Воспитание патриотизма у старших дошкольников
статья (старшая группа)
Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» – неожиданно приобрели новое весьма актуальное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма у старших дошкольников
Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» – неожиданно приобрели новое весьма актуальное значение.
Именно поэтому патриотическому воспитанию на государственном уровне придаётся сейчас большое значение, и воспитание патриотизма у дошкольников является на данный момент актуальной темой.
Одним из основных принципов дошкольного образования, которые лежат в основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Патриотическое воспитание включает в себя много разделов: это воспитание любви к родителям, близким, к своей малой родине, детскому саду, городу, к Родине, своей Отчизне. И наконец, патриотическое воспитание было бы неполным, если не познакомить детей с героическими подвигами соотечественников в различных войнах, с великими полководцами, с событиями Великой Отечественной войны.
Современные дети знают о звёздных войнах, суперменах и космических рейнджерах из зарубежных мультфильмов и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьёзно, с позиций гуманистических ценностей.
Ребёнок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Погружение в тему Великой Отечественной войны в нашей группе началось опосредованно, для того чтобы вызвать интерес у детей: «А что это?». Для этого мы организовали выставку книг с иллюстрациями о событиях войны. Параллельно обогащали понятийный словарь детей такими словами, как: МИР – это счастье, веселье, покой, радость, созидание во всех сферах жизни человека и его души. МИР – это великая ценность, которую необходимо оберегать и сохранять. МИР – это ЖИЗНЬ! ВОЙНА – это тревога, страх, слёзы, горе, отчаяние, голод, смерть.
ВОЙНА – это страшная беда, которая несовместима с жизнью! ВОЙНА – это СМЕРТЬ!
Вот какие литературные произведения мы читали с детьми в нашей группе: Дмитрий Пентегов «Паровоз «Овечка», «Сказка о Военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове» А.Гайдара, солдатская сказка К. Паустовского «Похождение жука – носорога». Еще один рассказ К. Паустовского – «Волшебное колечко» – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке. Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка – невидимка», «Иван – виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат» и другие. Повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Туричина. Семенцова Валентина Николаевна – автор книги «Лист фикуса. Рассказы о войне» – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют “Детьми блокады”. В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде. Повесть «Вот как это было» посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки.
Для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В дошкольном возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военного героизма) – нужна опора на визуальные впечатления.
Для сопровождения чтения вслух рассказов, я использовала наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки о Великой Отечественной войне.
В результате моей целенаправленной работы у детей появился интерес к самостоятельному рассматриваю книг по военной тематике, рассказываю историй о своих прабабушках и прадедушках.
В качестве дополнительного средства ознакомления с событиями Великой Отечественной войны мы выбрали советскую мультипликацию. Выбрав мультипликацию, мы хотели проверить насколько это средство является эффективным при ознакомлении с событиями Великой Отечественной войны. Мультипликация является видом искусства, который доступен детскому восприятию. Яркость, эмоциональность образов, создаваемых мультипликацией, делают этот вид искусства очень привлекательным для детей.
Для того чтобы использование мультипликации было положительным и адекватным возрасту детей нашей группы мы учитывали следующие принципы: связь с жизнью, содержательность, грамотное педагогическое руководство, побуждающее самостоятельную активность детей; принцип гуманизма; принципы доступности, наглядности, учета возрастных и интеллектуальных возможностей детей; принцип индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.
Главная педагогическая ценность советской мультипликации заключается, прежде всего, в универсальности языка. Дети могут часами смотреть мультфильмы, потому, что такую информацию они легко усваивают. Мультипликационный фильм для дошкольника – это погружение в другой мир. Эти преимущества мультипликации мы использовали при ознакомлении детей нашей группы с событиями Великой Отечественной войны.
Мы выбрали отечественные мультфильмы, потому что герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.
Персонажи прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребёнок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Мультфильмы о событиях Великой Отечественной войны содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.
Мультфильмы были подобраны производства киностудии «Союзмультфильм», творческого объединения «Экран» 1940-1980 годов выпуска о событиях Великой Отечественной войны»: «Василёк»; «Солдатская сказка»; «Партизанская снегурочка»; «Воспоминание»; Легенда о старом маяке»; «Скрипка пионера»; «Сильные духом крепче стены».
Хочу отметить ещё следующее, в разговоре с детьми о событиях Великой Отечественной войны мы старались не употреблять слов «Германия», «немцы», а больше говорили «фашизм», «фашисты», чтобы случайно не заронить зерно неприязни к немцам, как нации и Германии, как стране.
После просмотра мультфильмов с детьми проводили беседу об увиденном.
Для закрепления знаний, а также для определения насколько детям понятен и доступен наш метод ознакомления с событиями Великой Отечественной войны, мы предложили детям составить рассказы и организовать выставку рисунков на тему «Что я знаю о войне». Анализируя рисунки, мы увидели, что дети в основном использовали цветные карандаши ярких тонов. В рисунках очень мало чёрного, коричневого, фиолетового цветов. Это говорит о том, что своими рассказами о войне мы не напугали детей.
Дети с переживанием, жалостью, а иногда и с восхищением озвучивали то, что изображено, а это уже эмоциональный отклик, который показывает о зарождении начал патриотизма и чувства гражданственности.
Благодаря систематическому ознакомлению детей с художественными произведениями о войне я доказала воспитательную силу художественной литературы, направленную на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствовали пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект « Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников »
Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и красивом городе – Камне- на- Оби. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ « Детский сад №27» является частью системы города и успешно р...
Воспитание патриотизма у старших дошкольников.
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. ...
Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"
На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...
Педагогический проект «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в...
Воспитание патриотизма у старших дошкольников на примере героев Отечества
Аннотация: любовь к Родине украшает человека, придаёт его жизни более глубокиё смысл. За что наши люди любят Россию, и как эта любовь проявляется? Этому нас учит сама история нашего государства. В ста...
«Воспитание патриотизма у старших дошкольников на примере подвигов русского народа в годы Великой Отечественной Войны».
Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм. Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина....
Доклад для воспитателей ДОУ «Воспитание патриотизма у старших дошкольников»
Доклад предназначен для воспитателей дошкольныхобразовательных учреждений старших групп....