!
2. Уточнение произношения гласных звуков
1. Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение
и понижение тона):
- У-у-у!
- А-а-а!
- О-о-о!
- И-и-и!
2. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
- У-а-о-и!
- А-о-и-у!
- О-и-у-а!
- И-у-а-о!
3. Закрепляем материал прошлого занятия:
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
- Как мама укачивает малыша?
- А-а-а! И т. п.
3. Пение слияний гласных звуков
1. Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»
- Как кричат дети?
- Ау! Ау!
2. Рассматриваем картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!»
- Как плачет малыш?
- Уа! Уа!
3. Рассматриваем картинку: ослик кричит: «Иа! Иа!»
— Как кричит ослик?
- Иа! Иа!
4. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т.п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.
- Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!» Как кричит корова?
- Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!» Как кричит коза?
- Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!» Как кричит кошка?
- Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!» Как пищит цыпленок?
- Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!» Как кричит овечка?
- Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!» Как лает собака?
5. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу!» —
Рыжий кот.
Он у бабушки живет.
«Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес.
Хвост кольцом и черный нос.
«И-го-го!» —
Вот это конь!
Хвост и грива как огонь.
«Бе-бе-бе!» —
Барашек черный.
Он веселый и проворный.
«Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!»
«Му! My! My! — кричит корова. — Забодаю Катю с Вовой!»
6. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски. — Быстро дайте молока Для котенка и щенка».
«Гав! Гав! Гав!» — Щенок в корзинке. «Гав! Гав! Гав!» — Пятно на спинке. «Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!»
7. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»
Как кричит курочка?
- Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!» Как кричит гусь?
- Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку!» Как кукует кукушка?
- Это лягушка. Лягушка квакает: «Ква! Ква! Ква!» Как квакает лягушка?
- Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!» Как крякает утка?
- Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?
8. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
- Машина гудит: би-би-би! Как гудит машина?
- Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум! Как играет мальчик?
- Папа стучит молотком: тук-тук-тук! Как папа стучит молотком?
- Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь! Как звенит колокольчик?
- Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду! Как мальчик играет на дудочке?
Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гудит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п.
9. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
- Малыш топает: топ-топ-топ! Как топает малыш?
- Вода капает: кап-кап-кап! Как капает вода?
3.Часы тикают: тик-так! Как тикают часы?
- Часы бьют: бом-бом-бом! Как бьют часы?
- Охотник стреляет: пиф-паф! Как стреляет охотник?
- Зайчик прыгает: прыг-прыг! Как прыгает зайчик?
10. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
- Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но!» Как мальчик погоняет лошадку?
- Девочка наказывает куклу: «На! На! На!»
Как девочка наказывает куклу?
- Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну!» Как дядя погоняет ослика?
- Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не!» Как капризничает малыш?
Учитель-логопед СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ №7 Волкова С.Н.
Литература:
Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для
родителей дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-
ПРЕСС» 2007.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ « ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
Цель: учить детей составлять творческие рассказы на заданную тему. Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением, согласовывая слова в роде, числе, падеже, учить детей ориентироваться во времени. Учить находить сходства и различия предметов, согласовывать слово с действием. Пополнять активный глагольный словарь и словарь признаков. Учить чувствовать темп, ритм музыки, предавать настроение музыкального произведения. Приобщать к слушанию классической музыки, давая ее характеристику. Познакомить детей с первым весенним цветком- подснежником, учить видеть красоту и необычный цвет. Развивать умение передавать красоту в рисунке. Воспитывать интерес к редким видам растений и бережное отношение к ним. Развивать мелкую и общую моторику. Оборудование: Картины с изображением времен года (зима, весна, лето), мольберт, изображение подснежника, кисти, краски по количеству детей.
Ход занятия.
1.Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла « Времена года. Апрель».
Учитель- логопед: - Ребята, какое время года изображено на картине? Какое время года сейчас за окном? (весна). А какое время года было до весны? (зима). Чем отличается зима от весны? (ответы детей). Какое время года наступит после весны? (лето). Дети называют отличия весны от осени.
2. Ребята, а мы с вами учили много загадок о весне, давайте загадаем их нашим гостям.
- Маша – 4 раза к нам приходит дед,
И каждый раз он в разное одет.
4 раза платья он меняет
И снова все сначала начинает. ( времена года).
- Кирилл - Лежало одеяло
Мягкое, пушистое.
Солнце напекло, одеяло утекло. ( снег)
- Настя – Под осоку на песок
Уронили поясок.
И лежит, да не поднять,
И бежит, да не поймать.( ручеек).
- В синей чаще алый мяч,
Он и светел, и горяч. ( солнце).
- Яша - К маме-речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (ручей)
- Ефим - Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но, когда я захочу,
даже камень источу. ( вода).
- Тает снежок,
Ожил лужок.
День пребывает,
когда это бывает? ( весной).
- Даша - Я от солнца плачу,
Не могу иначе.(сосулька).
- Первым вылез из землицы на проталинку,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник).
Учитель- логопед показывает картинку подснежника (дети рассматривают его, говорят о его признаках).
3. Учитель- логопед: Ребята, а весна есть не только в природе, но и в музыке. Давайте с вами вместе вспомним и споем песню, которую вы учили на музыкальном занятии. Она так и называется «Весна стучится в окна» (дети поют песню).
4. Физкультурная минутка «Цветы»: - Утром синие цветочки
Раскрывают лепесточки, Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Ну а вечером цветки
Закрывают лепестки. Головки опускают И тихо засыпают.
5. Учитель- логопед: Вот и вырос наш подснежник. Представьте себе, что все вы подснежники, вы только что появились из-под снега. И что же вы увидели вокруг? (дети составляют творческие рассказы о подснежнике).
Учитель- логопед: Ребята, вы так много сегодня говорите о весне, о подснежниках. Знаете и песни, и загадки, а давайте с вами попробуем нарисовать подснежник и подарим его нашим гостям (объясняет, как правильно нарисовать цветок, помогает детям случае затруднений). Фоном звучит музыка П.И. Чайковского из цикла « Времена года». Дети дарят рисунки гостям.
- Итог. Учитель- логопед: Вот и подошло наше занятие к концу, пришло время прощаться с нашими гостями. Дети выходят из музыкального зала под музыку Чайковского «Времена года».
Учитель-логопед СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ №7 Волкова С.Н.
Используемая литература:
1. Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова « Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине». Типография Ул.ГПУ 1992.
2. Э.П. Короткова « Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателей детского сада» Москва «Просвещение» 1982.
3. Музыкальный альбом П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ» В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ
НАПРВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
Цель: обобщить знания детей о звуковом и слоговом анализе и синтезе слов.
Задачи: - Закрепить знания детей о предложении и его графической схеме.
-Закрепить знания о буквах и звуках речи, их характеристиках.
- Привлекать к активности и речевой инициативе детей с ТНР,
- Закрепить логоритмические умения и навыки.
- Формировать связь музыки, речи и движений.
- Воспитывать умение оказывать помощь и поддержку друг другу в трудных ситуациях.
- Развивать навыки самоконтроля за речью.
Оборудование:
Костюмы Короля и Королевы, два трона, раздаточный материал: образы букв (гласны и согласные), слоговые дорожки, удочка, маркер, листы бумаги, картинки для звукового анализа слов, карточки с графическими схемами предложений, призы.
Участники и герои: команды детей «Молодцы» и «Удальцы»,
ведущий- учитель – логопед, Король и Королева – воспитатели группы, музыкальное сопровождение – музыкальный руководитель.
Ход:
Ведущий: Вы ждете, когда я праздник начну?
Ну что ж, мы отправимся с вами с страну,
Где Королева живут и король,
А детям отводится главная роль.
(Звучит музыка, входят две команды детей «Удальцы» и «Молодцы». Приветствие команд: - Мы сегодня вам покажем «класс», называйте «Молодцами» нас. – Нет, сегодня мы покажем «класс», называйте «Удальцами» нас.).
Ведущий: Вот мы и в сказочной стране. Обе команды становятся помощниками Короля и Королевы, которые должны будут выбрать лучшую команду.
Вот 2 трона. Но, где же Король и Королева?
(Звучит музыка, входит король, тянет за руку Королеву и ворчит).
Король: - Опять сбежала то меня Королева моя!
Королева (капризно): - Захотела и покинула свой трон, наконец,
Надоели мне Король и дворец.
Король: (поет на мелодию из мультфильма «Бременские музыканты»). – Я к порядку приучу!
Королева: (поет) – я сидеть здесь не хочу!
(Король усаживает Королеву на место, садится рядом, берет журнал и читает его).
Ведущий: Извините, уважаемый Король и Королева, вы так увлеклись друг другом, что не заметили нас, гостей вашей страны!
Королева: - Отложи-ка ты журнал!
Здесь детишек полон зал!
Король: Вы кто такие и откуда вы пожаловали к нам?
Ведущий: - Мы из детского сада «Дружные ребята», а дети хотят стать вашими помощниками. Вот две команды, выбирайте любую.
Король: Очень даже кстати,
Все разбросано вокруг!
Эй, команды! Помогите!
Нам все буквы соберите.
Почему все буквы разные: синие, зеленые, красные?
(Дети собирают по отдельности гласные, твердые и мягкие согласные).
1 ребенок:
- Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет –
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
2 ребенок:
- Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть…
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
3 ребенок:
- СССС- змеиный слышан свист,
ШШШШ- шуршит опавший лист,
ЖЖЖЖ –жуки в саду жужжат,
РРРРР- моторы тарахтят.
4 ребенок:
- Будем знать мы алфавит
–Всё вокруг заговорит!
Станем книжки мы читать,
Мир огромный узнавать.
Король: - А вот тут еще разбросаны игрушки, помогите их собрать.
Ведущий: - В этом королевстве такой порядок: каждая игрушка должна сидеть на своем месте. Вам, ребята, надо определить сколько слогов в названии каждой игрушки и выбрать для нее нужное место. (на дорожках выложены схемы 1-2-3-х сложных слов).
Королева: Если скучно вам игрушки собирать,
Можете сейчас вы потанцевать.
(Дети исполняют танец). В это время Королева выходит из зала.
Король: Ой,ой,ой!!!
Ведущий: Что у Вас случилось?
Король: Королева заблудилась.
Ребенок: - Заблудиться может каждый!
Даже очень, очень важный
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок.
Вот и слово заблудилось:
Не в том месте очутилось,
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей!
Ведущий: - Не волнуйтесь, Король! Ваши помощники найдут слова, которые «заблудились». Ребята, перед вами дом, на первом этаже которого живут слова со звуком «С», а на втором этаже живут слова со звуком «З». Ваша задача найти на каждом этаже лишнее слово.
(одна команда «работает» со словами на первом этаже, другая команда на втором этаже). Король оценивает выполнение задания.
Ведущий: - Нашлись слова, нашлась и Королева.
(Королева возвращается и садится на трон рядом с Королем).
Король: - Красива ты, но капризна чуток, пойду отдохну от тебя на бережок.
Королева: - Удочку возьми, половишь, мой дружок!
(Король берет удочку и идет ловить рыбу, а Королева подговаривает детей).
- Не дадим ему спокойно посидеть!
Будем ему громко песни петь.
Дети поют песню «Любитель рыболов».
Король: Вы мне всю рыбу распугали. Они превратились в слова, а слова рассыпались на буквы и мне теперь их не собрать.
Ведущий: - У тебя же есть помощники, они тебе смогут помочь.
Ребенок: - Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ…
Но, когда с умом, толково
Их построить в четкий ряд, -
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят!
Так поможем им, ребята,
Поскорее всё собрать,
Чтоб слова могли мы вместе
Очень быстро прочитать!
(Король достает с одного конверта «рассыпанное» слово для команды «Молодцы», с другого конверта для команды «Удальцы», дети выполняют задания, затем Король и Королева оценивают работу детей).
Ведущий: - Уважаемый, Король и Королева, а в вашей стране кто-нибудь умеет петь частушки?
Король: Нет.
Королева: Хотелось бы услышать!
Ведущий: Пожалуйста!
1 ребенок:
- Букву Д на дне пруда отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело драки.
2 ребенок:
-Как-то взумали газели
С буквой Т затеять игры.
И за это чуть не съели
Их безжалостные тигры.
3 ребенок:
- Вот какая смехота: Р свалилась на кота!
Кот не кот теперь, а крот
Роет он подземный ход.
4 ребенок:
- К в карман к монтеру прыг,
А в кармане – РОЛИКИ.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.
Король поет:
- Дали мне сегодня роль
КО приставил слева
Получился я Король
А рядом – Королева.
(Обнимаются).
Король: Ребята, частушки вы спели очень хорошо, но я прошу вас мне помочь. Мне прислали письмо, но зашифровано оно. Одни палочки и точки, непонятно ничего.
(Король достает из конверта два листка, на которых изображены схемы предложений. Задача команд, подобрать предложения к каждой схеме).
Ведущий: Соединили два-три слова – И пословица готова!
- С книгой поведешься – ума наберешься.
- С книгой жить – век не тужить.
- Без букв и грамматики не выучишь и математики.
Ведущий: Пришло время выбирать лучшую команду. Кто же победил, «Молодцы» или «Удальцы»?
Король: Обе команды понравились и с заданиями трудными справились!
Королева: были все «Молодцы» удальцами, а все «Удальцы» молодцами.
Ведущий: Значит, обе команды победили?
Король и Королева: ДА!!!
(Награждают детей памятными призами). Коней праздника.
Учитель-логопед СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ №7 Волкова С.Н.
«Методические рекомендации по формированию правильного произношения при использовании артикуляционной гимнастики».
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
Артикуляционная гимнастика может проводиться:
- Фронтально (с группой), общеразвивающие упражнения;
- Индивидуально;
- Подгруппой (3-4 человека), упражнения на определённый звук.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
К статическим относятся:
- «улыбка», - «трубочка», - «окошко», - «лопатка», - «иголочка»
они служат для формирования артикуляционного уклада.
Динамические упражнения:
- «улыбка-трубочка», - «качели», - «маятник», -«лопатка-иголка».
Важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.
Методика проведения артикуляционной гимнастики.
В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.
Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:
- Учет нормальной артикуляции нарушенного звука;
- Учет конкретной формы нарушенного произношения;
- Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.
Упражнения могут выполняться активно (самостоятельно ребенком) и пассивно (с участием логопеда, воспитателя, родителей). Пассивные постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные.
Все артикуляционные упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом с активным использованием зрительного контроля, на поздних этапах без зеркала, лицом к логопеду. Это дает возможность развитию кинестезии или кинетических ощущений, как «базальных компонентов речи» (Павлов), необходимых для произношения звуков. Кинестезия (кинетические ощущения) - это ощущения положений и движений органов артикуляции.
Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, увеличивая под счет. Упражнения прекращают выполнять при гиперемии
(покраснении), посинении (цианозе), треморе (мелкие подергивания). Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.
(Показ картинок для артикуляционной гимнастики)
Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку.
- Улыбнись
- Покажи зубы,
- Приоткрой рот,
- Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.
Методика проведения упражнения:
- Учитель - логопед или воспитатель рассказывает о выполнении упражнений;
- Предлагает образец выполнения упражнения;
- Контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.
Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребенка и у взрослого. При проведении пассивной гимнастики стерильные салфетки, латок для использованных салфеток. Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов.
Вывод: 1. Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка. 2. Логопед должен правильно подобрать артикуляционные упражнения с учётом формы речевого нарушения и конкретно нарушенного звука.
Учитель-логопед СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ №7 Волкова С.Н.
Использованная литература:
1.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников». М., 1998.
2.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии». – М., 1989.
3.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...